Осознавший достоинство духа

      Многое можно простить тем, кто во тьме сохранил понятие Учителя. Учитель поднимает достоинство духа.
      У Нас понятие Учителя подобно лампаде во тьме. Потому Учитель может быть назван маяком ответственности. Узы Учения подобны веревке спасательной в горах. Учитель является с момента зажжения духа. С тех пор Учитель неразрывен с учеником.
      Не видим конца цепи Учителей, и сознание, наполненное Учителем, возвышает достижение ученика, как драгоценный, всепроникающий аромат. Связь ученика с Учителем образует звено защиты соединительной цепи. В этой защите процветают пустыни.
   Учение Живой Этики: Община, 60

      (Гуру – Н.К.Рерих). Почитание Иерархии отлично от униженности. От почитания родится сила, от униженности – ничтожество. Будем различать эти два антипода. Благоговение и трепет перед величием Иерархии и Светом ее ничего общего не имеют с униженностью, вблизи которой шевелятся серый страх, заискивание и раболепство. Почитание Иерархии и достоинство духа не исключают друг друга, но достоинство духа и униженность несовместимы. Пресмыкание перед Высшим исключается в ученике. Качество смирения не означает униженности, но включает в себя умение смирять свою самость и вожделения и обуздывать свое низшее «я».
   Грани Агни Йоги, 1968 г. 566.

      Можно спросить себя, что уже сделано в отношении утверждения желаемых качеств духа. Не мешают ли этому уступки лукавым рукам и стремление приноравливаться к чужой ограниченности. Говорить по сознанию – совсем не означает звучать в унисон с невежеством в сознании собеседника. Достоинство духа требует других мер при попытке воздействовать на людей благотворно.
   Грани Агни Йоги, 1970 г. 431. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.


                ОСОЗНАВШИЙ ДОСТОИНСТВО ДУХА
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Возможность дается Общения со Мною и Матерью Мира. Возможность использованная приносит плоды, и страницы записей наполняются крупицами Космической Мудрости. Духу, осознавшему свой Космический путь между Звездами, прощается все, если осознание это первенствует в жизни его на Земле. Прощение заключается не в том, что нарушается Карма или Закон причин и следствий, а в том, что утверждается победа над ней, выражающаяся в непрерываемости восхождения. Стать поверх притяжений земных, дух вспять, к Земле, влекущих, будет победой над Кармой земною. Это возможно лишь при условии утвержденной Близости Учителя Света. Дух устремленный, крест кармы поднявший и взявший его с собою, следует за Мною, как Указал. Меня принимая в сознание, утверждает свой путь человек. Казалось бы, нет ничего, и все происходит лишь в духе, но мощен подъем, и непреложность его становится ведущим принципом жизни.

      Ты мысль устремляешь ко Мне, и яро магнитно извлекает она из ауры Моей энергии, созвучные твоему духу, насыщая его Светом. Возможность дается, дабы путь проложил для идущих за тобой и могущих подойти через тебя, через записи эти, оставленные для них, долженствующих после прийти. Обилие записей рассчитано на множество самых разнообразных сознаний, чтобы каждый мог найти по себе.

