Юрий Аскаров. Быть или не быть шутом?
За гуттаперчевую мимику артиста Юрия Аскарова прозвал российским мистером Бином сам… оригинальный мистер Бин. До уважаемого английского комика дошла пародия на его гримасы от отечественного производителя невероятных рож. Роуэн Аткинсон был в восторге! Но об этом я с удивлением прочитала в Интернете накануне интервью – не будучи искушенной в юмористических телешоу, как и тысячи новых поклонниц Юрия Аскарова, я узнала о нем благодаря историческому сериалу Первого канала «Цыганки».
Персонаж Аскарова Гамлет – романтический герой сталинской эпохи, чей героизм заключается в том, что в любых обстоятельствах он остается человеком. В этом смысле вопрос «быть или не быть» перед ним не стоит. Пока не заглянула на официальную страничку артиста, была уверена, что Юрий Аскаров – молодой талантливый актер, новый соперник Гоши Куценко, Антона Макарского, Константина Крюкова и других звезд современных российских сериалов и кино. Некоторые фанатки на «женских» форумах делятся мечтами о том, чтобы комик бросил эстраду и целиком посвятил себя драме. К такой творческой «диете» разносторонний артист не готов, но поклонницы могут быть уверены, что снова увидят Юрия в роли умирающего от любви.
Хотя накануне Нового 2011-ого года юморист оказался как никогда ангажированным и загруженным работой в различных новогодних шоу, мы не могли не сделать нашим читательницам и самим себе подарок – эксклюзивное интервью с Юрием Аскаровым, «шутом» и «принцем» в одном лице, способном на большие перемены. Артист ответил на противоречивые вопросы журнала LeCadeau.
Эстрада или кино?
Девушкам на форумах не стоит переживать! Наоборот, хорошо, когда есть, из чего выбрать. Хуже, когда на тебе налипла одна маска, - тебя привыкли видеть кривляющимся, либо Гамлетом. Скучно! Честно говоря, эстрада мне ближе – когда видишь смеющихся женщин, которые вытирают потекшую тушь, получаешь неистовое удовольствие. В кино результат виден гораздо позже – когда все уже снято, смонтировано, озвучено и выходит на экран. Когда снимаешься, как будто играешь в одни ворота. «Стоп, снято!» или «Еще дубль!» - все реакции, которые ты слышишь. На эстраде отдача мгновенная, это дорогого стоит. И, если, выйдя на сцену, ты в течение 20 секунд не взял зрителя за одно место, то все, до свидания. Какой бы ты ни был красавец, тебе ничего не поможет – поэтому на сцену выходишь, как на войну. Это фанатизм чистой воды, некоторые друзья меня просто не понимают: «Ты ненормальный!»
Как сказал легендарный актер Вячеслав Тихонов, артист – это человек, который каждый день сдает экзамен. Ты выходишь на сцену или, не важно, на съемочную площадку, и на тебя все смотрят: провалишься или нет. В кино, конечно, можно все переснять, но все равно каждый день ты проверяешь себя. Куда бы ты ни шел, даже элементарная встреча по поводу какого-то мероприятия - тоже экзамен. Москва – это возможности, шансы, это дорогого стоит. В Красноярске, где я вырос, никаких возможностей нет, и город почему-то не заинтересован в том, чтобы их дать. Мои красноярские друзья, в основном, занимаются бизнесом, один я – шут гороховый.
Сейчас я снимаюсь в новом сериале про Великую Отечественную войну - у меня там еще более серьезная роль, чем в «Цыганках». Уже не просто любовь, а трагедия, смерть. В сериале есть и предательство, и страшные моменты, которые реально происходили с людьми в те дни. Были еще разговоры о продолжении сериала «Цыганки», но пока продюсеры молчат. Послевоенное сталинское время, конечно, страшное. Я настолько погрузился в 1952-ой год, проникся, как люди тогда жили! Когда я выходил из коммуналки, в которой шли съемки, и садился в свою машину, меня охватывала дикая радость, что я живу сегодня! Иногда после съемочного дня у меня реально были слезы на глазах. Когда говорят, что актер не вышел из роли, я могу понять это состояние. Для актера это не оскорбительно и не унизительно – реально, если хороший режиссер, хорошая работа, из роли можно выходить очень долго. У меня были проблемы дома из-за этого, я приходил, был Гамлетом, мне говорили: «Юр, расслабься, ты не Гамлет!». А я не мог переключиться.
Конечно, хочется играть в кино, сняться у достойного режиссера, поломать свой характер, хочется сумасшествия! Самая большая мечта – сняться у Никиты Михалкова, в плане креативности мне очень нравится Кирилл Серебренников. Вообще я давно хочу маньяка сыграть! Не такого, как Фредди Крюгер, ходить с когтями всех убивать, а маньяка-психолога. То есть нормального человека, который при этом творит ужасные вещи. Подобную роль Кевин Спейси сыграл в фильме «Семь». Юморист в роли маньяка – это будет шок, это будет круто! Для меня самая большая похвала: «Не такой, как все». Вот это самое дорогое. Когда зрители смотрят сборный концерт, подходят после него и говорят: «Мы вас запомнили, потому что вы не такой, как все!»
Приезжие или москвичи?
