Панк-театр группы Король и Шут
Всех карлик приглашал:
«Кто вечером придет,
Тот со смеху умрет!
Будет вам очень, очень хорошо!
Денег не жалей, богатей!
Вечер смеха и страстей!!!»
Песня группы Король и Шут
Послание.
20 мая 2011 года, в столичном клубе А2, выступила легендарная команда КОРОЛЬ и ШУТ с программой «Король вечного сна».
В основу концерта легли песни из нового альбома «Театръ Демона». В пресс-релизе мероприятия было заявлено о том, что, на концерте все, в том числе и новые песни прозвучат в электричестве. Несмотря на то, что новый альбом акустический. Так и случилось.
Про клуб.
Несколько слов о клубе. Он входит в единую сеть клубов, наряду с Arena Club Moscow и расположен в том же помещении, которое до сентября 2010 года занимал знаменитый клуб Б1 Maximum, который был закрыт из-за проблем с пожарной безопасностью. Ваш покорный слуга неоднократно бывал в Б1 и был неприятно удивлен рядом изменений, неизбежно произошедших в данном помещении.
Ну, во-первых, новые хозяева не стали париться с ремонтом, и внутри клуб выглядит весьма пошарпанно, особенно это касается лестниц, гардероба и туалета. Во-вторых, в подвальном этаже напротив гардероба открыли дополнительный бар, что привносит в этот отсек ненужную суету и толчею. В-третьих, вытяжки в концертном зале на протяжении всего концерта нормально не работали, из-за чего нахождение в зале больше напоминало посещение насквозь прокуренной сауны и являлось опасным для здоровья. Я лично видел, как некоторых людей уносили или выводили под руки именно потому, что им становилось плохо из-за табачного дыма и невыносимой духоты. А ведь в зале было немало людей, которые пришли на концерт с детьми! Ничего удивительного в этом нет. Песни КОРОЛЯ и ШУТА нравятся взрослым и детям.
А в-четвертых, самое главное. Звук на протяжении всего концерта был полный отстой! Все сливалось в грохочущую кашу. Я так понимаю, что бывшие хозяева помещения забрали оборудование с собой. А новые опять же решили сэкономить. И на чем! На звуке! Это в музыкальном-то клубе, который позиционирует себя, как один из лучших в Москве!!!!
Кроме того, вы видели в каком-нибудь музыкальном клубе платный гардероб? Нет? И я нет. А в сети этих клубов гардероб платный! По крайней мере, в центральном клубе Arena. Остается непонятным – а за что собственно в данном случае снимаются эти деньги?! Организация работы в гардеробе отвратительная, влекущая толчею, нездоровую нервную обстановку в среде посетителей и неизбежные конфликты.
Я надеюсь, что хозяева данного заведения сделают правильные выводы из этого мероприятия и привнесут качественные изменения в свою работу.
Клуб оказался заполнен под завязку. Что поделать, если КОРОЛЬ и ШУТ – народная рок-группа! Создавалось впечатление, что билетов в танцевальный партер было продано больше, чем он реально может вместить. Хотя клуб действительно большой, рассчитан на 3500 человек. Почти все люди в зале беспрерывно курили, пили и потели. А также беспрерывно толкались, направляясь в туалет. Стихийно организованные группки танцующих «пого», вносили дополнительную сумятицу и озлобленность, ввиду крайне плотного заполнения зала.
Поймите правильно, я вовсе не ворчу. Я всю свою сознательную жизнь посещаю рок-концерты, в том числе и клубные. Всякое бывает – задержки начала концертов, проблемы со звуком, прокуренность зала и т.д. Но когда целая куча отрицательных факторов оказывается в одно время и в одном месте – молчать об этом невозможно! К тому же, не в обиду нынешним хозяевам этого помещения, но хозяева предыдущие больше думали о посетителях и их удобствах. А то, что я увидел в А2 в этот вечер, напомнило мне клубы второй половины 90-х годов, в которых не было кондиционеров и вытяжки, звук был откровенным дерьмом, а охрана полными отморозками. Единственный плюс А2 – это деликатная и в целом любезная охрана в зале. Но, согласитесь, это не самое главное в данном конкретном случае.
Вместо предисловия.
Сам концерт, несмотря на все эти минусы, был хорошим. КОРОЛЬ и ШУТ никогда не обманывают ожиданий. Я бывал на их выступлениях много раз. Конечно, это было не лучшее из них. Но вполне достойное. Лучшее их выступление, на мой взгляд, из тех, которые я посещал – программа «Ром» в Москве, в Зеленом театре парка Горького летом 2007 года. Тогда было просто кайфово! Концерт на свежем воздухе, с отличным звуком, светом и видео. До сих пор вспоминается. Но вернемся ко дню сегодняшнему.
