Истоки христианской демонологии. Отрывок

Курсовая работа
Глава III. Дьявол

1. Люцифер

Кто такой Дьявол? Многие пытались это понять, но шли долгими и замысловатыми путями к достижению понимания истины. Мы не собираемся искать ее, мы лишь хотим приоткрыть завесу собственных размышлений.
Если мы обратимся к современному представлению об этом персонаже, то сможем заметить некоторые схожие признаки с древними представлениями. Итак, посмотрим на современного Дьявола, который в настоящее время чаще всего носит имя Сатана. Конечно, мы не встретим его прямых изображений и это вполне понятно. Страх никогда не позволит человеку взглянуть в его глаза напрямую. В различной литературе по черной магии и просто в представлении людей Дьявол изображается в виде козлиной морды с огромными рогами, иногда закрученными, иногда нет. Чаще всего помещается в центр перевернутой пентаграммы, что и является свидетельством самого зла. Издревле знак обычной пентаграммы считался символом защиты от злых сил. И то, что она перевернута, только подтверждает полную противоположность добру и свету.
В поддержку наших слов можем привести общеизвестный пример – свастика фашизма. Когда-то давно этот же знак означал свет и спасение, познание истины. Изначально, согласно поверью этот знак был изображен на животе золотой статуи Будды, что находилась в храме, в Шри-Ланке. Знак тот же, однако, есть весомое отличие – концы креста повернуты в разные стороны. На знаке Гитлера концы креста повернуты вправо, что является противоположностью знаку мира и добра, у которого концы загнуты влево.
Переворачивания понятий и знаков очень частый прием. Но главным примером все же, на наш взгляд, остается пентаграмма. В итоге, Дьявол – полная противоположность Богу и добру в принципе. Но заметим, что современность более других периодов истории склонна к извращению понятий и принципов.
Рассмотрение  XX и XXI вв. не является хорошим плацдармом для каких-либо выводов, поэтому мы хотели бы обратиться к более раннему периоду – средневековью, и посмотреть каким Дьявол предстает там.
Уже во времена средних веков его начали называть Зверем и приставили к нему число 666. Согласно Библии, Люцифер был очень сильным и любимым ангелом Бога. Хотя, конечно, существует множество теорий по этому поводу и многие утверждают, что Люциферэль был братом-близнецом Иисуса, то есть сыном Бога Отца. Теперь же мы хотели бы своими словами объяснить, что такое «теория о братьях» и почему она не только не беспочвенна, но и наиболее логична. Когда люди слышат слово «братья» в данном контексте, они почему-то сразу же представляют себе близнецов. Инь и Ян всеобщего мироздания. Однако все совсем не так. Давайте посмотрим изнутри: Бог-Отец породил всех ангелов (архангелов в том числе). Вспомним, кто такой Люцифер изначально – Денница, воин Бога, который будет командовать всем войском ангелов. Он – ангел, сын Божий. Кто такой Иисус? Сын Божий, проходивший на земле испытание. Он прошел его успешно, именно поэтому и стал «наместником» Бога на земле.
Итак, Бог-Отец посылает своего сына на проверку. Он спускает Люциферэля на землю, дабы тот образумил людей, что впали в великий грех. Однако ангел не смог устоять и поддался грехопадению. В нем взыграла гордыня, ведь ангелы наделены силой, с которой человек не может сравниться. Им овладел грех. Он провалил свою проверку.
Все гладко и понятно, за исключением всего лишь одного нюанса. Это ненависть, о которой говорят библейские сказания, притчи и т.д. Ненависть, которая разрушила то, что создавалось тысячи и, кто знает, может миллионы лет. Никто и никогда не сможет нам сказать, что же произошло на самом деле. Однако любой здравомыслящий человек сможет выстроить цепочку, своеобразный сценарий событий, которые как бы мы не хотели, все же являются основой нашей жизни. Ведь это извечная борьба добра и зла.
Люцифер спустился на землю. Да, он провалил проверку. Но подобную ненависть могло вызвать лишь осознание своей ошибки. И он винил в этом людей, самых любимых детей своего отца. Он возненавидел именно их… нас. И за эту любовь он возненавидел и Бога, за то, что одних детей он любит больше, чем других.
