Словарь нашего Детства. Рр

          А.Н. Бенуа. Азбука в Картинках. Факсимильное воспроизведение 1904 года.





1. Была давным-давно на Руси буква, и называлась она "Р". А обозначала она землю, но не Землю-мать сыру-землю, как "З", а часть, кусок, территорию. Вроде, как три на десять, или десять на двенадцать. Её рыли, орошали и добывали из неё руду.
Чтоб зубья делать - зубило надобно, а чтоб землю пахать - рало. Сеялкой сеяли, веялкой веяли, зубилом зубили, а ралом раяли. И получался Рай, пашня, значит. И бросали в рай рожь, и она рожала.
А были ещё Азы, так они про себя и говорили: "аз есмь такой-то", И были эти Азы Азы. Они были богоподобны, и как всё богоподобное и созданное по образу и подобию Бога, были они бесконечны. И поэтому на земле они не помещались, а помещались они на земле только если их специально на землю поместить, спроецировать то есть. И тогда они старовились Р-Азами, или разами. Но разом при помощи Аза управлять (да и просто жить) очень трудно, и поэтому им был дарован ум, который назывался Р-Аз-Ум, или разум. А в месте эти Азы составляли Од, который тоже, естественно, на земле не помещался, и его тоже нужно было уминать да ужимать. И тогда он назывался Р-Од, или На-Р-Од.
В городе жили горожане, в селе - селяне, а в Оде - одины. И каждый раз был один. И земля их так и называлась: Р-одина. Так они на ней и жили-поживали, и добра наживали. Кто сдюживал в первой дюжине, того пускали во вторую, а после второй - на Небо.
Детям Азы рассказывали ((Ра-С)/(Р-Аз)-С-К-Аз-[ывали] С-К-Аз-Ки, которые наставляли детей на путь истинный, чтоб они - дети эти - тоже хорошими одинами были, а ежели это не помогало - то их На-К-Аз-Ывали насильственно. А те дети, которые не становились Азами, становились Бяками, или Буками.
Буки были страшными. Они приходили по ночам и забирали непослушных маленьких детей, чтобы из этих детей тоже выросли буки.
Вот такая Азбука.
Буки были злые, их никто не любил, и им было плохо. А остальные люди называли бук бяками, а сами Радовались и кричали "У Ра!".(Иван Верещагин)
2. Радуга-дуга, не давай дождя, а дай солнышка-высоколнышка! Или: Радуга-дуга,не давай дождя! Давай солнышка-колоколнышка
3. 1, 2, 3, 4 -
Мы живём в большой квартире,
И, конечно же, у нас
Есть и ванна, есть и газ.
Можно в баню не ходить.
Вот и всё - тебе водить. (Ел. Осина)
4. Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять,вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет! Пиф-паф ой-ёй-ёй, умирает зайчик мой, привезли его домой, оказался он живой, привезли его в больницу, он украл там рукавицу, привезли его в буфет, он украл кулёк конфет!
5. Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват(а).
6. Раздувайся пузырь.
Раздувайся большой.
Оставайся такой да не лопайся!
Пузырь лопнул. Воздух вышел.
Пш-ш-ш-ш...
7. Рази-двази-тризи-ризи-пяты-латы-фуни-муни-дуби-крест!... - Что это? Считалка? Но выперло откуда-то? Может, по коми-пермяцки что, счёт до 10, например? Она ведь, комь-то, недалеко от Пинеги... (В. Баскакова)
8. Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мышек мы считать:
Мышка - Даша,
Мышка - Маша,
Мышка - Оля,
Мышка - Саша.
Пятой мышки не найти,
Ты, дружочек, поищи.