Действо в полной мере напоминало театральное, с драматическими паузами и отступлениями. Чувствовался высокий профессионализм, который с годами у КиШ только возрастает.
Ретроспектива, анализ и вехи.
Сами музыканты группы КОРОЛЬ и ШУТ ведут свою историю с 1991 года, когда они начали играть в легендарном питерском клубе «Там-Там». В качестве гонорара за выступления там полагался ящик пива. Из этой же тусовки вышли такие группы, как ПИЛОТ, TEQUILAJAZZZ, ХИМЕРА и др. Но впервые группа широко заявила о себе, выступив в июне 1996 года на стадионе Петровский в Питере, в рамках легендарного фестиваля «Наполним небо добротой».
Уже через год после этого события был выпущен первый официальный релиз – альбом «Камнем по голове». Диск наделал много шума в меломанских кругах Питера. Брутальный панк-рок со сказочными текстами – это было в новинку! В сознании большинства меломанов панк-рок – это песни протеста против Системы, против устоявшихся канонов и глупости. Но КиШ доказали всем, что можно не только протестовать, а сочинять занятные истории, которые нравятся в равной степени, как детям, так и их родителям, обрамляя их в драйвовую канву классического панк-рока! Вскоре после этого был выпущен первый видеоконцерт – «Праздник Скоморох», содержащий выступление группы в легендарном питерском клубе «Полигон».
В следующем 1998 году вышел новый альбом, первоначально носящий название «Король и Шут». Впоследствии, при переиздании, он был переименован в «Будь как дома, путник!». По задумке музыкантов, именно этот материал должен был стать их первым официальным альбомом. Но по разным причинам, он стал вторым. В него вошли наиболее любимые фанатами песни – «Два друга и разбойники», «Сапоги», «Охотник», «Лесник» и «Собрание».
С этого момента за группой закрепилась репутация крепкой панк-банды, тексты песен которой являются страшными сказками, черными шутками, либо философскими притчами. Группа активно выступает в клубах, постепенно увеличивая свою аудиторию не только в Питере, но в Москве и других городах страны.
В 1999 году, неожиданно для всех КиШ записали «Акустический Альбом». Презентация его состоялась в феврале, в ДС Юбилейный, в Питере, при полном аншлаге. Пластинка состояла преимущественно из красивых, лирических, а иногда романтических песен и совсем не была похожа на работу панк-группы. Многие ярые фанаты группы и недалекие критики были разочарованы. Тогда еще не все понимали, что такое на самом деле КиШ.
Кроме того, это был первый альбом, где из тени «Горшка» вышел второй полноправный лидер команды «Князь», который до этого преимущественно был на подпевках. Да, как не крути, «Горшок» является лицом группы и автором некоторых текстов песен и большей части мелодий. А «Князь» автор фактически всех текстов песен и многих мелодий. В данном же альбоме его творческая эманация явно доминировала.
Осенью того же года выходит новый видеоконцерт «Ели мясо мужики», содержащий июньское выступление группы в знаменитом питерском клубе «Спартак» и первый профессиональный клип группы, снятый на заглавную песню. Снимал его известный в то время режиссер Борис Деденев. Также этот концерт увидел свет и в аудио-варианте. Мне особенно приятен тот факт, что я на этом историческом концерте был и видел все это собственными глазами.
Помню, что мне удалось пробраться на балкончик и наблюдать за вакханалией сверху. Впечатления, надо сказать, незабываемые! Концерт открыла группа КУКРЫНИКСЫ, лидером которой является родной брат «Горшка» - Алексей «Ягода» Горшенев. После окончания выступления «Ягода» и «Ренегат», два главных на тот момент участника КУКРОВ, пришли с какими-то девицами на тот самый балкон, где сидел я и пили пиво на протяжении всего выступления КиШ. А те рубились так, что стены клуба трещали! «Горшок» был в одних шортах и страшно вращал глазами. «Князь» на паре песен брал в руки гитару и наглядно показал всем, что он полноправный второй лидер команды. Уже тогда стало ясно, что группа окончательно выросла из клубного формата и ей пора арендовать более просторные площадки.
В 2000 году увидел свет наиболее слабый альбом команды – «Герои и злодеи». Возможно, это было связано с внутренними проблемами в коллективе, возможно с недостатком действительно ярких песен. Работу не спасало даже участие в ней таких известных музыкантов, как Чиж и Йорик. Так или иначе, пластинка не впечатляла. Думаю, музыканты и сами это понимали, потому, как в последствии песни из нее на концертах уже не исполнялись.