Но Бог милосерден, он был готов принять сына обратно, и простить ему все грехи. Но не это было нужно Люциферу, ему была нужна месть. Так как он был сильнейшим, полководцем, то, уходя, за ним пошла треть ангелов. Было всего одно место, где они могли укрыться – под землей. Там, где нет света, где нет любви, где есть только тьма, что поглощает все обиды и чувства. К тому же Люцифер не бежал (Прил.), его низвергли, ведь, вернувшись, он затеял бунт. И тогда Михаил – подобный Богу (по всей вероятности самый старший из сыновей), своим мечом, что пылает белым пламенем правосудия, низверг брата с небес в недра безликой бездны.
Достаточно легко предположить, что это изменило Люцифера. Из ангела он превратился в чудовище. Ненависть поглотила его сердце, и оно превратилось в горстку пепла. Не это ли делает с нами ненависть. Ведь Люцифер, как это не парадоксально один из самых человечных персонажей. Ему не чужды ни страсть, ни гнев,  ни зависть и гордыня. Такого человеческое объяснение самой загадочной легенды, что знает наш мир.
Однако, это лишь теория, в которой, по всей видимости, все же есть зачатки правды. Ведь если мы обратимся к образу самого Бога, Отца Небесного, то заметим заблуждение очень многих людей. Бесчисленное количество людей почему-то считают, что Бог – это чистый Свет, совершенно забывая, что все в этом мире должно находиться в гармонии: «Бог может все.  Если бы Он творил только то,  что мы зовем Добром,  не  могли бы  мы назвать Его Всемогущим»(1).
«Я есмь»  – вот, что сказал Бог, и не сказал, на чьей он стороне. Лишь стоя на нейтралитете, можно сохранить баланс. Поэтому, если согласиться с легендой о братьях-близнецах, Бог породил две противоположности, именно для того, чтобы мир мог существовать в гармонии добра и зла.
Но вернемся к Лукавому. В средневековье его изображали совершенным чудовищем, образ которого был олицетворением абсолютного извращения порядков и моральных устоев мира. В сознании человека Зло существовало всегда, однако во всем своем могуществе и полной силе оно вышло «на арену» только XII - начале XIII вв. В основном на западе, в частности Европе, где главенствовала католическая церковь. Сатана плотно закрепился в религии и искусстве(2).
Вообще понятия Зла как такового достаточно «скользкое». Вряд ли кто-то сможет дать точного определения. Но если задуматься: нужно ли оно? Каждый понимает это понятие по-своему. И не найти на свете двух одинаковых мнений. Однако, на наш взгляд, это не касается понятий «абсолютных» Зла и Добра. Что касается иного, то вряд ли тот, кто поклоняется Сатане, здраво осознает, что это заблуждение и что это неверный путь. Хотя и те, кто слепо верят в Бога, также иногда заблуждаются в своих воззрениях. Но это уже скорее проблема человеческого обмана, нежели веры.
Существование Зла, также как и Лукавого мы не можем доказать или подвергнуть абсолютному сомнению. Это дело веры, а не истории. Однако, как смотрящие объективно, мы не можем отвергать факт существования тех, кто слепо или осознанно верит в то, что он был, есть и будет. Что сомнению не подлежит, так это то, что он – Зло. Если мы взглянем с третьей стороны, то мы сможем предположить, что Сатана был ли он выдуман или же есть на самом деле  - единого врага всего человечества. На наш взгляд у людей есть два главных врага – это Смерть, против которой борется почти каждый на земле, и Зло – противник, который обитает в сердце каждого человека, не зависимо от того, в какое время он живет. Понятие тьмы наиболее приемлемо к средним векам и этим мы не спорим. Однако и в античные времена души людей также были охвачены темнотой. Об этом нам свидетельствуют нескончаемые войны. Завоевания, разорения – все это присуще и Греции в том числе. Но в мире есть и добро. И вновь мы приходим к простому выводу: все в этом мире гармонично. Добро и зло лежат в чашах весов, что пока стоят наравне. Ведь наш мир пока еще не стал утопией, и благо пока не целиком погряз во тьме.
Однако все в этом мире имеет одну особенность – все эволюционирует. Поэтому теперь мы хотели бы обратиться к предполагаемому предшественнику или же одной из ипостасей Люцифера – Мефистофелю. Легенды о нем доподлинно нам неизвестны. Однако впервые этот персонаж появляется в «Легенде о докторе Фаусте»(3), написанной в XV в. Эта история стала прообразом для знаменитого «Фауста» Гете, написанного в XIX в., т.е. во времена расцвета эпохи романтизма.
