Глава 31. Небо с овчинку

В Москве, на Пушкинской, 16/2 я появился в день выхода газеты и еще на знаменитой уличной витрине «Московских новостей» увидел свой материал на целую полосу. Знай наших! Пока бегло просматривал все ли в беседе цело, к витрине на беленьком «жигуленке» подкатил Карпинский. Видеть главного редактора популярнейшей газеты за рулем старенькой машины мне еще не приходилось. Даже редакторы областных газет катали еще на казенных «Волгах» с водителем, а этот – на личной «копейке». Дела!
Лен заметил меня у витрины, тронул за плечо:
- Ну, вот видишь? С почином! Хотя он уже был и не раз. Пойдем.
В кабинете Лен переобулся, сел за широченный стол, устланный оттисками полос следующего номера газеты, мне указал на диван:
- Ну, давай рассказывай.
- А чего рассказывать? – оторопел я.- Вот приехал, готов работать.
- Вижу, что готов. Осталось выяснить, готовы ли работать с тобой в отделах? Иди сейчас по отделам, поговори с заведующими, потом зайдешь ко мне.
- А никто меня к ним не поведет?- растерялся я от такого начала.
- Ну, ты же не маленький. А корсеть сейчас на больничном, так что давай сам представляйся в отделах.- И Лен уткнулся в макет какой-то полосы, показывая, что разговор окончен.
В отделах приняли по-разному. Яхлакова в отделе политики встретила, как родного, познакомила с каждым из сотрудников, пригласила к чаю. В отделе экономики Владимир Гуревич отмахнулся:
      - Успеем познакомиться. Вопросы будут, звони. Как там Явлинский у вас живет? Увидишь, – привет от меня.
      В отделе культуры утонченная, пожилая гранд-дама Ольга Мартыненко безучастно спросила, не привез ли я какой-нибудь материал с собой? Рассказал ей, что недавно встречался с Владимиром Ашкенази, получилась неплохая беседа, но ее еще надо привести в порядок.
      - Закончите, присылайте, почитаем с интересом.
      В отделе информации мой приход вызвал короткий переполох: мужики что-то моментально смели со стола, дама спрятала руку за кресло. Нарушил святой миг! Но не обиделись. Познакомились, поговорили. Вернули спрятанное на стол, предложили разделить компанию. Отказался – поняли правильно. Потом с Сашей Мостовщиковым, Андреем Колесниковым, Дмитрием Пушкарем и Натальей Глебовой у меня сложились самые дружеские отношения. И жаль, что отдел довольно быстро изменился. Наталья перешла работать в МЧС, Андрей стал звездой «Коммерсанта», по сей день светится в президентском пуле, пишет очень своеобразно, всегда с личным отношением к происходящему. Родом из поселка Семибратово, что под Ростовом Великим. Внешне он был простецким улыбчивым парнишкой, уместным в любой кампании и отнюдь не похожим на человека из «Московских новостей». Поэтому запросто вписывался в хмурые ряды протестантов под водительством Ампилова или Зюганова, в митинговые массы генерала Лебедя или шахтеров Кузбасса. Везде его принимали за своего жизнерадостного идиота. Но Андрюша всегда был себе на уме и ловил такие детали происходящего, какие другим были бы недоступны. Сейчас он другой, уже не простецкий, всюду подчеркивающий свою значимость и индивидуальность. Как вам, например название его недавней книги: «Я видел Путина. Путин видел меня»? На любой пресс-конференции даже самого высокого ранга его легко отличить от других – он одет не по протоколу, а только так, как удобно ему. Как все тщеславные люди, мы не были друзьями.
      Зато с Сашей Мостовщиковым, напрочь лишенным начальственной фанаберии, мы душевно сошлись, он часто звонил, подсказывал темы или события, которые я зевнул. Добрейшей души был человек, к сожалению, рано ушел навсегда. Но фамилия его и по сей день живет в российской журналистике в эссе сына - Сергея Мостовщикова, напоминающего в своих текстах прозу Венечки Ерофеева. Дальнейшей судьбы Дмитрия Пушкаря не знаю. Он дольше всех печатался в «МН», а когда ее закрыли, выпал из моего поля зрения.
В других отделах не нашел никого и вернулся к главному.
- Поговорили? Отказов не получил? Тогда беги в свою «Культуру» за трудовой книжкой. Скажи, что мы просим отпустить тебя в связи с переводом.
- А письмо от «МН» они не потребуют?
- У них сейчас такое финансовое положение, что рады будут отпустить даже такого орла, как Ионов.
