Моя практика в ЗапорОжье в августе 1957-го

    Моя практика в ЗапорОжье в августе 1957-го

    30 июля 1957 я с нашего Хутора на попутных машинах добрался до Алчевска, а
оттуда поездом до Ясиноватой, где я в первый и последний раз увидел таблички с
 надписями латинскими литерами (подготовка к Международному фестивалю молодёжи
в Москве) и занял очередь в кассе за билетами на Запорожье - там с 1 августа у
меня начиналась практика на коксожим-заводе. Когда мои глаза после наружной
яркости привыкли к освещённости зала, я вдруг увидел в двух шагах прямо перед
собой Николая Михайловича Вялого (12 апр 1930гр.) моего сокурсника и соседа по
койке в общежитии. Яркий свет из окна падал прямо на его оживлённое лицо, его
было чётко видно, но я вдруг усомнился (я уже и тогда не  доверяд ушам и глазам
моим), что это он - ведь я стоял прямо перед ним - рукой можно достать, а он на
меня - "ноль внимания", как тогда говорили. И так длилось часа два или три. Он
всё время оживлённо беседовал с окружившими его молодыми (его возраста) женщина-
ми и это меня и настораживало, что это не Он - ведь я его никогда не видел разго-
варивающим с женщинами (даже с нашими студентками), да и он ни с кем из "Дам-не-
дам" не "встречался", а тут такой темпераментный супер-МАЧО - нет, это точно НЕ
ОН! Но тут толпа зашевелилось - начнут продавать билеты. Дамочки с явным сожале-
нием оторвались от Мачо, и тут вдруг этот МАЧО мне: "- Володь! Это ты? Откуда
ты взялся?" Я: "- Да вот уже стою тут третий час, не сходя с места!" Утром при
выходе из вагона в Запорожье наш сосед предложил Николе (меня он, как и вчера
Дамы у кассы, абсолютно игнорировал): "- Пишлы зи мною скупаемося у Днипри - тут
нэдалэко!" И в самом деле через несколько минут мы уже плавали в тёплой водичке
у узенького выхода к Днепру среди заборов. Потом мы трамваем приехали в Новый
Город, пересели на трамвай в сторону Заводов, где в конторе КХЗ нам дали записки
- направления на квартиру работника КХЗ и там поселили - нас  двоих и наших
сокурсников - Моисея Мейеровича Каплуна (из Винницы), Ефима Златкина (из Жмерин-
ки) и грузного Юру Савченко из Ямы. Наш 5-этажный дом был в 150м хода от хорошо
освещённой улицы Ленина. С юга к дому прилегала незастроенная широкая (300м)
зпна высоеовольтных ЛЭП (ориентир для меня), В темноте я кое-как находил проход
к нашему подъезду. Я "дома" только спал и туалетил, а всё время бродил - сам (и
только в первое воскресенье мы ходили на Хортицу втроём). Юра жаловался, что ему
не дают проходу проститутки в скверике перед нашим двором, и ко мне за все мои
73 года не обращалась ни одна продажка (не знаю, к добру ли это, но меня такое
пренебрежение мною не радовало. Правда, я тоже к НИМ не обращался ни разу).
   Запорожье меня очаровало - красивый центр - улица Ленина переходила по краси-
вейшей плотине ДнепроГЭСа на правобережье. Простор Днепра, гранитные скалы,
холмы и пляжи  острова Хортица, высоченные охраняемые мосты через Днепро и
Хортицу, могучие новые (восстановлены несколько лет назад) заводы ЗапорожСталь,
ДнепроСпецСтаь, Алюминиевый, Титано-магниевый, Огнеупорный, Моторный. На них мы
были на экскурсиях. Наш КХЗ был оснащен оборудованием США - вместо электродвига-
телей всё двигали паровые турбины. Сверх-грандиозные сооружения КХЗ, пламя высо-
той и длиной в деятки метров и столбы чёрного дыма (при выгрузке кокса из печей)
и белоснежных клубящихся облаков пара (при тушении кокса) высотой в сотни метров,
транспортёрные галереи КХЗ общей длиной 10 км на высоте десятков метров и множе-
ство других дикових потрясли меня. Как-то рабочий цеха углеподготовки потащил
Николу (меня он не замечал, как и все прочие) в подземные галереи, но там было
темно, я сразу их потерял из виду и, пока не заблудился, пошаркал ощупью назад.