      Человек, осознавший достоинство духа и утвердивший равновесие, не нуждается в указаниях о том, как надо себя держать, какие движения и жесты допустимы или бороться с так называемыми нервными движениями, когда дергаются руки и голова и бегают глаза суетливо. Утвержденное равновесие духа неизменно уявится в достойности движений и жестов. Потому не о внешнем выражении себя следует думать, но о внутренних качествах. Внешнее неизменно будет сопутствовать внутреннему, если внутри утвердились нужные качества. Не будет махать руками и трясти головой человек, уявляющий равновесие духа, или спокойствие. Утвержденное качество обязательно выразится внешне в соответствии полном. Борясь с внешним выражением своих оболочек, человек допускает ошибку, начиная не с того конца. И тогда трудна эта борьба неимоверно. И чувствует он, что, несмотря на ярое желание, собой овладеть он не может. Ибо рычаг воли прилагался не к той точке, к какой надо. Отсюда и неуспех, и рецидив нежелательных проявлений отрицательных качеств. Исходной точкой, отправным пунктом для утверждения достойного внешнего себя выражения, служит цитадель духа — центр уравновешивания явлений, проявляющихся на полюсах: следует тотчас же энергию, устремившуюся к одному из полюсов, отозвать к центру, где ею можно владеть, и, овладевши, уже позволить как-то выразиться внешне. Обузданная, не выразится она в чуждых духу действиях. Наблюдайте за проявлением суетливости в себе и других. Много поучительного можно извлечь из этого недостойного состояния духа. Много прорывов и неумения собою владеть по той же причине. Указано о себе и в защиту себя ничего не говорить до тех пор, пока самость астрала не подчинилась воле духа. Иначе ущерб будет велик, и самость начнет выражать себя в ярых вспышках астральной оболочки. Неистовую надо смирить, пищи ей для проявления не давая, холодом бесстрастия можно обуздать этого супротивника духа, постоянно предающего его терзаниям и распятию в материи низшей. Надо изъять слово «я» из своей речи, ибо это «я» отождествляется обычно с «я» малым, утверждающимся в четырех низших обо¬лочках, и упорнее всего — в астрале. «Я» надо из речи изъять.

      «Постороннее не должно закрывать основное. Потому не засорять должно человечество путь к восхождению. Не много пыли нужно допустить, чтоб самая звонкая труба охрипла. Именно эта малая щепоть пыли опаснее всех мечей и ножей. То же нужно сказать о колебаниях духа: они происходят не от великих дел, но от той же пылинки. Так преуспевающий в большом имеет глаз на малое. Так сердце, предназначенное к великому, чует даже малейшее. Ошибочно думать, что великое слепо на малое. Наоборот, малейшее видимо великому глазу, и шорох неслышимый чует сердце пламенное. Если поймем чуткость великого сердца, мы уже знаем значение миростроения. Не будем возноситься одурманенные, но не поникнем в гордости. Гордость есть камень на ногах, и одурманивание есть восковые крылья. Но достоинство духа есть Огонь сердца, есть крылья к солнцу» Учение Живой Этики: Сердце, 262.

                Мысль добрую – в Дали,
                там где звёздны Миры,
                и магнитные токи –
                душем с той стороны.

                Стороны в Беспредельном,
                где  иная  заря,
                и где токи лишь Света,
                не найдёте там зла.

                Принять душ нам для духа,
                и к работе в земном, –
                мы посланцы – из Далей,
                в себе – Свет мы несём.
                Владислав Стадольник 12.11.2001

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Родной мой, научился ли ты радоваться уже не препятствиям, но ошибкам? При правильном отношении к ним каждая допущенная должна дать мощный импульс к борьбе с ней и освобождению от нее в будущем. Понял ли ты, что отныне ошибки будут служить тебе ступенями огненной лестницы духа. Радуйся ошибкам осознаваемым, ибо будешь восходить ими. Чем больше ошибка, тем больше противодействия духа должна она вызывать. Так пусть и ошибки яро послужат тому, чтобы возвышать дух. Запомни, теперь нас ничто не остановит: ни друзья, ни враги, ни радость, ни горе, ни достоинства, ни недостатки, ни тьма, ни подобие света, ни ошибки, ни осознание безошибочности своих действий. Все нам отныне на пользу послужит, ибо с Владыкой идешь. Оявление сыновства сейчас происходит в тебе, и нет тех сил в мире, которые могли бы препятствием лечь на пути осуществления того, что Сказано было Владыкой. Покоен будь в вере за будущее твое, ибо Сам за тобою Стоит. И вижу, и знаю все ошибки твои, но, родной мой, люблю за несломимую огненность твоего устремления к Свету и к Нему, Который Позвал и Назвал тебя сыном. Нет порицаний, нет осуждений. Радость тому, кто превыше всего в жизни Владыку по¬ставил.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Вот наступило время, о котором Сказано, что возможности удесятерятся. И потому хочу спросить вас, что делаете вы, чтобы не прошли они для вас бесполезно. Возможности, даже удесятеренные, ничего не дадут, если пройдены мимо. Что делаете вы, чтобы использовать их? Ты их спроси, что делают. Если ничего, или то, что обычно, на что рассчитывают они, обескрыленные, ибо упущенные возможности крылья полети срезают. В эти последние дни одни будут пробуждаться и уявлять огненность устремления, другие, наоборот, погружаться в беспросветное. Спроси их, что набирают из двух, и укажи, что на каждую искру устремления, направленную к нам, тотчас ответим, дабы стала она плодоносной ответно. И если сейчас не пожнут плодоносно и спело от своих устремлений, то когда же тогда? Владыка Сказал: «Устремитесь». А они все сидят по углам, погруженные в то, что вокруг. Вы круг тьмы разбейте, Свет впереди. Лучи Его вас освещают. А вы обернулись во тьму и задыхаетесь в беспросветности плотной.