Почему москвичи не любят приезжих – приезжие всегда голодные, ненасытные, поэтому достигают каких-то высот. Они бегут, бегут, бегут. Москвичу можно полениться, он у родителей под боком и т.д. Приезжие более открытые, как губки, они впитывают в себя все. Естественно, и хорошее, и плохое тоже. Приезжие люди мне как-то понятнее, хотя в последнее время я спокойно нахожу общий язык и с теми, и с другими.
Про публику хочу сказать – всегда думал, что москвичи очень сложные зрители, в отличие от провинциалов. Но сейчас люди научились отдыхать, выражать свои эмоции. Раньше они были скованы на концертах, боялись чего-то необычного, теперь это исчезает. Гораздо труднее работать с людьми из совсем глухой провинции. Чем меньше человек видит и слышит, тем сложнее его «разбудить». На это нужно гораздо больше сил и времени, чем требуют люди из больших городов, даже «рублевские», которые все перевидели и «Давай, попробуй нас рассмешить». Вообще мне кажется, что моя публика очень культурная, красивая. Может быть, так о своих зрителях думает каждый артист, не знаю. Но, например, в одном здании в Екатеринбурге шел КВН и мой концерт, на КВН шли люди шумные, с пивом, ко мне – другие. Когда приходят с детьми, мне это особенно лестно, - значит, родители не боятся, что будет какая-то пошлятина.
Кстати, некоторые артисты стесняются работать на корпоративах. Наоборот, корпоративы – очень хорошая школа, корпоративы заставляют артиста заинтересовывать жующую публику. Ты должен отвлечь зрителя от рассматривания проходящей мимо женщины или от того, что у него в тарелке. Если ты смог заинтересовать хотя бы на 15 минут, ты победил!
Действительно, в корпоративах есть опасный момент, когда люди уже не трезвые. Иногда кто-нибудь как хлопнет по спине, и сразу хочется уйти из профессии. Но я умею грамотно увиливать от щекотливых ситуаций - я никогда не сажусь за стол. Не потому, что я не уважаю тех, перед кем выступаю, а потому что это неправильно. Артист должен быть недоступным. Конечно, не обидно недоступным, без звездности, звездой нужно быть на сцене.
По жизни, честно скажу, я не «хохотушка». Я больше серьезный, чем смешной. В своей компании я могу быть весельчаком, в чужой - люди уже ждут, что вот сейчас будет весело, а я не хочу смешить, я не на работе. Я хочу побыть не клоуном, а человеком. Опять же это не звездная болезнь, просто нет настроения кривляться. Поэтому я не любитель тусовок – там все время нужно из себя что-то изображать, я терпеть это не могу. Может быть, кому-то это покажется скучным, я предпочитаю заниматься делами, которые непосредственно связаны с работой, зарабатыванием денег, а еще работать над собой.
Счастье или наглость?
Вот никогда меня не брали на роль Деда Мороза, хотя в студенческие времена я готов был работать даже Снегурочкой. Зато я сыграл греческую колонну на Олимпиаде в Лужниках. Мы, сотни студентов, ходили по кругу –парень впереди меня упал, а в громоздком костюме колонны встать он просто не мог. Я не могу передать словами, что там происходило, какой стоял гомерический хохот, меня от смеха трясло. Мне казалось, что меня обязательно покажут по телевизору, я звонил домой: «Мама, у меня прямой эфир!» Мама: «Как это? Сынок, ты приехал неделю назад в Москву». «Мама, смотри Олимпиаду!» «А ты кем там будешь?» «Колонной буду! Греческой колонной! Такой красивой, желтой!»
Я бегал по Останкино с кассетами, предлагал свои видеозаписи. На меня смотрели, как на чокнутого. Таких, как я, там, наверно, тысячи. Но наглость – второе счастье. В то время на нашем телевидении не было никаких программ, кроме «Аншлага», куда мог попасть юморист. К сожалению, судьба творческих людей зависит от каких-то редакторов и т.д. Я носил кассеты в «Аншлаг», и мне говорили: «Нет режиссуры, нет идеи, нет ничего. Простите, Регина Игоревна Дубовицкая посмотрела, сказала, это плохо, до свидания». Я говорил: «Ну, как плохо? Это интересно, необычно, - не так, как у вас в программе, совершенно не похоже ни на что».
Я всегда объективно оцениваю выступления и свои, и других людей. Меня мучила мысль, почему же меня не берут? Но, если я понимаю, что моя работа действительно достойна, если я вижу, что она цепляет людей, я буду упорно пытаться достучаться до тех же редакторов. Два года я стучал-стучал-стучал, пока мой товарищ Сергей Дроботенко не передал кассету напрямую, и Дубовицкая сказала: «А почему мы этого парня не снимаем? Конечно, давай!» И все закрутилось.
Правда, в «Аншлага» я долго не задержался. Меня всегда привлекала свобода, и по сей день я не принадлежу никому. Для любого творческого человека самое ценное – это свобода, возможность выбирать. Почему страдают многие юмористические программы от «Аншлага» до «Comedy Club» - когда появляются рамки, некий формат, и шоу превращается в конвейер, пропадает качество. Мне предлагали работать по контракту в «Мулен Руж» во Франции, один раз я там выступил и очень хорошо, но в итоге отказался. Помимо прочего, я не хочу покидать Россию, у нас в головах что-то другое, с русскими работать интереснее!
PS
И кстати:
- Юрий, вы сами сейчас влюблены, как ваши киногерои? Вы уже кем-то заняты? Или поклонницы могут на что-то рассчитывать?
- Могут!
Москва, для журнала LeCadeau
Свидетельство о публикации №211052200135