Нас поставили (без оплаты) на должность "газовщик по обогреву коксовых печей".
Курировал и обучал нас приятный молодой инженер - Мосяков Виктор Семёнович.
Я это запомнил, так как накануне - в сентябре-октябре 1956-го на
сель-хоз-убОрке урожая меж греко-татарческих сёл ЯнмсОль и БагатУр
у нас курАторОм был аспирАнт Хим-фака с похожими ФИО МаслЯев Виктор
Семёнович. МаслЯев мне запомнился мне тем, что сказал, что наш город
СтАлино переименуют на Донецк (что и сделали через 6 лет) и рассказом,
как он недавно ходил на танцы в парк имени Щербакова, захотел отлИть,
пошёл в сортир, а он под густыми деревьями, освещения НЕТ, темно. Он
лапнУл наОщупь в отсек и попАл своей лапой в чью-то гОлую пОпу -
мгновЕнно раздАлся бАбий ВОПЛЬ и ему в мОрду и в ВЕСЬ его перед удАрил
мОщный понОсный фонтАн. БАба, жУтко визжА, сшИбла его с ног, перелела
через него нарУжу. А ему пришлось идти к прудУ и пОлностью купАться
и стирАться - блАго - было ещё не холодно. НеЯсно, почему ТА БАБА
былав мужской половИне сортира (освещения-то не было - разберись,
чья где!) и повЁрнута зАдом к вЫходу из кабИнки.
    А НАШ Мосяков рассказал нам (ОН - 1923г.рожд.), что Утро 22 июня
1941-го застало ИХ-10-классников на выпускнон балУ, а днём ВСЕ ребЯта
уже были в военкомАте. Теперь у него двое детей 6-8 лет, некогда и на
Днепр сходить - весь день - на печАх - запускАют новИнку - паровую
инжекцию - чтоб при загрУзке угольной шихты в печи, оттУда не вырывАлся
нарУжу Адский фонтан клубЯщегося черно-рЫжего канцеро-генного дЫма,
заволАкивающего всю батарЕю и ВСЮ окрУгу. Да, хорошо дЕйствует инжекция -
мы сразу убедИлись в этом! А ЕГО потОм многие гОды шпынЯли за ЭТО -
мол, коксовую смолу улОвленная от вЫброса пыль загрязнЯет!
 

Мы измеряли (олтическим пирометром) температуру (выше тысячи градусов Цельсия)
в отопительных вертикалах печей (140 печей  в каждой паре батарей). Температура
верха батарей от 400 до 600 град, поэтому мы обуты в боты на толстой деревянной
подмётке, которая постоянно тлела и двмилась. Сверхк нас жгло солнце, а с боков -
раскалённые трубы-газосборников. И нужно было за один заход измерить и записать
температуру в 200 вертикалах, а потом идти в отопительные туннели-галереи (с
двух сторон батареии) и там микро-манометром измерить и записать разрежение в
70 отопительных простенкаж. А потом отрегулировать до нормы подачу воздуха и
газа в каждо из 70 простенков. А в тоннеле температура воздуха 70, а иногда и
до 80 град! И ты весь обливаешься пОтом в своей брезентовой робе на голо тело.
Выбравшись из тоннеля, идёшь к вентилятору и он обдувает твоё насквозь мокрое
тело струёй воздуха. А потом из поильного автомата пьёшь подсоленную газирован-
ную воду - до 15 литров за смену. И все эти 15 л вскоре выходят из тебя в виде
пота. А в Макеевке можно было пить ещё и витаминизированный хлебный квас, и
пол-литра спец-молока в смену.

   С уважением к ВАМ,
   МОИ ДРУЗЬЯ-ПРИЯТЕЛИ,
   И к ВАМ, мИлые читАлочки и читАтели,
        Владимир Крыленко  14 мая 2011


Рецензии