Кость Колобка

   Он любил такие вечера. Когда здесь, на пляже, вечером - ни души. Можно спокойно любоваться огромным огненным шаром, садящимся прямо в океан. "Мой старший брат", - как любил он называть солнце. Легкий ветерок приятно обдувал тело. Доставучих насекомых он не привлекал.
   В такие минут можно закрыть глаза и вспомнить что-то из прошлого. Что-нибудь приятное. Или помечтать о будущем. Оно виделось исключительно в радужном свете.
   Шум сзади прервал его раздумья. Кто-то осторожно крался по песку.
   -Я очень долго ждал этого момента! Наконец-то мы встретились
   В голосе говорившего - ни капли радости. Наоборот - что-то зловещее. Он обернулся. И вскрикнул.
   - Ты узнал меня?! Да! Это я! Пришел вернуть старый должок...
   Солнце окончательно скрылось в океанской пучине, не в силах помочь своему "младшему брату".
   
   ***
   - Алло, Кости. Ты не поверишь, чьи останки мы нашли.
   - Силли, это не может подождать до утра?
   Из трубки доносился шум прибоя.
   - Нет! Утром пляж заполнят зеваки и уничтожат все следы.
   - Хорошо, Бут. Но в чем все-таки дело?
   - Это просто сказка!
   - Ты по поводу Рождества? Оно вроде как прошло. Уже два дня, как прошло.
   - Просто приезжай. Ты не пожалеешь!
   
   ***
   Проход к свежевырытой яме перегораживала лента, закрепленная на палках, валявшихся на пляже, вероятно, со времен Колумба. Рядом боролись со сном двое патрульных.
   - Когда нашли останки? - Бренан шагнула к краю ямы. Бут зевнул.
   - В половине второго ночи. Морпех в отставке гулял с собакой. Сегодня он решил сменить маршрут и пошел через пляж.
   - Можешь не продолжать. Собака заскулила, учуяв останки. Кстати, почему их так мало?
   -Это и есть все останки. Тебе мало для работы?
   - Почему же? Мужчина, лет сорока, славянская внешность. Приехал недавно, много путешествовал. Но... Мы что, откопали маленького зеленого человечка?
   - Темперанс, я от тебя этого не ожидал! Неужели он тебе никого не напоминает?
   - Кого именно?
   - Не так давно твой ассистент защитил диссертацию по легендам древних славян. Сама хвалилась!
   - Господи, неужели?!
   - Да, Кости, я же говорю - это просто сказка!
   
   ***
   Маленький ресторанчик на Брайтон-Бич никогда не доставлял хлопот местной полиции. Русская мафия сама поддерживала в нем порядок. Тем пристальнее за зданием наблюдало ФБР.
   - Господин Зайцев? - Бут прекрасно знал, что перед ним не владелец заведения.
   - Шеф у себя. Он не может вас принять.
   - Почему? - Бренан была сама непосредственность.
   - Он не любит не знакомцев.
   Небритый громила всем видом выражал готовность хоть сейчас выставить непрошенных гостей. Еще завидев его издали, Бут пошутил что-то насчет гамадрилов. Бренан спокойно парировала, что этот вид обезьян держится большими стаями и сравнение несколько некорректно.
   Бут достал значок:
   - Расслабься, ФБР.
   Взгляд громилы потускнел.
   - Вы пришли за боссом?
   - Пока нет. Но будет нужно - приду. За тобой.
   Издав какое-то древнеславянское ругательство, громила отступил в сторону. И двинулся вслед за ними со словами:
   - Я провожу.
   