      Достойное поведение в Тонком Мире возможно только тогда, когда было достойным в мире плотном, и особенно в мыслях, ибо побуждения осуществляют мысли в обоих мирах. Также не Советуем ничего переживать слишком. Пусть будет что будет или что есть, но поощрять своеволие астрала нельзя. Также и страдания, вернее, отношение к ним, требуют какой-то степени спокойствия. Один страдает, сохраняя достоинство духа, другой – впадая в неистовство. Страдает преходящая личность, чтобы Высшая Триада могла извлечь из этих страданий полезный опыт и урок. Великие Духи Страдали, дабы в Высших Мирах страдания эти возгорались огнями невиданной красоты. Легенда о том, что из человеческих страданий родятся драгоценные камни, глубоко символична. И действительно, Сокровище Камня растет от страданий. Правда, по-человечески Дух Говорит: «Да минует Меня Чаша сия», но все же сознательно Принимает неизбежное. Да, да! Даже и в страданиях можно удерживать какую-то степень равновесия. И голод, и жажду, и прочие испытания можно переносить спокойно, не теряя человеческого достоинства, как, впрочем, и все. Дело не в том, чтобы избежать, а в том, чтобы встретить достойно. В конечном итоге вся эта дисциплина духа нужна не для Земли, но выше. Хранить равновесие духа и в горе и радости, в страданиях и покое, в лишениях и избытке, в поношениях и почете, в нищете и богатстве, словом, при всех противоположениях, на которых закаляется дух, будет великим достижением. Все земное, хорошее и плохое, уйдет, а достижение останется с духом, утвердившим его. Как бы еще лучше, еще доходчивее сказать, что не само происходящее с человеком имеет значение, но то, что дает оно духу и чем обогащает его. Хорошо, когда уже нет привязанности к окружающим плотным условиям и аура не приросла ни к вещам, ни к местам проживания. Это уже свобода духа, и не жаль оставлять ничего. Тяжело уходить в Мир Надземный, когда тысячи нитей привязывают к Земле. И странников и отшельников можно понять – они стремятся освободиться от земных притяжений. Любить Землю и жизнь, красоты первой и ощущения – совсем не значит быть в рабстве у них. Любовь, лишенная переживаний самости, освобождает от всех видов рабства. Сверхличная любовь есть Любовь-Освободительница.

