Загадка северных прагерманцев

Когда, волею случая, я наткнулся на статью Википедии о догерманском субстрате, я обнаружил, что в списке английских слов, якобы перенятых прагерманцами от какого-то древнего языка неиндоевропейской природы, большая часть слов в действительности заимствована из древнегреческого. Особо поразил тот факт, что из этих древнегреческих слов опять-таки большая часть касается мореплавания - из чего следовало, что родиной прагерманцев никак не могла быть Скандинавия (вопреки "Гетике" Иордана), где задолго до попадания туда первых греков были свои морские традиции, стало быть - и своя морская терминология.

Поскольку археологическая традиция принимает связь культуры Шнуровой керамики (Боевых топоров) с этногенезом германцев, славян и балтов, я в статье "О происхождении германцев" допустил, что германский этнос сложился из двух потоков мигрантов: "южных прагерманцев", которые побывали у Чёрного моря, и неких "северных прагерманцев", которые освоили север Западной Европы раньше. Последние преуспели в развитии, раньше перейдя к оседлому образу жизни, и смешались затем с "южными прагерманцами", после их исхода из Западного Причерноморья на север. Вместе с заимствованной греческой лексикой, в частности, морской и зоологической.

При этом я ориентировался на данные о Ясторфской археологической культуре, безоговорочно приписываемой германцам, привожу справку Википедии (статья "Древние германцы"):
"К VI в. до н. э. на нижней и средней Эльбе и в Ютландии оформляется ясторфская культура — возникновение которой связывают с формированием германской этноязыковой общности. Ясторфская культура имеет большое значение в истории германцев, так как через стадии рипдорф и зеедорф эту культуру возможно проследить до первых веков нашей эры, когда по античным источникам можно уверенно предположить, что германцы были единственным этносом в ареале её распространения.
Более ранние стадии на той же территории, восходящие к концу II тыс. до н. э., не проявляют прямой преемственности элементов культуры. Археолог Г. Швантес (G. Schwantes), изучивший в начале XX века и описавший все эти стадии, осторожно предполагает, что связь всех стадий весьма вероятна, но доказать её пока невозможно."

В то время я полагал, что "северные прагерманцы" - это предки нынешних скандинавов, которые создали самобытную мифологию и космогонию, известную по "Эддам" Снорри Стурлуссона. Но едва я приступил к изучению той и другой "Эдды" и ознакомился с множеством версий происхождения Одина и его соплеменников, как выяснилось, что и эти прагерманцы родом из Малой Азии, то есть вплоть до конца прошлой эры никакого отношения к Скандинавии они не имели.

Пришлось пересматривать исходные данные.

Цитата из книги Л.С. Клейна "Древние миграции и происхождение индоевропейских народов", Санкт-Петербург, 2007:

"Гахман устанавливает, что в Германии в разные времена появлялись пустые земли, и эта незаселенность растягивалась иной раз на пятьсот лет. «Доселе известные случаи как правило не позволяют точнее выяснить, куда ушли мигранты. Неясным остается большей частью и откуда потом пришли новые обитатели» (Hachmann 1970: 302). Не легче и с миграциями в заселенных землях. В ряде случаев в миграцию втягивался разноплеменный сброд. «Тщетные поиски исходной области бессмысленны, коль скоро четко ограниченной родины всех участников движения на юго-запад и не было» (Hachmann 1970: 311)."

В вышеприведённых цитатах обращают на себя внимание фрагменты о прерывности археологических данных на территории нынешней Германии. Непонятно, что там происходило непосредственно перед началом формирования Ясторфской культуры. Непонятно, куда исчезало и откуда появлялось вновь прагерманское якобы население этой территории ещё раньше.
Вспомнилось, что и на территории Скандинавии археологи обнаружили большие временные промежутки "без находок", свидетельствующие о сокращении численности населения.

Сопоставление этих фактов, а также учёт климатических изменений в Европе, приводит к уверенности, что в 6 веке до н.э. Ясторфская культура была сформирована переселенцами из Скандинавии. Справка о климате Скандинавии (статья "Скандинавский бронзовый век"):

"Для Нордического бронзового века был характерен тёплый климат, который начался с климатического изменения около 2700 г. до н. э., и был сопоставим с современным климатом центральной Германии и северной Франции. Благодаря такому климату плотность населения была достаточно высока, процветало сельское хозяйство: в частности, в это время в Скандинавии выращивали виноград. Однако небольшие похолодания между 850 и 760 гг. до н. э., а также более значительное около 650 г. до н. э. привели к упадку местного хозяйства, климат стал более влажным и холодным."

Именно челночные переселения древних скандинавов на материк и обратно объясняют мистические появления и исчезновения населения на севере Западной Европы; одна из таких миграций на материк была в 8-7 веках до н.э., что привело впоследствии к развитию Ясторфской культуры как бы на пустом месте, без преемственности с более ранними археологическими следами.

Кто же это шастал туда-сюда через Балтийское море в бронзовом и железном веках?