В 2001 году, КиШ реабилитируется, выпустив едва ли не лучший свой альбом «Как в старой сказке». Снимается второй профессиональный клип в истории группы – «Проклятый старый дом», который стал суперхитом «Нашего радио». Но и без этого в альбоме немало ярких песен – «Гимн шута», «Старинные часы», «Кузьма и барин» и др. Состав группы в этот момент пополнился гитаристом Александром «Ренегатом» Леонтьевым, экс-КУКРЫНИКСЫ. Данный факт придал музыке команды, как жесткости, так и дополнительного мелодизма.
Выпущенный через год новый альбом «Жаль, нет ружья» только укрепил общероссийскую славу КиШ, хотя был не настолько ярким, чем его предшественник. Зато содержал такие хиты, как «Мертвый анархист» и «Медведь». Группа покоряет самые большие площадки, является желанным гостем и зачастую хэдлайнером всех главных рок-фестивалей страны – «Нашествие», «Эммаус», «Крылья», «Окна открой!» и др.
В 2003 году выходит очередной концертный альбом «Мертвый анархист», запечатлевший группу на пике своей формы и популярности, во время выступления в Москве, в СК Олимпийский.
В следующем 2004 году выходит новый альбом команды – «Бунт на корабле». Несмотря на то, что он содержал такие яркие песни, как «Хард-кор по-русски», «Месть Гарри» и «Северный флот», впечатление он производил весьма удручающее. Повторялась история 4-х летней давности. Группу покинула скрипачка Мария Нефедова. Уже на выходе были бас-гитарист Александр «Балу» Балунов и «Ренегат». Группа, в связи с неизбежными изменениями саунда, решила записать альбом в лучших традициях своего раннего творчества. Причем записывали они его «живьем», с минимумом наложений. А мастеринг пластинки был произведен в Германии. Но не получилось. И даже участие в работе Евгения «Ай-ай-ай» Федорова из TEQUILAJAZZZ и Александра «Рикошета» Аксенова, положение не спасало.
Группа пережила свой пик, и неизбежно скатывалась с вершины. Радует тот факт, что этот, в общем, естественный ход вещей не вогнал команду в депрессию, а они продолжили работу и уже вскоре порадовали новыми песнями, вселяющими надежду.
В 2005 году оба лидера КиШ отметились сольными альбомами. В начале года Михаил «Горшок» Горшенев выпустил диск «Я алкоголик, я анархист», состоящий из кавер-версий песен Николая Михайлова, первого лидера легендарной питерской панк-группы БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД. Этот творческий акт был продиктован не столько потребностью сольного самовыражения, сколько благотворительным жестом и данью уважения. Гонорар за альбом Михаил отдал автору песен, который на тот момент оказался на улице. На эти деньги удалось купить Николаю Михайлову комнату, в которой он прожил еще год своей недолгой жизни.
А в конце года Андрей «Князь» Князев выпустил альбом «Любовь негодяя», являющийся по своей сути неким продолжением «Акустического Альбома» КиШ.
Осенью 2006 года, увидел свет долгожданный новый альбом группы - «Продавец кошмаров», ставший этапным в творчестве КиШ. Песни «Марионетки», «Ром», на которую был снят очередной профессиональный клип, «Джокер», также увенчанный клипом и «Отражение», стали ярчайшими хитами. Музыка группы, как и тексты песен, претерпела качественные изменения.
Во многом это произошло благодаря удачному изменению состава. Вместо ушедших музыкантов пришли скрипач Дмитрий «Casper» Ришко и бас-гитарист Сергей Захаров. А тексты песен стали более глубокими, затрагивающими не только сказочные или мистические аспекты, но и психологические. К примеру, «Отражение» - песня о проблемах раздвоения личности. А «Свой среди чужих» - откровение страшного человека о том, какие жуткие экзамены он устраивал для своих учеников. Тексты песен КиШ с этого момента уже в полной мере можно именовать стихами, ввиду их несомненной поэтичности и многомерности.
Группа в очередной раз доказала свою творческую состоятельность и отметила свое 15-летие выпуском DVD «15 лет» в качестве приложения к новому альбому, а в 2007 году еще и сборником «Страшные сказки».
В 2008 году, следуя установившейся в последние годы традиции выпуска альбома после 2-х лет перерыва, КиШ выпустили диск «Тень клоуна». По сути, это наиболее навороченный в музыкальном плане и наиболее экспериментальный из всех альбомов группы. КиШ, благодаря тому, что ее состав укрепился за счет их бывшего звукорежиссера, а теперь клавишника Павла Сажинова, не чуралась даже электронных экспериментов.