      Равновесие выражается также и в том, что не только тяжкие или неприятные вещи его не нарушают, но и в том, что явления радостные, приятные и вызывающие восторг, не колеблют его. Только при равнодушии к похвалам клевета не произведет впечатления, только при равнодушии к пище хорошей плохая не огорчит, только при полной сдержанности и спокойствии к счастью земному несчастье не сломит дух. Только при недопущении проявления переживаний на одном полюсе другой будет не в состоянии проявиться. Золотая середина, или золотой путь, предусматривает именно такое отношение к явлениям жизни. Не радуйтесь слишком тому, что вы хотели иметь и получили, чтобы не горевать при утрате. Правильно уловил поэт значение закона, сказав: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Астрал для своего проявления нуждается именно в наличии противоположных эмоций и радуется в восторге сегодня, чтобы плакать и горевать завтра. Будем учиться принимать все: и хорошее, и плохое, не позволяя астралу вибрировать ни на то, ни на другое. Учение указует на то, чтобы не радоваться и не горевать слишком. Особенно вредна неуемная восторженность астрала. Восторг и радость духа – нечто совершенно иное, ибо не основаны на явлениях земных, преходящих. Приведение себя благодаря им в восторженное состояние служит гарантией выявления противоположного состояния астральной оболочки. Также не следует реагировать и на то или иное неуравновешенное состояние собеседника. Слишком уж высокая цена за подражание обезьяньим склонностям. Собеседник смеется, смеетесь и вы, собеседник плачет, плачете и вы, собеседник улыбается глупому и пошлому анекдоту, улыбаетесь и вы, словно театральная кукла, которую дергают за веревочку. Достоинство духа утверждает равновесие, которое не нарушается случайными настроениями, словами, поведением окружающих. Равновесие – настолько редкое качество, что, обнаружив его в собеседнике, люди приходят в беспокойство, начинают чувствовать неловкость, неудобство и даже страх, стараясь всеми мерами вызвать обычные людские чувства и реакцию на свое обращение. И если равновесие удерживается, несмотря на эти попытки, они начинают чувствовать невольное уважение перед непонятным им явлением. Указуются сдержанность, самообладание, контроль над своими чувствами, владение собою, самообуздание и прочие качества, входящие в понятие равновесия. Нужно начинать с малого и постепенно накапливать огненную мощь. Ведь сдержанность указывает на умение правильного расходования психической энергии. Особенно расточает психическую энергию несдержанная болтливость.

      (М.А.Й.). Надо разрушить очарование астрального мира. Это не значит отрицать его красоты или привлекательность прекрасных форм, цветов, рек, гор, лесов. Но это означает, что необходимо войти в него, отбросив его таинственность, загадочность, страх перед волшебством его проявлений и мысли о том, что вошедшие в него обычные люди приобретают там какие-то знания или могущество. Какими вошли, такими и остаются, разве что только усиливая выявления имеющихся уже в них качеств и свойств. Очаровываться нечем, трепетать не перед кем, бояться нельзя, ибо страхом пользуются, чтобы воздействовать на боящихся и проделывать с ними некоторые фокусы. Входить туда надо спокойно, без всякого страха, мужественно сохраняя достоинство духа. И трепетать не перед кем, ибо кругом такие же люди, как и на Земле: и хорошие и вредоносные. Но распределение по слоям, соответствующим природе нового пришельца, обычно избавляет от неожиданного и неприятного соседства. Связь же с Учителем и Иерархией ставит в облегчающие условия. Не знавшие ничего на Земле о Мире Надземном знать не будут и там. Отрицатели не увидят того, что отрицали или отрицают. Злые увидят зло более полно, чем на Земле, а добрые – Свет.

      Качество торжественности характерно тем, что совершенно исключает многие мелкие чувства и свойства, как, например, суетливость, страх, подобострастие, болтливость, легкомыслие, ложь, распущенность, мелкие и нечистые мысли и многое, многое другое, словом, все то, что нередко является характерной особенностью обывательского состояния сознания. Трудно сохранить достоинство духа без торжественности, которая углубляет и усиливает и прочие положительные качества. Правильно обратили внимание на то, что последние имеют свойство воздействовать так или иначе на все органы человеческого тела, и притом каждое по-своему: одно на сердце, другое на печень, третье на нервную систему или мозг. Но симфония качеств благотворно действует на весь организм, устанавливая в нем и во всем микрокосме человеческом гармонию и равновесие. Именно благодаря этому условию дух, завершающий свой путь на Земле, являет собою совершенную форму красоты также и физического тела. Значение качеств еще совершенно не понимается, иначе все устремились бы яро к их утверждению. Какое же огромное влияние оказывают они на форму и излучения тонкого тела, тела ментального и тела огненного. Каждое качество дает свое излучение. Насколько отвратителен страх, обезображивающий ауру, настолько же прекрасно сияние мужества и неустрашимости. Именно с точки зрения излучений следует рассматривать как положительные, так и отрицательные качества духа. Прежде чем начать утверждать какое-либо качество, хорошо дать себе полный отчет и представить ясную картину, что именно даст желаемое качество духу, какое преимущество заключается в нем и как будет способствовать оно эволюции сознания. Ни чтение, ни убеждения, ни увещевания, ни проповеди не помогут, пока не наступит осознание значения того, для чего и почему это необходимо. «Осознание есть почти уже овладение» и кратчайший путь к приобретению нужного качества. Мало того, что каждое качество является контейнером Агни, оно своими излучениями преображает все существо человека, до его плотного тела включительно.

