Гиппократов корпус

Отрывок из курсовой работы "Возникновение, развитие и практическое применение медицины в Древней Греции".


Гиппократа поистине можно считать «отцом медицины», так как именно он первый смог собрать воедино знание и опыт не только своей врачебной практики, но и подвести своеобразную черту предыдущих поколений. Главным наследием, дошедшим до нас от Гиппократа, является «Гиппократов корпус» (1).Он насчитывает в себе около 60 книг, посвященных самым разнообразным болезным и вопросам врачебной этики (2).Не все из них приписываются перу самого Гиппократа. Подавляющее большинство записей было составлено в период 430 – 330 гг. до н.э. Многое добавили ученики Гиппократа. Тот же «сборник», который дошел до наших дней окончательно сформировался лишь в III в. до н.э. в Александрии.
Вопрос о том, какие еще труды после себя мог оставить Гиппократ, не решен и по сей день. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, поэтому если они и дошли до нас, то в большинстве своем в анонимном варианте. Поэтому «Гиппократов корпус» является первым сочинением «имеющим автора», хотя скорее это можно назвать чем-то вроде памятного произведени (3). Известно также, что в написании первых зачатков «корпуса» Гиппократу помогали его сыновья: Фессал и Дракон.
В данном пункте мы хотели бы попытаться рассмотреть «корпус» самостоятельно и проанализировать насколько Гиппократ в тех или иных аспектах был прав. Нами будут рассматриваться только некоторые избранные сочинения, так как сам «Гиппократов корпус» может стать темой целой курсовой или дипломной работы. Выбор трактатов объясняется нашим желанием затронуть различную тематику сочинений, а не разбором каждого в отдельности.
 Поэтому, в первую очередь, обратимся к «Клятве», которая всегда считалась своеобразным уставом для врачей. Именно этот трактат, стоящий первым в «корпусе», показывает нам постепенное отстранение врачей от храмовой медицины: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением» (Hippokr. Iusi.). С другой стороны обращение к богам вносило каплю сакрального смысла в лечение больных, частичку веры в помощь высших сил (Ibid.). Также в «Клятве» рассказывается о врачебной тайне: «Что бы при лечении - а также без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной» (Ibid.). Однако в данном отрывке можно заметить, что врач не должен был разглашать не только чужие тайны, связанные с болезнями, но и тайны больного в принципе. Тот же вопрос поднимаются и в других сочинениях «корпуса»: «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление». В настоящее время постулат «Клятвы» о неразглашении врачебной тайны является официальным законом, который в прочем претерпел некоторые изменения.
Трактат «О враче» стоит также выделить отдельно, так как в нем мы находим образ идеального врачевателя. В первую очередь сам врач должен быть здоров, опрятен, решителен, презирать деньги, и находится в гармонии с самим собой (Hippokr. De medic., 1). Ни в коем случае нельзя было вредить больному и действовать опрометчиво (Ibid., 3-5). Уже тогда врачи прекрасно понимали, когда нужно действовать быстро, а когда спонтанность может привести к плачевным результатам. Необходимо было заботиться о жизни и здоровье больного, и применять свои знания лишь для пользы, а не для вреда. Также в тексте данного трактата мы находим описание хирургических инструментов и способы их применения (Ibid., 6-14). В подготовке же хирурга автор сочинения обращает внимание не столько на чистоту технического процесса, сколько на практические познания. Лучшей школой была война (Ibid., 14). Даже в настоящее время военные хирурги пользуются большим уважением. Это зависит от многих факторов: знания, скорость, опыт и, конечно же, хладнокровие.
В сочинении «О благоприличном поведении» мы встречаем немало важное упоминание о том, что идеальный врач представляет собой своеобразный тандем знания и мудрости: «ведь врач-философ равен богу» (Hippokr. De decent., 5).
Уже достаточно долгое время продолжается полемика: к чему же относить античную медицину – к науке или искусству? Однако в первых же трактатах «корпуса» мы не раз встречаем упоминания о том, что медицина – это искусство (Hippokr. Lex, 1; De medic., 14; De decent., 3; De arte), в котором всегда нужно двигаться вперед к познанию и совершенствованию. А значит сами врачи того периода воспринимали медицину, как искусство. Та же проблематика проглядывается и в трактате «О древней медицине», но в более открытой форме. В нем автор прямо ставит вопрос о двоякости восприятия врачебного дела. Допускаются мнения о том, что медицина не соотносима с понятием искусства (Hippokr. De prisc. med., 4).
Одной из главных идей данного сочинения является не менее важный вопрос: взаимоотношения медицины и натурфилософии. Врачи, опираясь на свое «научное искусство» не всегда признавали влияния натурфилософии. Они предпочитали идти путем практического применения, а не полагаться лишь на теоретические предположения (Ibid.).
Самая многочисленная группа сочинений «Гиппократова корпуса» касается трех главных направлений в изучении человеческого тела: анатомии, физиологии и патологии. То есть механизма, процесса и последствий. В небольшом трактате «Об анатомии» мы можем видеть описание строения тела. Оно одновременно касается почти всех аспектов анатомии, но, к сожалению, лишь приблизительно и очень не полно. Упоминаются кости, мышцы, внутренние органы. Немного говориться и о кровеносной системе организма (Hippokr. De anat.). Однако, не смотря на то, что данное произведение лишь мимолетом касается анатомического строения человека, раскрытие этого вопроса, несомненно, находит свое отражение в остальных трактатах раздела.
К примеру, сердце в «корпусе» описывается достаточно точно и красочно. Ему отводится главенствующая роль в работе всего организма. К тому же, именно сердце, по мнению автора - есть «произведение искусного  мастера» (Hippokr., De cord., 8).
