Московский прогресс

В Москве после войны не так уж много менялось. Если власти решали что-то строить, то это становилось событием, о нем твердили газеты и радио. Знаковыми вехами стали и сталинские высотки, в том числе здание МГУ на Воробьевых горах, и новая застройка Хорошевского шоссе (там работали пленные немцы) и Ново-Песчанных улиц. Позднее, уже при Хрущеве, построили в Лужниках стадион ко всемирному фестивалю молодежи и студентов (у меня сохранилось фото, где мы с однокурсниками стоим на будущем поле стадиона, нас отправляли туда на субботники помогать с уборкой строительного мусора). Выросли всем известные Черемушки и другие подобные спальные районы со своими пятиэтажками, призванными решать жилищную проблему москвичей, построили метромост у Лужников и несколько транспортных сооружений (тоннели, эстакады) на Садовом кольце. Застраивался Кутузовский проспект, там появилась Бородинская панорама.

Крупное строительство велось, главным образом, на периферии. В центре мало что менялось. Исключение составил Ново-Арбатский (Калининский) проспект, его пробивали «по живому» сквозь старую московскую застройку Молчановки и знаменитой Собачьей площадки. А еще поблизости появилась коробка музыкального училища им. Гнесиных, изуродовавшая Поварскую (ул.Воровского), такая же бездарная коробка гостиницы «Минск» и огромная гостиница «Россия» (тоже коробка) с одноименным концертным залом. По соседству шла реконструкция исторических построек на ул. Степана Разина. А еще одна коробка возникла аж в самом Кремле – знаменитый Дворец Съездов. Самой высокой из коробок стало новое здание гостиницы «Интурист», похожее на спичечный коробок, поставленный на попа (снесли в 2002 году).

А мы все годами, да что там годами – десятилетиями ходили в одни и те же магазины за продуктами и промтоварами, стриглись в одной и той же парикмахерской, смотрели фильмы в одних и тех же кинотеатрах. Многие магазины десятилетиями сохраняли свои устойчивые, хотя и не официальные названия, понятные москвичам, в моем районе это были «Морфлот», «Инвалидный», «Три поросенка». В конце восьмидесятых мой кузен, приехав  в Москву из Нью-Йорка, был поражен тем, что за десять лет на Новинском бульваре не изменилось абсолютно ничего.

 Это были признаки застоя, стагнации. Старые особняки дореволюционной постройки стояли с осыпающейся штукатуркой, кое-где обнажалась дранка. Хрущевские пятиэтажки за 20-25 лет износились и требовали ремонта. На железобетонных эстакадах проржавела арматура, их эксплоатация становилась опасной, это касалось и лужниковского метромоста.

С перестройкой все изменилось, все пришло в движение. Новые рыночные реалии, начинавшиеся с кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности, вызвали невиданный до того скачок предложений товаров и услуг. Но все это требовало места. Конечно, сперва речи не было о каком-то новом строительстве, но уже появились заметные сдвиги. Нужно было быстро использовать то, что уже существует. Например, большинство кинотеатров, давно опустевших, не выдержав натиска телевидения, имели огромные фойэ. И скоро эти пустые пространства заполнили до отказа, там открылись мебельные салоны.Не остались незамеченными и солидные многоэтажные здания различных госучреждений, в первую очередь больших проектных институтов и НИИ. Потеряв в начале перестройки львиную долю объема работ (госзаказы), эти организации выживали, сдавая свободные площади в аренду.А в их вестибюлях часто можно было увидеть прилавки и ларьки, торгующие ширпотребом, привезенным из-за границы вездесущими «челноками».

Тем временем  разворачивался настоящий строительный бум. На первый план вышла реконструкция. Вслед за первым в Москве кафе «МакДоналдс», куда недавно выстраивались длиннющие очереди москвичей и приезжих, появилось еще много новых (к одному из них, на Маросейке, и я успел приложить руку. Там в помещении бывшего предприятия советского общепита на первом этаже четырехэтажного здания потребовалось выбросить 4 метра несущей стены. Пришлось запроектировать и построить мощную стальную раму, которая взяла на себя нагрузку от верхних этажей при постепенном разрушении старой кирпичной кладки). Еще один пример – превращение старого магазина «Цветы» на Арбате в кафе «ДелиФранс», в этом проекте мы тоже поучаствовали. А у многих крепких многоэтажных домов послевоенной постройки традиционные чердаки заменили современными мансардами. Это дало немало новых площадей.