   ***
   - Господин Зайцев, вы знакомы с этим существом?
   Бут показал фотографию, над реконструкцией которой Энджела, штатный художник лаборатории, билась целые сутки. Владелец заведения мучался с похмелья. Его помутневший взгляд сфокусировался на фото. Он икнул от неожиданности. И устало опустился в кресло.
   - Да, я его знаю.
   Зайцев махнул громиле рукой. Тот, пожав плечами, вышел.
   - Садитесь, пожалуйста! - Следующий жест предназначался гостям. Напарники осторожно присели на огромные дубовые стулья, окружавшие массивный стол.
   - Вы не против? - Мягко ступая по роскошному ковру, он прошествовал к огромному чучелу медведя, стоявшему в углу. Надавив косолапому на ухо, достал из открывшегося в туловище бара маленькую бутылочку. Которую тут же опорожнил.
   - Теперь я в полном порядке! - хозяин кабинета крякнул и, занюхав чучелом, плюхнулся на красный кожаный диван, чуть не задев ботинками собственный подбородок.
   - Да, я знаю его! Это был такой... - он поискал слово, потом махнул рукой. - ... человек! Такие выступления забыть невозможно. Он был звездой моего ресторанчика.
   Зайцев взмахнул руками, едва не смахнув со стены картину "Иван Грозный убивает своего сына". "А это не подлинник случайно?" - подумал вдруг Бут. А вслух сказал:
   -Здесь?
   -Нет, что вы. Конечно, в России.
   - Значит, вы утверждаете, что были знакомы с убитым?
   Зайцев вскочил с дивана. Половицы жалобно скрипнули.
   - Убитым?! Кто?! Кто посмел поднять руку на моего лучшего друга?!
   Он оперся на стол, и, наклонившись вперед, дыхнул на Бута.
   - Слушай, мужик! Ты мне только найди его! Я его голыми руками порву! - Зайцев рванул на груди рубаху.
   -В вас недавно стреляли? - Темперанс заметила следы ранения на животе.
   - Ерунда! Это я на ружье на охоте наступил спьяну.
   - А больше похоже на "ТТ", - блеснул познаниями Бут.
   - Гражданин полицейский! Я вам как на духу клянусь. Невиновен я в смерти покойного!
   Силли достал блокнот.
   - Как давно вы знакомы с убитым?
   - Еще с России. Я едва сводил концы с концами в моем ресторанчике. Само небо послало его мне. Это был успех!
   Он закатил глаза, что-то вспоминая. Потом оживился:
   - Вы знаете этот фокус с говорящей головой на столе?
   "При чем тут это?" - поморщился Бут.
   - Да, в детстве читал. Система зеркал и прочее.
   - Так вот, представьте афишу. "В ресторанчике "У Бывалого" - говорящая голова!" Естественно, все скептики туда ломанулись. Любой мог пролезть под столом, на котором выступал Колобок.
   - Он у вас выступал?
   - У него был талант! Такой подвешенный язык я видел только в Одессе.
   - У кого? - поинтересовалась Кости.
   - Неважно... В общем, мне продали мою же машину со скидкой.
   Зайцев заходил по кабинету. Казалось, что он совсем забыл, кто перед ним и в каком положении он находится.
   - Естественно, одной эстрадой дело не ограничивалось. Ему я поручал самые сложные переговоры.
   - Вживую?!
   - Конечно, нет. - улыбнулся Зайцев. - По телефону. В искусстве ведения переговоров ему не было равных. Он мог уболтать любого.
   Бут поднялся со стула. Один вопрос все вертелся на языке:
   - Господин Зайцев, вас что, совсем не смутило, что он...
   - Что? То, что он - Колобок? Да я бы в таком положении был готов взять на работу хоть Кощея Бессмертного.
   - Почему же уехали? Что-то помешало вашему процветанию?
   Лицо Зайцева помрачнело. Он замялся. Потом махнул рукой.
   - На меня наехали. Поставили условие. Я должен был отдать Колобка столичному продюсеру. Иначе мне не поздоровится.
   - И вы не обратились в полицию?
   Ничего не ответил Зайцев. Лишь бросил на Бута презрительный взгляд.
   - Но вы же...
   - Ну да, все думают, что я крутой бандит. Но мне даже стрелу не забили. Просто как-то утром ресторан оказался не мой. И всё!
   Он опустился в кресло.
   - Я успел уехать сюда вместе с семьей. А Колобок остался там, в России.
   - А как звали продюсера? - агент занес ручку над блокнотом.
   - Эту паскудную тварь звали Волков.
   
   ***
   
   - Хм, а Волков, оказывается, в Америке.
   - Он что, тоже эмигрировал?
   - Нет. Привез сюда новую поп-группу.
   - Какую?
   - Ты о такой не слышала. Называется "Застрелки".
   Силли кинул на стол буклет, на котором две наштукатуренные девицы в вечерних платьях целовались взасос. В руках они держали ППШ с дымящимися стволами. Бренан поморщилась.
   - Он копирует гангстерскую культуру Америки тридцатых годов. Какая безвкусица!
   - Да нет, ему просто лавры проекта "Туту" покоя не дают. Но интересен он не этим.
   - У него есть мотив?
   - Вряд ли. Кто режет курицу, на которой сидит.
   - Неправильно. Русские говорят, "которая несет золотые яйца".
   - Или как-то так. Нет, хотя я не исключаю месть за бегство Колобка из России.
   - А когда он приехал в Америку?
   - Это самое интересное. За день до установленной смерти Колобка.
   - А в буклете дата начала гастролей позже.
   - Да, но он приехал раньше, чтобы проверить, как выполнены условия райдера.
   - Похоже, у нас есть подозреваемый.
   
