Сделай свободным путь в жизнь вечную

       Речь идет о следующих словах Спасителя.
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18,7).
«И если соблазнит тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками иди в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает.
И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает.
И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк.43-48).

       Сделай свободным путь в жизнь вечную.
«Сделай» - значит активно бди над этим, постоянно прилагая старания.
«Свободным» - значит не имеющим препятствий.
«Путь» - значит способ достижения, который есть только один, по слову Самого Бога, это есть Он Сам, Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос: уверовать в Него и учиться от Него, уподобляясь Ему - т.е. стараясь во всем «поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2,6).
«Жизнь вечная» -значит Дух Святой, «стяжание Духа Святого» (св.Серафим Саровский); здесь слово «вечная»  означает неподчинение времени – Жизнь в Любви, в Сердце Бога, ибо «Бог есть любовь» (1Иоан.4,8).


       Соблазн есть повод ко греху. Соблазниться значит поддаться соблазну, т.е. согрешить тем грехом, которому соблазн этот служит поводом.
       А «надобно придти соблазнам» (Мф.18,7), потому что «мир, лежит во зле» (1Иоан.5,19) и с неизбежностью уже производит следствия этого: соблазны, «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2,16).
      
       Речь Господа символична:  символична не только потому, что совершенную истину невозможно облечь в конечный набор слов, не только для краткости речи, но и для того, чтобы дать человеку возможность задуматься. Задуматься для того, чтобы понять, т.е., предприняв усилие,  достичь внутренней уверенности, что это так, и именно так должно быть и не иначе.
       С помощью контрастных выражений, здесь в яркой форме показывается следующее:  «Отбрось от себя все, что служит для тебя соблазном, т.е. побуждает ко греху; и сам не будь соблазном для других».

       Есть три силы души: мыслительная, чувствительная и вожделевательная – мысль, чувство, желание.

       Есть три возможных способа преграды в Царствие Божие, причиной возникновения которых могут  быть члены самого человека: «нога» (Мк.9,45), «рука» (Мк.9,43), «глаз» (Мк.9,47), что и означают: мысль, чувство, желание. Ибо расположения сердца, побуждающие человека к определенным поступкам, формируются из представлений, проникающих в сердце посредством этих трех сил души.

       Есть три преграды в Царство Божие, три силы «мира сего», т.е. материального творения, отделяющего себя от Бога: «похоть плоти, похоть очей, гордость житейская» (1Иоан.2,16).

       «Ноги» - то, что движет человеком: его помыслы, планы, мечтания:  т.е. «ноги» символизируют область мысли.
       «Руки» - то, чем движет человек: человек двигает руками тем интенсивней, чем сильнее его чувство;  т.о.  «руки» символизируют область чувств.
       «Глаз» - то, чем человек видит, т.е. орган, с помощью которого он обладает зрительными образами:  т.е. «глаз» символизирует область желаний.

       То, что человек, по слову Господа, должен отбросить от своей души это: в области чувств («рука») есть «похоть плоти», т.е. похотливое чувство;  в области желаний («глаз») есть «похоть очей», т.е похотливое желание; в области мыслей («нога») есть «гордость житейская», т.е. тщеславные и честолюбивые помыслы: по учению св.отцов Церкви, например, человек обладает здоровым зрением, когда он предпочитает волю Божию своей воле.

       Есть три основных греха, порождающих все остальные:  чревоугодие, сребролюбие, тщеславие.
В широком смысле своего определения грехи эти охватывают все грехи человека:
- «чревоугодие» есть стремление ненасытимого удовлетворения чувств;
- «сребролюбие» есть стремление ненасытимого желания обладания;
- «тщеславие» есть стремление ненасытимого помышления о людской похвале, «славе своей», помышление о себе, как о достойном всякой похвалы от людей, помышление о себе, как о лучшем других.

       Дурны не чувства, желания, помышления сами по себе: дурно стремление воспринимать их в отделенности от Бога. Святые говорили, что человек будет блажен, если достигнет такого состояния сознания, когда какие бы ни возникали у него чувства, желания, мысли, они всегда служили бы ему поводом для возношения души его к Богу: поводом к благодарности, благоговению, любви.

Благословен Бог истины.


Рецензии