Критические заметки о марксизме-46

Гегель и Маркс. Маркс – ученик Гегеля, который пошел дальше своего учителя. Типичное утверждение марксистов; имеет смысл его проанализировать.

У Гегеля природа разумна. Ее ступени ведут вверх, в сторону организации, гармонизации, одухотворения. Механизм, химизм, биологизм – целесообразно устроенный биологический организм. В природе нет развития, есть ступени. Развитие начинается с появления существа разумного – человека.  Разум, заложенный в природе от века, спящий в природе, реализуется в сознательной деятельность людей, человеческих сообществ. Разум в себе, потенциальный разум становится реальностью, разумом для себя. Или: дух в себе – духом для себя. Чем разумнее человек, тем разумнее формы его личной и общественной жизни.

У Маркса природа неразумна. В основе ее существования – движение материальных частиц в пространстве и времени. Их  взаимодействие по законам диалектики, непонятно кем в природу внедренным, образует те же ступени, которые указаны у Гегеля. Результатом этого процесса в природе является появление существа мыслящего. Из неразумной природы рождается природа разумная. Как из потенциально разумного происходит реально разумное – это доступно пониманию. Зародыш ребенка в утробе матери – потенциально разумный человек, который в свое время станет реально разумным. Но как из неразумной по природе, из мертвой субстанции выходит реально разумное, понять невозможно. Пошел ли здесь Маркс дальше своего учителя? Сомнительно.

Гегель. Общественная жизнь. Всемирная история – прогресс в сознании свободы. Другими словами – прогресс в самопознании абсолютного духа, потому что только абсолютный дух абсолютно свободен. Познавая лежащий перед ним мир, дух обращает познание на себя и приходит к выводу, что он и есть основа, стержень, содержание всего сущего.  Дух объективирует себя как общественную жизнь со всеми ее учреждениями и правилами. Создает семью и государство – основы нравственной жизни. Трудится и строит цивилизацию. Сеет, пашет, возводит города, заводы и фабрики, занимается наукой, искусством, ведет войны. Создает религию и философию. Физический труд – продолжение труда мышления, труда умственного, реализация работы мирового сознания. Дух работает безостановочно, имея стимул в самом себе. Высота общественного развития определяется степенью осознания человеком своего достоинства, своей свободы. Древний восток: граждане знают, что свободен только один – деспот. Античный мир: граждане знают, что свободны лишь некоторые. Христианская цивилизация: граждане знают, что свободны все. Чтобы освободиться от тирании, человек – живое воплощение абсолютного духа – должен усвоить, что он (насколько он разумен) свободен как таковой, по природе, по рождению, по своей сущности, призванию. Без осознания своей сущности и готовности реализовать ее он постоянно будет впадать в рабство (ближайший пример – большевизм).  Ограничить его деятельность могут лишь неумолимые законы природы, нравственные постулаты и правовые установки, созданные разумными людьми для разумных свободных людей. 

Маркс. Общественная жизнь. Всемирная история – строительство коммунизма, фундамент которого был заложен первобытно-общинным строем. Главная идея коммунизма – материальное уравнивание граждан не по результатам ума, таланта, предприимчивости, даже не по результатам труда, а уравнивание фактическое. Желательно всех сделать сытыми и довольными. Чтобы достичь «вершины»,  надо пройти определенные круги ада – рабовладельческий способ производства, феодальный, капиталистический, социалистический. Социализм – это уже преддверие коммунизма,  когда частная собственность упразднена, буржуазия уничтожена, распределение осуществляется по труду. При социализме и коммунизме  свобода существует лишь как свобода от частного присвоения труда наемных работников. Все прочие свободы выброшены на свалку истории как пережитки буржуазного общества.  Мы пережили строительство коммунизма по проекту Маркса и можем констатировать: как теоретик Марс – стоит далеко позади Гегеля. Попытка реализации его реакционной теории стоила России и всему человечеству великих жертв. 

Труд – созидатель и творец общественной жизни. Можно сказать, что он создал человек (Энгельс прав). Однако труд – прежде всего  духовный, а не труд пролетариата. Материальное есть продолжение духовного – интеллектуального и нравственного. И здесь Маркс правильно указал на отличие труда архитектора от физических усилий пчелы. Импульсы, идущие от желудка, экономический интерес человека – важные элементы общественной жизни, но они составляют лишь основу ее, материальный фундамент ее.

«Прежние философы только объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его», – гласит один из тезисов о Фейербахе.    И Маркс объяснением не удовлетворился, но создал проект изменения мира, написал инструкцию по его изменению: классовая борьба, революция, диктатура пролетариата, строительство социализма и т.д. Расписал, что и как надо делать. И кто должен быть лидером. Его теория должна была захватить душу и тело всех граждан общества и она захватила… душу и тело граждан России. Это была тоталитарная теория. Впрочем, она еще и не умерла. Наши молодые и средних лет марксисты после крушения коммунизма в России нашли или ищут новую жизнеспособную идею, а старики, понявшие, что жизнь прожили впустую, пытаются переосмыслить Маркса, «развить» его, приспособить к рыночным условиям. Жаль несчастных стариков. Определенная часть из них, засевших в институтах, бормочет, как и прежде, с философских кафедр глупости марксизма. Марксова теория не оставила будущим поколениям никаких возможностей для выбора форм общественной жизни, пыталась сделать духовными (и фактическими) рабами всех думающих людей планеты.  Не нужны обществу такие теории, более того – они опасны. воскресенье, 22 мая 2011 г.


Рецензии