Реакция Пушкина на сочинения Гоголя

1 апреля 1809 года родился Николай Гоголь.
Первая попытка Гоголя познакомиться с Пушкиным оказалась неудачной, что называется, "блин вышел комом".
 
Явился в пушкинский дом Гоголь.
– Хозяин спит! – слуга сказал.
– Всю ночь, наверно, он работал?
– Конечно. В карты он играл!

В дальнейшем, реакция Пушкина на гоголевские сочинения тоже стала своеобразной. «Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), - вспоминает Гоголь, - начал понемногу становиться всё сумрачнее, сумрачнее, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: "Боже, как грустна наша Россия!" Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что всё это карикатура и моя собственная выдумка! Тут-то я увидел, что значит дело, взятое из души, и вообще душевная правда, и в каком ужасающем для человека виде может быть ему представлена тьма и пугающее отсутствие света».
В своём дневнике Гоголь объясняет суть сатиры: «Бог дал мне многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу, уже от рожденья моего, несколько хороших свойств; но лучшее из них, за которое не умею, как возблагодарить Его, было желанье быть лучшим. Я не любил никогда моих дурных качеств, и если бы небесная любовь Божья не распорядилась так, чтобы они открывались передо мною постепенно и понемногу, наместо того, чтобы открыться вдруг и разом перед моими глазами, в то время как я не имел еще никакого понятия о всей неизмеримости Его бесконечного милосердия, — я бы повесился. По мере того как они стали открываться, чудным высшим внушеньем усиливалось во мне желанье избавляться от них; необыкновенным душевным событием я был наведен на то, чтобы передавать их моим героям».
На могиле Гоголя есть надпись: "Горьким смехом моим посмеюся".

Он вступил с вечным Богом в союз,
Осужденье предчувствуя строгое.
«Горьким смехом моим посмеюсь» –
На могиле начертано Гоголя.

Часть вторую сжёг он «Мёртвых душ»,
И пред смертью просил: «Дайте лестницу!»,
Чтобы с Тем, Кто скорбей крестных Муж,
Как с Источником милости встретиться.


Рецензии