Счита;лки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. https://vk.com/russiaisahighculture
9. РазсолИть - разбить в куски игральную кость при  игре в Бабки (А.О. Подвыс.) (повсем.)
10. Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела. - Бабушкина реплика.
11. Рассчёт для игры, сопровождался  присказкой: Первый - на коне военный. Второй - на танке боевой. Третий - Ленина встретил. Четвертый - в углу запертый. Пятый - в "г...е" замятый. Начинались обсуждения, что 2 и 3 почти как 1. А 4 и 5 было... Очень обидно! Но они успокаивались тем, что когда-то будут 1, 2 или 3. И в следующий раз все повторялось... сначала!
12. Расти коса до пояса. Не вырони ни волоса!
13. Расхулиганились на переменке:  "Девочки я лечу! И через 2 парты и учительский стол---и мягко приземлилась. (Г. Широких, мез.)
14. Расшифровка слова АЗИЯ: Артель Зубастых Инвалидов. А Я? А ты-бригадир
15. Режиком заножу, из крови брюхо потекёт! 
16. Режиком заножу, стреликом запистолетаю, из крови пузо потекёт!
17. РЕКА. Все детские воспоминания связаны с ней. Мое детство прошло в посёлке Холм. Летним вечером отец говорил:"Схожу нА берег". Это было лобное место. Там собирались, курили, обменивались новостями и "мнениями". Телевизоров еще не было. И все детские забавы были связаны с рекой. Ранним летом "бродили " на отмели,ловили мальков консервной банкой, искали роднички. Купались до посинения, грелись у костра.А рыбалка белой ночью! Зимой -катание с берега, весной-ледоход и навигация. Я помню даже запах реки.- Таня Дружинина (Шумилова) (пин.)
18. Рёва-корова, дай молока. Сколько стоит? Три рубля. Дарочки-подарочки назад не отдают!
19. РипятУшки, (от РепетИть– говорить быстро, без умолку) - набор потешек, частых песенок, присказок
20. РобЁнок, РобЁноцек – ребёнок
21. РОбующий  - водящий в игре
22. РОбята, син., РобЯта, РобЯтки, РобЯтка, РобятЁшка, РОбчики – 1) ребята (в т.ч. и о взрослых),  ребятня, дети; 2) свои дети ( в т.ч. и взрослые) : ПодИте-ко РобЯты на Улицы игрАть (И.И. Мос.)  (печ., мез.)
23. РостИла-ростИла - вЫростила Идола...
24. Рота моя, слушай меня!
Напра, нале, костыль на пле!
Кругом! Бегом! О стенку лбом!
Отставить!
25. Рот до ушей, Хоть завязочки пришей!
26. Рубилом затопорю!
27. Рупь за сено, два за воз,
Полтора за перевоз.
Чечевица с викою, а я сижу чирикаю.
28. Русский Север (игры):
) Летние гуляния
Начиналось летнее гулянье еще до заката солнца нестройным пением местных
девчонок-подростков, криками ребятни, играми и качелями. Со многих волостей собиралась молодежь. Женатые и пожилые люди из других мест участвовали только в том случае, если приезжали сюда в гости. Ребята из других деревень, перед тем как подойти к улице, выстраивались в шеренгу и делали первый, довольно "воинственный" проход с гармошкой и песнями. За ними, тоже шеренгой и тоже с песнями, шли девушки. Пройдя взад-вперёд по улице, пришлые останавливались там, где собралась группа хозяев. После несколько напыщенного ритуала-приветствия начиналась пляска. Гармониста или балалаечника, усаживали на крыльцо, на бревно или на камень. Если были комары, то девушки по очереди "опахивали" гармониста платками, цветами или ветками. Родственников и друзей тут же уводили по домам, в гости, остальные продолжали гулянье. Одна за другой с разных концов деревни шли все новые "партии", к ночи улицы и переулки заполняла праздничная толпа. Плясали одновременно во многих местах, каждая "партия" пела своё. К концу гулянья парни подходили к давно или только что избранным девицам и некоторое время прохаживались парами по улице. Затем сидели, не скрываясь, но по укромным местам, и наконец парни провожали девушек домой. Стеснявшиеся либо еще не начинавшие гулять парни с песнями возвращались к себе. Только осенью, когда рано темнело, они оставались ночевать в чужих банях, на сеновалах или в тех домах, где гостили приятели. Уличные гулянья продолжались и на второй день престольного пивного праздника, правда, уже не так многолюдно. В обычные дни или же по незначительным праздникам гуляли без пива, не так широко и не так долго. Нередко местом гулянья молодежь избирала красивый пригорок над речкой, у церкви, на росстани и т.д. Старинные хороводы взрослой молодежи в двадцатых и начале тридцатых годов почти совсем исчезли; гулянье свелось к хождению с песнями под гармонь и к беспрестанной пляске. Плясать женатым и пожилым на улице среди холостых перестало быть зазорным.