Цитата из книги А.Л. Монгайта "Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века". Изд. «Наука», 1974, стр. 331:

"Язык местного населения, судя по топонимике, не был ни кельтским, ни немецким. Археологические находки и топонимика свидетельствуют о том, что Рейн до прихода римлян не был никакой племенной границей, и по обе стороны жили родственные племена."

Это о языке северных племён в середине 1 тысячелетия до нашей эры, когда Ясторфская культура уже "вошла в силу".

Теперь - ещё цитата (статья "Догерманский субстрат"):

"По мнению Эдгара Поломе, отсутствие некоторых падежей, реконструированных лингвистами для протоиндоевропейского, вовсе не обязательно объясняется упрощением языков в ходе контактов с инородными языками. Ведь существует, например, достаточно заметное структурное сходство между глагольной системой современных германских языков и хеттского языка, однако сходство исчезает, если сравнивать с хеттским языком не современное, а более древнее состояние германских языков, засвидетельствованное, например, в современном исландском языке."

Хетты - древний народ, живший по соседству с греками и фракийцами в Малой Азии. Поскольку мы уже догадываемся, что носители прагерманских языков ранее жили рядом с хеттами, если только вообще часть их не была хеттами, то нас не удивляет сходство "глагольных систем германских и хеттского языков". Но интересно понять, почему и в какую сторону из языков германской группы выделяется исландский язык. Это могло бы пролить свет на природу языка древнего населения нынешних германоязычных территорий, который "не был ни кельтским, ни немецким".

Один пример, мне кажется, будет очень наглядным. Открываю текст-билингву "Язык поэзии" на древнеисландском (Снорри Стурлуссон, 13 век) и русском языках:

"[Th]a m[ae]lti [oe]rninn - И сказал орёл"

Буквально древнеисландская фраза звучит на русском следующим образом: "Тогда молвил орёл" (к сожалению, правильное воспроизведение фразы на исландском возможно здесь только в поле рецензии или замечания - чем и пришлось воспользоваться, см. первую рецензию под текстом). Для сравнения: на английском та же фраза звучит "Then the eagle said", а на немецком - "Dann der Adler sagte". На норвежском - "Da sa [oe]rnen", на шведском - "D[ao] sa [oe]rnen" (см. написание в первой рецензии). На литовском очень похоже звучит фраза "Тогда молил орёл" - "Tada meldesi erelis" (melsti - молить, лит.). Это наблюдение побудило меня поискать ещё какие-нибудь сходства русских, литовских и древнеисландских слов, и сравнение оказалось, скорее, в пользу слов литовских: "сказал" - "sake" (лит.) - "segir" (др.-исл.); "слово" - "vardas" ("имя", лит.) - "ord" ("слово", др.-исл.); "бурый" - "beras" - "bera" ("медведь", др.-исл.); "дверь" - "dyris" (лит.) - "dyr" (др.-исл.).

Я думаю, невооружённым взглядом видно сходство слов с приведёнными значениями на древнеисландском, русском и литовском языках. Во фразе про орла на аналоги в английском и немецком языках похоже только слово со значением "тогда" (а слова, родственные др.-исл. словам "[oe]rninn" и "m[ae]lti", исчезли из обихода), в скандинавских языках исчез из обихода аналог слова "молвил", он сохранился только в названиях норвежских языков: риксмол и букмол. Исландия - изолированная территория, куда германизация проникала со значительно большим скрежетом, чем в Скандинавию (но и в Скандинавии, например, форма суффикса "ск" совпадает со славянской, ср. шв. "ск" в Svenska с англ. и нем. "ш" в English, Deutsch). На территории Германии и поныне живут славянские племена лужичан, почти ассимилированные германскими пришельцами.

Итак, мы имеем следующее:
- начиная с 3-го тысячелетии до н.э. в Скандинавию мигрировали племена культуры Шнуровой керамики;
- среди этих племён не было будущих германцев, то есть среди них могли быть только предполагаемые предки балтов и славян;
- лексика древнеисландского языка содержит много слов, родственных литовским и русским (не только про разговорчивого орла), что может свидетельствовать о древнем присутствии прабалтославян в Скандинавии.

Таким образом, "северными прагерманцами", скорее всего, был прабалтославянский суперстрат (культура Шнуровой керамики, гаплогруппа R1a) плюс древнескандинавский субстрат (культура Воронковидных кубков и др., гаплогруппа I1a). Прагерманские племена (они же фракийские, фригийские, хеттско-хаттские) в это время - 15-12 вв до н.э. - обитали у южных границ Европы с Азией.

Приход на север Европы южных племен под собирательным наименованием "германцы" привёл к трансформации Лужицкой культуры с участием Ясторфской и Поморской культур в Пшеворскую и Зарубинецкую культуры. Сходство этих последних двух культур с Ясторфской, отмеченное М.Б. Щукиным в книге "Рождение славян", связано, как получается, не с прагерманским, а с прабалтославянским участием в их формировании.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.