      (М.А.Й.). Хотя «Свет и не виден несущему его», но время от времени по воздействию его на некоторых людей можно определять его растущую силу. Может, и хорошо, что не виден, чтобы не возгордиться. Превознесение себя очень опасно, в чем уже убеждались не раз на примере тех, кто приближался к Учению. Этой опасности легко избежать, если понять, что все приобретения получены от Учителя и что без Него пустой бочке гремящей уподобляет себя человек. Но и жемчужину своего сознания должен ценить ученик и не умалять ее в угоду кому или чему бы то ни было. Помните, как Владыка перед сильными мира сего Говорил как Имеющий власть. Достоинство духа сохраняется при всех условиях, и Учитель Поможет его охранить.

      (М.А.Й.). Как бы трудно ни складывалась жизнь, жить все равно нужно. Так не лучше ли, чтобы соблюдалось достоинство духа и выполнялись условия ученичества. Слишком уж коротко земное существование, чтобы можно было его провести бесполезно. Последствия и результаты всех трудов земных пожинаются в Надземном. Потому так важны и труды, и устремления. Потрудившийся щедро пожнет. Устремленный получит по силе огней устремления. Желающий знания там обретет то, чего не смог достичь он в мире плотном.

     Перед нами задача – научиться делать все, что приходится делать в жизни обычной, не удаляясь от Учителя! Это возможно, если все делать со Мной вместе. Иначе каждая работа или занятость чем-то будет отвлекать и мешать совместному действию. Как изменятся в этом случае речь, жесты, поступки и все поведение! В присутствии Учителя многое, допускаемое без Него раньше, станет совершено невозможным. Попробуйте вести разговор с кем бы то ни было, представляя себе, что Учитель здесь, рядом, что каждое слово Он Слышит и Видит каждое движение. Как легко станет тогда сохранять достоинство духа, как свободно и просто станет все поведение созвучным Великому Присутствию. Удерживать это представление постоянно очень трудно, но, напрягая всю волю и все желание и ощущая в сердце любовь, можно все же достичь этого состояния. Но если в сердце горит пламенная любовь к Учителю, то напряжение воли и желание даже не нужны, так как то, что любим или кого любим, любовью держится постоянно в сознании. Значит, надо усилить любовь. Это самый простейший подход к наитруднейшему. И тогда исчезнет многое, препятствующее Общению. И тогда постоянное Предстояние становится осуществленным. Расстояний нет, времени нет. Преграды земного пространства – иллюзии плотного мира. В духе Общение идет поверх расстояний и времени не требует, но требует огненной энергии сердца. Надо в сознании разрушить преграды земные. Формула «Я с вами всегда» есть огненная формула жизни. Осознание ее приносит победу над ограничениями плотного мира и тела. Вопреки обычной видимости, утверждается огненная действительность. Только приняв это положение всем своим существом, можно понять Великие Слова: «Се Аз Есмь с вами всегда, во все дни, до скончания века».