Когда вошел в кабинет, Беляев читал в «МН» мою полосу о Кронштадте.
- Принес заявление? – спросил он устало.
- Пока нет. Карпинский просит отпустить меня переводом.
- Переводом так переводом…. Какая разница, как убегают с тонущего корабля.… Думали Иосиф Давидович нас подберет – отказался: не потянет. Будем как-то выплывать сами. А ты, значит, им пригодился? Понятно. Держать не будем. Плыви.
И я поплыл! Хотя море «МН» оказалось более штормящим, чем мне представлялось. Народ в отделах, за исключением Ольги Мартыненко был молодым и норовистым, а мне уже исполнилось 57. И хотя никто не упрекал возрастом, отношение к тому, что писал, было изначально предвзятым. В текстах я любил плавное течение мысли, логику событий, а отделам нужен был напор, парадоксы. Большим умельцем в этом смысле был Андрей Колесников. Он практически забросил информацию как жанр и выдавал одну полосу за другой, где невозможно было отличить подлинный факт от богатой фантазии автора.
Неплохо складывались отношения с отделом политики, потому что Немцов подхлестывал область новациями, и газета охотно отзывалась на них. Кроме того, подспудно бродили слухи о «Борисе, преемнике Бориса». Я тоже приложил к этому руку, передав для Володи Орлова, занимавшегося в «МН» «эксклюзивной информацией», свои соображения о подготовке Немцова к более высокому служению. Мне показалось не случайным, что Ельцин берет нашего губернатора с собой то в США на встречу с Клинтоном, то на приватный турнир по теннису «Большая шляпа» в Сочи, то сам приезжает в Нижний. И, может быть, слухи бы оправдались, не будь «Борис младший» так безрассудно самонадеян. После визита в составе официальной российской делегации в Америку, Виктор Лошак, сменивший Лена Карпинского на посту главного редактора «МН», попросил меня организовать выступление Немцова на странице трех авторов – одной из самых престижных в газете, где отмечаются главные события прошедшей недели в мире, в стране и в человеке.
А что значит организовать выступление? Я в эти дни сижу в Москве, Немцов вернулся в Нижний. Значит надо поймать неугомонного губернатора по телефону, побеседовать с ним и написать. Благо у меня есть право не согласовывать с ним конечный текст. Поймал Бориса едущим куда-то в машине, губернатор был на что-то зол, и машина, очевидно, мчалась то в гору, то в низину, голос в телефоне то пропадал, то резал ухо. Но что-то удалось записать на диктофон и это что-то походило на Михалковского «Зайца во хмелю». Немцов оказался недоволен составом и количеством делегации, половина из которой только бегала по магазинам, недоволен пышностью президентского выезда, самолетами, таскавшими через океан основной и запасной бронированные Мерседесы президента, тратами бюджетных средств, которые никак не оправдывались результатами визита. То есть Борис говорил ровно то, о чем я думал годами раньше, когда Горький принимал Председателя Президиума Верховного Совета СССР А.А.Громыко. Написать об этом тогда было невозможно, а теперь словами Немцова я дал выход давнему чувству. Сдал текст в отдел. Там, к моему неудовольствию, по нему слегка прогулялись, смягчая резкие суждения. Однако получилось так, что Лошак, прочитав, даже откинулся в кресле и выдохнул:
- Ну, дает «Борис младший»!...
Номер вышел. Я получил премию за лучший материал недели и ни слова от Немцова или его помощников. Ждал, что Борис может выговорить за то, что сказанное оказалось напечатанным. Но ему, видимо, было не до того или он считал, что прав всегда и во всем.
А я при всем моем восхищении неуемностью и смелостью Бориса, находил поводы для критики кумира. Вернее, поводы давал он сам. После первого скандального визита Жириновского в Нижний Новгород, когда Немцов специально уехал куда-то из города и отключил телефоны, а потом заявил, что из его кабинета, оккупированного гостем, исчезли дорогие сувениры, Борис решил публично унизить лидера ЛДПР. Он договорился с Александром Любимовым о встрече с Жириновским в прямом эфире ОРТ, помощники набрали ему компромата на Вольфовича, и Борис попытался вылить его на собеседника. И, как известно, дело кончилась тем, что Жириновский назвал Немцова подонком и выплеснул на него стакан сока. Передачу прекратили. Что было за темным экраном, известно немногим, Борис потом говорил, что хорошенько врезал Вольфовичу и от полного мордобоя того спасли только охранники.