Мы не хотели бы подробно останавливаться на описании каждого трактата из данного раздела, однако, одно из них мы не можем не упомянуть «О воздухах, водах и местностях». Это сочинение интересно, в главную очередь, развитием мысли о связи здоровья человека с окружающей средой (Hippokr. De aer., 1-11). Действительно, климат и природные условия оказывают огромное влияние не просто на одного человека, но и на всю нацию в целом.
Отчасти в том же контексте можно упомянуть самый большой трактат «Гиппократова корпуса» - «Эпидемии», где также рассматривается зависимость человеческого организма от климатических условий. Однако не этим так важен и знаменит данный трактат. В нем собраны наблюдения за больными, описание процесса болезни и дальнейшего выздоровления или же смерти пациента (Hippokr. Epid., I, III). Сам трактат посвящен не эпидемическим заболеваниям в понятии современных врачей, а тем болезням, которые были широко распространены в той или иной местности.
Одним из самых интереснейших сочинений «корпуса», несомненно, является трактат «О священной болезни». В нем не только тщательнейшим образом описываются признаки и способы лечения эпилепсии, но и затрагивается вопрос о том, что эта болезнь вовсе не была послана людям богами, а берет свои корни в образе жизни самого человека.
Автор сродни современным врачам уже тогда прекрасно понимал, что источником эпилепсии является человеческий мозг (Hippokr. De morb. sacr., 3). Причиной данного заболевания считается повышенная врожденная или приобретенная готовность мозга к судорогам. В большинстве случаев врожденность обуславливается наличием у родителей ребенка алкозависимости. Если она выражена в сильной форме, то это может оказать пагубное влияние на генную структуру мозга. Однако эпилепсия бывает и приобретенной. Кроме того, что она может быть вызвана алкоголизмом самого индивида, она также может возникнуть и в случае сильной травмы головы (4).Однако в трактате говорится, что «эпилепсия проявляется вследствие перемен ветров» (Ibid., 13). То есть объясняется влиянием на состояние мозга окружающей среды.
Так приступ эпилепсии описан в «корпусе»: «происходит лишение голоса, давление в горле, слюна течет изо рта, зубы стискиваются, руки сжимаются, глаза перевертываются, и больные ничего не понимают» (Ibid., 7).  В принципе, все симптомы совпадают. Говоря простыми словами, судороги при эпилептическом припадке обуславливаются резким сужением сосудов головного мозга, и сообщением мышцам электрического импульса, настолько сильного и быстрого, что происходит «замыкание цепи». Человеческий организм впадает в своеобразную панику, выйти из которой можно только посредством успокоения нервных импульсов. Объясняя это немного иначе, древние врачеватели пришли все же к тем же выводам (Ibid., 13-17).
И наконец, мы хотели бы обратиться к трактату «О врачебном кабинете». На самом деле в нем не говорится о кабинете, это скорее указания для хирургической практики. Данная книга состоит из 25 глав, однако, мы остановимся лишь на некоторых.
В 3 главе рассказывается о том, в каком положении должен находиться врач (оператор), чтобы операция прошла с наибольшим успехом. Каким должен быть свет. Как оказалось уже в древности, также как и в наши дни, врачи предпочитали использовать искусственное освещения. Так как его можно подстроить под себя, а не зависеть от него (Hippokr. De off., 3).
Система операционного процесса осталась прежней. Инструменты должны быть неподалеку от оператора, но в то же время не стеснять его движений. Если же операция проходит в присутствии помощников, то хирургические инструменты должны ими подаваться, для удобства врача и скорейшего завершения операции (Ibid., 5-6).
Также рассматриваются 2 вида повязок: наложенная и налагаемая. «Налагать следует быстро, безболезненно, ловко, изящно» (Ibid.,7). Отдельно выделяются виды уже наложенных повязок (которые, к слову, должны были выглядеть идеально): простая (круговая), спиральная, восходящая, глаз, ромб или полуромб. Каждая из них должна была четко соответствовать характеру повреждения (Ibid.). 
Немало важным можно считать упоминание о том, что «повязки должны быть чистые, легкие, мягкие и тонкие» (Ibid., 10).  Это играло одну из главных ролей в скорейшем и правильном заживлении любых ранений. Также внимание уделяется не просто видам обработки переломов, но и приспособлениям для поддержки частей тела, чтобы кости могли срастись (Ibid., 12-14).
Трактат «О врачебном кабинете» бесспорно можно назвать одним из важнейших при изучении применения на практике медицинских знаний того времени. Все материалы, записанные в «Гиппократовом корпусе», несомненно,  помогли будущим поколениям повысить «коэффициент выживания», а также дали сильный толчок к дальнейшему развитию медицины, как науки.
В своем «корпусе» сам Гиппократ пытался показать, что болезни – это не наказание богов, а результат не правильного образа жизни. Одной из главных особенностей данного сочинения является то, что в нем нет и намека на магическую основу врачевания. Гиппократ не видит никакой мистики в происхождении той или иной болезни. В этом заключается немалая заслуга «отца медицины» для будущих поколений. Даже если в чем-то он был прав, все же его учение о телесных соках было не верно. Возможно, отсутствие запрета на вскрытия человеческих трупов могло бы в корне изменить его воззрения на природу и строение человека. Однако когда запрет был снят, многое изменилось.


________________________
1 - Достаточно часто именуемый «Гиппократовым сборником».
2 - В данном случае мы взяли за основу общепринятое разделение.
3 - Большая часть «корпуса» написана учениками и продолжателями Гиппократа. Само же название, на наш взгляд, несет в себе в большей степени идею, нежели ссылку на автора.
4 - Популярная медицинская энциклопедия/ Гл. ред. Б.В. Петровский. 2-е перераб. и доп. изд. М., 1988. С. 679.
________________________
2011


Рецензии