Представители этого направления – романтики – впервые ввели в литературу отрицательного героя, как героя, утверждая, что и зло может творить историю.  Либо действием, либо бездействием можно влиять на ход событий в мире. Они смогли в полной мере показать, что зло – неотъемлемая часть существования. Это является хорошим доказательством и нашей теории о гармонии. Добро не может быть без зла, и наоборот.
Из анализа образа Мефистофеля можно сделать вывод, что он вероятнее всего мог быть либо давно забытым предшественником Люцифера, либо мог стать его ипостасью, что во времена средних веков смогла просочиться в литературу. Хотя никто и никогда официально не рассматривал подобную теорию, мы все же хотели бы раскрыть суть наших размышлений.
Давно бытует мнение о том, что боги просто так не исчезали – их забывали. С течением времени одна религия сменяла другую. Но так ли это? Уместнее сказать, что одна религия вливалась в другую, перенимая что-то из предшествующей. Примерами этого может стать и язычество Древней Руси. Когда в X в. к нам пришло христианство, чуть ли не половина языческих праздников перешла в разряд христианских. К тому же до тех пор, пока религию помнят и чтят, она не «вымрет».
Так же как вера трансформируется и эволюционирует, так же меняются и боги, в которых верят. Если предположить, что каждый из них может быть отдельным персонажем и личностью, то вполне вероятно, что между ними всегда велась борьба за власть и первенство в каждом из пантеонов. Такая своеобразная иерархия свойственна всем религиям в мире. Поэтому мы склонны предположить, что и греческие боги лишь преобразились в более поздних, а точнее в христианских.
Первенство Бога Отца никогда не оспаривалось, в отличие от его существования как такового. В то время как власть его сына Иисуса Христа практически всегда подвергалось сомнению со стороны ученых и атеистов. Почему-то в современном обществе еще живут представления об ученых, как обязательных атеистов, хотя это абсолютно неверный вывод. Большинство из них веруют, и это абсолютно им не мешает делать выводы из исторических событий. Конечно, мы понимаем, что тема религии и мифологии всегда была проблемной и достаточно конфликтной, однако надобности в этом мы не видим. Для рассмотрения самого существования веры и ее самовыражения в религии нужно лишь здраво размышлять и не быть «фанатиком». Лишь объективно смотря на события можно понять их. Поэтому нельзя просто отсекать те или иные события, а главное мотивы этих событий.
Тема религии и веры спорна и большинстве своем бескомпромиссна, особенно для набожных людей. Но мы в их число не входим, поэтому можем рассуждать вполне здраво. Мы не имеем право, хотя бы морального, утверждать, что и Бог и Дьявол существуют в реальности или это всего лишь выдумка людей, чтобы упорядочить законы жизни и государственности, ведь Церковь во все времена имела власть. И, конечно же, степень властности зависела, и будет зависеть от эпохи. Тем более мы не можем четко говорить об античных богах, как о мифе или правде. Однако именно вера людей дает нам право строить свои теории.
_________________________
1 - Коэльо П. Пятая гора/ Пер. с португ. А. Эсмин. М., 2004. С.15.
2 - Мюшенбле Р. Очерки по истории Дьявола: XII – XX вв./ Пер. с фр. Е.В. Морозовой. М., 2005. С.24.
3 - «Народная книга», написанная несколькими авторами про волшебника и чернокнижника доктора Фауста.
_________________________
Прил. "Низвержение Люцифера". Иллюстрация к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай», 1667 г.
_________________________
2010


Рецензии
Да, люцифер очень неоднозначный персонаж, хотя бы на это имя обратить внимание - "носитель света", у Блаватской про это подробно написано, но точно не припомню.
Полностью соглашусь только с одним - что и добро и зло, - создают гармонию и необходимые условия для эволюции нашего мира. А вообще, мне часто приходят мысль, что понятия добра и зла могут жить только в помрачённом сознании, которому нужны хоть какие-то ориентиры. Человек современный - он какой-то недоделанный, несовершенный, хотя у обывателя жива мысль в голове, что человек - "венец творения". Через пару миллиардов лет, может, и будет венцом )))

Андрей Денисов   06.01.2013 10:44     Заявить о нарушении
Спасибо. Многие профессора также согласились с моими выводами)

Счастливая Дарья   22.01.2013 14:35   Заявить о нарушении