Тематика песен порадовала разнообразием. Морская тема – «Дагон», деревенская страшилка «Ходит зомби», героический эпос «Ричард Гордон», новогодний образец черного юмора – «Санта Клаус», песня в лучших традициях русского рока – «АМTV», а также группой впервые был использован текст не постоянных авторов «Князя» и «Горшка», а легендарного автора мистических историй Говарда Лавкрафта – песня «Вестник».
Осенью 2010 года увидел свет 10-й номерной альбом КиШ – «Театръ Демона». Группа в очередной раз показала, что не собирается топтаться на месте, а решилась на очередной эксперимент, записав пластинку в самоизобретенном стиле «арт-панк».
В определенном смысле этот релиз можно рассматривать, как продолжение того же «Акустического Альбома». Но зачем? Да, это акустика. Но с иным подходом к звуковому пространству альбома. Песни блистают филигранными аранжировками и неожиданными соло. А стихи наполнены романтическими и подчас противоречивыми образами, каждый из которых – новая страница в творчестве группы, ставшей мудрее и искушеннее. Здесь фактически нет привычных сказок. Истории наполнены реальным драматизмом сюжета и не лишены романтической составляющей.
В записи альбома принимало участие изрядное количество приглашенных музыкантов, каждый из которых привнес в альбом толику своего таланта. При этом, несмотря на акустическое решение, альбом насыщен удалью и драйвом настоящего панк-рока. Материал получился настолько гармоничным и концептуально выдержанным, что весьма сложно выделить в нем лучшие песни. Каждая из них, как бриллиант в золотой оправе. Но помимо уже известных широкой общественности песен «Танец злобного гения» и «Фокусник», особого внимания заслуживают «Мадам Жоржет», «Бунтарь», «Бал лицемеров» и «Защитники».
Отдельного упоминания заслуживает оформление диска. На этот раз группа отошла от уже привычного для нас красочного панк-арта, а решилась на дизайн «под старину». Обложка стилизована под канцелярское дело, оформленное черно-белыми фото, на которых музыканты запечатлены в интерьерах прошлого, облаченными в костюмы, соответствующими по замыслу дизайнеров моде на мужскую одежду начала ХХ века. На каждого участника группы в буклете имеется шуточное досье, которое составлено также с учетом общей концепции оформления диска.
Занавес!
Выступление в А2 было условно поделено на 2 отделения. В первом были исполнены почти все песни из нового альбома. Честно говоря, в электричестве они много потеряли. Но возможно такое впечатление создавалось из-за плохого звука.
Пластичный «Горшок», блистающий ранней сединой во взъерошенных волосах, строил зверские рожи, курил, шутил, прикалывался над коллегами, плясал и пел, как всегда убедительно. «Князь» от него не отставал, двигаясь пусть и не столь пластично, зато, демонстрируя богатырскую стать и мужественность.
С годами, лидеры группы все меньше стали похожи на панков. Эту роль взяли на себя гитарист Яша Цвиркунов и бас-гитарист Сергей Захаров. Оба подтянутые, сверхэнергичные, со стильными ирокезами на головах и тату на теле. Клавишник Павел Сажинов половину концерта отыграл, будучи облаченным, в стильный костюм скелета. Игра барабанщика Александра «Поручика» Щиголева в этот вечер была слышна, пожалуй, громче всех. А вот скрипичные соло Дмитрия Ришко в кашеобразном звуке были почти неразличимы. Но было видно, что он старается изо всех сил.
Во втором отделении шоу были исполнены песни со всех альбомов, традиционно исключая «Герои и Злодеи». Публика в зале реагировала более чем бурно. Танцы «пого» и хоровое пение не прекращались ни на минуту. «Охотник» и «Ели мясо мужики», «Грохочет гром» и «Писатель Гудвин», «Проклятый старый дом» и «Гимн шута», «Медведь» и «Прыгну со скалы». А также многое другое!
На «бис» команда исполнила «Марионетки» и «Северный флот». Вакханалия закончилась также резко, как и началась.
Вместо послесловия.
Безусловно, КиШ на сегодняшний день одна из лучших групп среднего возраста в российском роке. Как в плане творчества, так и в плане концертного воплощения. И лучшего варианта сходить с друзьями выпить пива и покричать любимые песни, просто нельзя придумать! Спасибо КиШ за этот непрекращающийся Праздник Скоморох!
Свидетельство о публикации №211052101035