Огромное количество новых банков разместились в прекрасных старинных особняках вдоль бульварного кольца и внутри него. После ремонта их фасады, обветшавшие за долгие годы советской власти, засверкали свежей краской и явили прохожим свою нарядную красу. Правда, часто нарушали правила реставрации, поэтому многие постройки утратили свою историческую подлинность.

Вдруг выяснилась истинная ценность земли и недвижимости. Стали понимать, как много значат ее местоположение, наличие паркинга, охраны, связи, подведенной электромощности и прочих прибамбасов типа системы искусственного климата, автономных источников энергии и пр.и пр. Все вокруг оживилось. Расчистили площадки советского «долгостроя». Много стареньких домов в центре на лакомых кусочках земли снесли,  улицы стали напоминать челюсть старика с выпавшими зубами. И тут же началось «протезирование», на месте старых появлялись красивые современные здания. Многими проектами управляли иностранцы, а уж кто только не строил – и турки, и поляки, и ирландцы, и бывшие югославы. Конечно, во всех этих проектах непременно участвовали и московские специалисты.

Застройка в центре города очень плотная, а под землей масса коммуникаций. Поэтому были случаи, когда поспешное, неосторожное строительство вредило стоящим по соседству зданиям, у них появлялись осадки, трещины. Высокие жилые башни прорастали сквозь старую застройку, как грибы сквозь прошлогоднюю листву. Кое-где возникли непривычные для города здания с фасадами из цветного или зеркального стекла. И тут же по соседству появились выстроенные заново или отреставрированные церкви. Известная московская эклектика стала еще больше. Улицы и площади запестрели яркой, явно чрезмерной рекламой. А все свободные кусочки тротуаров и подземных переходов покрылись бесчисленными киосками. В центре исчезло немало простых продуктовых магазинов, булочных. Зато появилось много новых ювелирных, цветочных магазинов, кафе, ресторанов, нотариальных контор, салонов мобильной связи, стоматологических кабинетов, модных бутиков. Построили новые бензозаправки, большие супермаркеты на периферии. Там же возникли огромные магазины и даже  целые ярмарки стройматериалов, обеспечивающие весь этот стройбум.

Конечно, одновременно шло и транспортное строительство вокруг и внутри города, безумно перенасыщенного транспортом, в попытках справиться как-нибудь с кошмарными автомобильными пробками. Правда, пока эти усилия не увенчались успехом, но облик города сильно изменили.  Короче, через 10-15 лет это стал уже совсем другой город.

Я гляжу на все это, пытаюсь осмыслить происходящее с городом, и в голове возникает странный образ некой замужней женшины. У нее просторная, но довольно скромно обставленная квартира. Муж много и трудно работает, старается чем-то порадовать супругу. Каждое новое приобретение становится у них событием, будь то новая скатерть, новые портьеры, купленный, наконец, цветной телевизор взамен старого черно-белого. Старая мебель, когда-то вполне приличная, постепенно ветшает, то же самое происходит и с нарядами женщины. А ей хочется нового все больше и больше. В конце концов муж не вынес постоянного напряжения, надорвался и дал дуба. А вдова, еще не старая, решает, как ей устроиться в этой новой ситуации. Ее квартира интересует многих, да и сама она достаточно привлекательна. И вот наша героиня после долгих довольно скромно проведенных лет пускается во все тяжкие. У нее появляются любовники, среди них немало богатых,  банкиров.  И полученные средства она тратит на новую мебель, на наряды и украшения. В ее квартире по стенам уже развешаны всевозможные, якобы старинные, иконы. Появляется кое-какой антиквариат. Среди ее новых знакомых есть и иностранцы, они дарят ей заморские сувениры. Хозяйка не отличается художественным вкусом, поэтому в квартире все вперемешку – старина и модерн, ампир и рококо. В квартире слишком много вещей, они уже не умещаются в ней. Приходится расширяться, прикупая соседние квартиры. Прорубаются новые двери и переходы. Проходит лет 10-15, но благодаря умелой косметике наша героиня не выглядит постаревшей. А ее увеличившуюся квартиру узнать уже нельзя, она напоминает маленький музей, скорее даже смесь наскольких музеев: картинной галереи, исторического, прикладного искусства, архитектуры. Это довольно интересно, но жить в таком музее как-то не хочется.

Фото - автора         

 


               


Рецензии
Удивительно ёмкая, красочная и непредвзятая картина перемен в относительно недолгом контексте времени...
Но сколько же всего вместило это время!...И это только лишь на примере строительства!...
Интересно и даже захватывающе!
Спасибо, Александр!
с уважением,

Яна Голдовская   08.08.2011 18:22     Заявить о нарушении
Рад, что интересно, спасибо. Удачи Вам

Александр Фрейшист   10.08.2011 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.