б) Горюн или столбушка
Зимние гулянья начинались глубокой осенью; разумеется, с соблюдением постов, и кончались весной. Они делились на игрища и беседы. Игрища устраивались только между постами. Девицы по очереди отдавали свои избы под игрище, в этот день родственники старались уйти на весь вечер к соседям. Если домашние были уж очень строги, девица нанимала чужую избу с обязательным условием снабдить ее освещением и вымыть после гулянья пол. На игрище первыми заявлялись ребятишки, подростки. Взрослые девушки не очень-то их жаловали и старались выжить из помещения, успевая при этом подковырнуть местных и чужих ухажеров. Если была своя музыка, сразу начинали пляску, если музыки не было - играли и пели. Приход чужаков был довольно церемонным, вначале они чопорно здоровались за руку, раздевались, складывали шубы и шапки куда-нибудь на полати. Затем рассаживались по лавкам. Если народу было много, парни сидели на коленях у девиц, и вовсе не обязательно у своих. Как только начинались пляски, открывался первый горюн, или столбушка. Эта своеобразная полуигра пришла, вероятно, из дальней дали времен, постепенно приобретая черты ритуального обычая. Сохраняя высокое целомудрие, она предоставляла молодым людям место для первых волнений и любовных восторгов, знакомила, давала возможность выбора как для мужской, так и для женской стороны. Этот обычай позволял почувствовать собственную полноценность даже самым скромным и самым застенчивым парням и девушкам. Столбушку заводили как бы шуткой. Двое местных - парень и девица - усаживались где-нибудь в заднем углу, в темной кути, за печью. Их занавешивали одеялом либо подстилкой, за которые никто не имел права заглядывать. Пошептавшись для виду, парень выходил и на свой вкус (или интерес) посылал к горюну другого, который, поговорив с девицей о том о сём, имел право пригласить уже ту, которая ему нравится либо была нужна для тайного разговора. Но и он, в свою очередь, должен был уйти и прислать того, кого закажет она. Равноправие было полнейшим, право выбора — одинаковым. Задержаться у столбушки на весь вечер - означало выявить серьезность намерений, основательность любовного чувства, что сразу же всем бросалось в глаза и ко многому обязывало молодых людей. Стоило парню и девице задержаться наедине дольше обычного, как заводили новую столбушку. Игра продолжалась, многочисленные участники гулянья вовсе не желали приносить себя в жертву двоим. Таким образом, горюн, или столбушка давали возможность:
1) познакомиться с тем, с кем хочется;
2) свидеться с любимым человеком;
3) избавиться от партнера, если он не нравится;
помочь товарищу (товарке) познакомиться или увидеться с тем, с кем он хочет.
http://lib.rin.ru/doc/i/14272p83.html
29. РЮха (сущ., ж.р.), (мн.ч.) РЮхи   - 1) а) цилиндрическая чурочка, из которых выкладывается фигура при игре в ГородкИ; б) деревянный отрезок от кругляша в диаметре до 15 см и высотою до 20 см,  употребляемый в народной игре в РЮхи; небольшой отрезок кругляша, ЧурАк длиною до 25 см, служащий подкладкою на земле, для необъётистого тяжеловесного предмета (И.М. Дуров) (повсем.); 2) (мн.ч.) воротца; 3) (мн.ч.)  см. ГородкИ, см. ИгрАть РЮхами, Понъ (главная РЮха)  (А.Н. Гранд.) (холм., пин., мез.,  чуд.);  РЮхи – игра в РЮхи:   По ПАуке (палке)  РЮшной ЗачЕшут (выстрогают, затешут), вот в РЮхи и играют (медв.)


Рецензии
Рази-двази-тризи-ризи-пяты-латы-фуни-муни-дуби-крест!...Что это? М.б., считалка? Но выперло откуда-то? Может, по коми-пермяцки что, счёт до 10, например? Она ведь, комь-то, недалеко от Пинеги...))

Валентина Баскакова   09.03.2012 19:05     Заявить о нарушении
А мы так и запишем, Валя! Может, кто и уточнит. Обнимаю - спасибо!

Нина Гринбанд   09.03.2012 20:02   Заявить о нарушении