      (Гуру). Двуногие признают только силу, двуногие считаются только с ней. Попирают пятою своей слабость и презирают ее. Потому духом надо быть сильным. Иначе сомнут. Они эту силу почуют мгновенно и опасливо посторонятся. Но, если почувствуют слабость, боязнь, или страх, или заискивание, или пресмыкание, или лесть и все прочие подобные чувства, унижающие достоинство духа, не упустят случая, чтобы унизить, если не явно, то скрыто. Но реакция их на все это будет всегда определенной и лишенной всякого уважения к низкопоклоняющемуся человеку. И со стороны хороших людей подобные чувства похвалы не получат, ибо осуждено пресмыкание. Достоинство духа люди не умеют хранить, а оно очень нужно и в этом мире, и в том. Не стремятся люди накапливать ценные качества духа, столь нужные в дальнем пути.

       (Гуру). Торжественность есть охрана сокровенного. Как удержать накопленное сокровище? Торжественностью. Не допустит она безответственного и легкомысленного разбазаривания драгоценной энергии. Охранит она от несдержанных, необдуманных и пустых слов и мыслей. И чувств не позволит она недостойных. Торжественность – щит. От суетливости защитит она крепко, а также и от беспокойств и волнений, достоинство духа поможет удержать во всех случаях жизни. Торжественность есть качество духа, нашедшего освобождение от шума и сутолоки призрачной жизни и беспросветного обывательского прозябания.

       (Гуру). Решение не в том, чтобы страдать или нет, а в том, чтобы во всех случаях жизни сохранить непоколебимую стойкость, преданность, устремление и достоинство духа. Не заслуга – размякнуть мокрой тряпке подобно. Но заслуга – твердо и непоколебимо, сурово и непреклонно выдержать все до конца и не поступиться ни одной пядью из завоеваний духа, достигнутых такими великими трудами.

      (М.А.Й.). В хорошей лаборатории можно производить различные опыты, создавая для них нужные условия. Человеческий микрокосм – это прекрасная «лаборатория для всех ощущений». И хороший лаборант может производить в ней массу опытов. Зачем быть безвольной марионеткой для других людей или различных внешних воздействий, когда человек в состоянии распоряжаться собою сам. Достоинство духа очень страдает, когда человек – владыка своего внутреннего мира и своей собственной мощи – становится паяцем, кривляющимся в угоду кому бы то и чему бы то ни было.

      Торжественность есть ключ, которым настраивается сознание для входа в Высшие Сферы. Антипод торжественности – суета. Суета властвует над психикой обывателя. Биполярность состояния духа позволяет понимать сущность этого бинера и выбирать любой полюс для утверждения. Не совместим Свет с тьмою, также торжественность – с суетой. Первая – Свет, вторая – тьма. Можно ли отдавать сознание свое во власть суеты. Плата – потеря всего. Ушла торжественность духа из современной жизни. Как же хочет кто-то ко Мне подойти в одеяниях суетливости. Торжественность надо сделать уложением жизни каждого дня. Не допустит она погружения сознания в недостойные мелкие мысли, чувства и действия. Она охранит Сокровенное. Она удержит на гребне волны. Она связь со Мною удержит. Она сохранит достоинство духа. Она поможет власть утверждать над неуемным паяцем астральным. Одеяние торжественности нужно во всех мирах. Ею держится Братство. Утрата ее есть разрушение духа. Многие недостойные явления и привычки не согласуются с нею. Торжественность крыльями духа считайте. Торжественно движение Светил и величие Космических Законов.

      Бесстрашие не есть бесчувственность, но именно искоренение парализующего, обессиливающего и унижающего достоинство духа чувства страха. И тогда предупреждение об опасности не вызывает реакции боязни, а скорее, наоборот, чувство спокойствия и сознание неуязвимости и нерушимости духа, то есть утверждение действительности. Конечно, оболочки подвержены опасностям, соответствующим сферам проявления каждой, но зерно духа проходит через все сферы в своей стихийной целесообразности и, сбрасывая оболочки одну за другой, облекается затем новыми, чтобы продолжать свой путь в Беспредельность. Умирает и болеет тело, немощна плоть, но дух, овладевший телом и прочими оболочками, утверждает свою власть над всем, ибо дана ему власть «над всякою плотью» от начала времен. И к реализации этой высочайшей власти когда-то и где-то суждено прийти человеку.


Рецензии