В тот первый приезд в Нижний Жириновский показался мне невменяемым крикуном, зарвавшимся от безнаказанности, с которым невозможно о чем-либо разговаривать, поскольку он никого, кроме себя, не слушает и не слышит. И я понял, что Немцов ввязался в публичный разговор с ним с одной лишь целью – доказать свое превосходство над популярным тогда политиком. Я написал довольно едкую реплику «Костюмчик отчистить можно». Газета, без объяснения причин, вернула текст. Потом было еще несколько возвратов, и все они касались Немцова. «МН» оберегала его авторитет. Уважал Бориса и я. Но по-журналистски не мог не заметить непоследовательности губернатора. Например, 23 сентября 1993 года в информации «Третий путь Нижнего Новгорода» я написал, что сессия областного Совета народных депутатов приняла решение о том, что «указ президента о поэтапной конституционной реформе дестабилизирует обстановку в стране и не действует на территории области». Нижегородцы выступают за одновременное переизбрание президента и Верховного Совета и обратились к ним с призывом немедленно назначить точные даты выборов. А пока они на месте и действуют вразрез друг с другом, «решения органов государственной власти и управления будут исполняться на территории области только если они подтверждены соответствующими решениями представительных и исполнительных органов власти области». Немцов сидел в президиуме заседания сессии и заявил на ней: «На каком-то этапе необходимо было прекратить вал противозакония, захлестывающий Россию. Этот этап наступил сейчас». А на следующий день тот же Немцов внес протест на решение сессии, мол-де не может она приостанавливать указы президента. Председатель облсовета Евгений Крестьянинов протест принял и приостановил действие решения сессии. Так что третьим путем нижегородцы не шли и суток, свернув на первый, на президентский.
Я следил за ситуацией, что называется без сна и отдыха трое суток подряд, отмечая все изгибы настроений губернатора и информируя о них редакцию. Но ни один материал не вышел в свет. «МН» хотела видеть Немцова человеком твердым в решениях.
Между тем, Бориса уже «заносило», он становился непререкаем, ему казалось, что любой его поступок вызывает восхищение и даже омовение соком от Жириновского пытался превратить в победу. И на мой комментарий, что костюм отчистить проще, чем честь, опубликованный уже в местной «Бирже», пытался ответить, что это я один такой вредный, а большинство населения области и даже страны одобряют его схватку с отвязным лидером ЛДПР.
Когда начальник столь самоуверен и непререкаем, у него все меньше становится друзей, их замещают подхалимы. В этом смысле показательна забота депутатов областного Законодательного собрания об уже не назначенном, а всенародно избранном губернаторе Борисе Ефимовиче Немцове. Показателен и его ответ депутатам. Вот этот текст:
«Уважаемые депутаты! Я благодарен за решение, принятое вами 21 июня 1994 года, в котором предлагается принять меры по улучшению моих жилищных условий. Наверное, вы правы, и двухкомнатная квартира на 10-м этаже не самое лучшее жилье для губернатора и его семьи. Мне известно, что многие нижегородцы не верят в то, что я живу в такой квартире, считают, что для меня в разных районах области строятся коттеджи и дачи. Вы знаете, что это не так и видимо этим продиктовано ваше стремление выделить мне хорошую благоустроенную квартиру. Я вам крайне признателен, но предложение ваше принять не могу. К сожалению в нашей стране двухкомнатная квартира на семью из трех человек является недосягаемой мечтой для многих людей. И пока это так, я считаю, что губернатор и депутат Совета Федерации, избранный народом, должен жить так же, как и его избиратели. Особенно это важно сейчас, когда многие квартиры продаются с аукционов и люди, стоящие в очереди 15-20 лет, и остро нуждающиеся в улучшении жилищных условий, практически не имеют возможности получить квартиру бесплатно. Что касается меня, то я в очереди на квартиру не стоял и бесплатное получение ее считаю неэтичным».
Борис считал вполне этичным круглогодично жить с семьей за городом, в особняке бывшего первого секретаря обкома КПСС, платя за это сущий мизер и ежедневно гоняя туда-сюда служебный транспорт и уже отнюдь не отечественную «волгу». От его лукавого письма депутатам была одна польза – оно выставляло преграду поползновениям чиновников на безудержное улучшение жилья. Им говорилось: «Уж если у губернатора всего двухкомнатная халупа на Агрономической улице, и мэр живет на Ошаре, то вы-то почему претендуете на улицу Минина?»
Но когда в 1997 году после уговоров Татьяны Дьяченко «помочь в трудное время отцу» Борис перешел работать в правительство, он безропотно овладел роскошной квартирой в Москве и дачей в ближнем Подмосковье, перетащив заодно и кучу людей из администрации области.  (Продолжение следует).


Рецензии