   ***
   
   - Волчок, ну я же не могу!..
   - Кисонька! Ты даже не представляешь, на что способен человек после хорошего пинка.
   - Ну, они же...
   - Иди и не заставляй меня заносить ногу.
   - Фи, какой ты грубый!
   Виляя кормой, девица направилась к двери. Но выйти не успела. Её оттеснила растерянная секретарша:
   - Иннокентий Михайлович, к вам...
   - Силли Бут, ФБР.
   - В чем дело?! Кто-то из моих артисток ограбил банк?
   - Нет. Коза Ностра подала иск об авторских правах. - Парировал шутку Бут.
   - Что ж, я с удовольствием приглашу их на концерт.
   Поняв, что обмен "любезностями" затянулся, Силли достал фотографию.
   - Вам знаком этот... Колобок?
   - Возможно... - продюсер поджал губы. - Он тоже подал иск?
   - А должен? - в гримерку вошла Кости.
   - А вы кто, мэм? - Волков склонил голову в знак восхищения.
   - Это мой напарник, Тэмперанс Бренан. Но я задал вопрос...
   Продюсер приложил руку к сердцу.
   - Официально заявляю. Кто бы что ни сказал, знайте - я действовал в интересах Колобка!
   -Правда? Даже, когда силой забрали его у Зайцева.
   Волков поморщился:
   - Даже тогда! Вы только подумайте! Такой талант - и на побегушках в дрянной забегаловке. Я вывел Колобка в свет! Стоило лишь огранить его талант - и он стал звездой.
   Продюсер вздохнул.
   - Эх, что было! Турне по России и ближнему зарубежью. Пожизненный контракт со всеми детскими телепередачами. В магазинах куклы Колобка потеснили даже "Смешариков".
   Бут усмехнулся:
   - Вы хотите сказать, что вашей аудиторией были только дети?
   И выложил на стол распечатку с Интернет-страницы одного из русских секс-шопов. Волков смутился.
   - Ну, вы же понимаете, какой всплеск интереса это вызвало. Появился спрос на надувные куклы Колобка для секс-шопов. Он породил предложение. Колобок был, конечно, недоволен. Но я же не мог запретить китайцам производить эти куклы. Знаете, был один пошлый анекдот про...
   - Избавьте нас от вашего юмора! - отмахнулась Бренан.
   - Лучше скажите, где вы были в ночь с 19 на 20 августа?
   - Погодите, я посмотрю. - продюсер полистал ежедневник. - Ах как же, я как раз приехал. Весь день и всю ночь носился, проверяя сорт шампанского и свежесть роз. Звезды - они такие...
   - Значит, вы не могли убить Колобка?
   - Как?! Он убит?! - Волков сжал кулаки. - Мерзавцы! Загубить такой талант! А я ведь предупреждал, что он на госслужбе "загнется".
   - Какой еще госслужбе?  - удивился Бут.
   
   ***
   - Господин Мишин примет вас с минуты на минуту. - Лакей откланялся и скрылся в дверях. Бут огляделся. Он чувствовал себя очень неуютно в этом подобии дворца султана. Бренан же была не слишком впечатлена жилищем беглого русского олигарха. Она еще помнила вечеринку дома у доктора Ходжинса.
   - А почему он уехал из России? - зачем-то шепотом спросила Кости.
   - А вот ты у него это и спроси. - посоветовал Бут.
   В углу лязгнули челюсти. Зевнул крокодил в огромном аквариуме. Двери распахнулись, и в кабинет вплыл сам опальный олигарх в роскошном халате на голое тело.
   - Рад приветствовать вас в моем скромном жилище.
   - Весьма скромном! - парировала Кости. - У доктора Ходжинса дом гораздо богаче.
   - О, да, живя вдали от Родины, нам постоянно приходится себя в чем-то ограничивать. - Не смутился хозяин, - Кстати, как он там поживает? Все так же бегает по светским раутам?
   - Доктор Ходжинс их терпеть не может! - удивился Бут.
   - Да вы и сами должны знать, как он поживает. - добавила Бренан. - Ведь это он попросил вас принять нас.
   Олигарх заметно расслабился.
   - Что ж, вижу, что вы не самозванцы. О чем вы хотели поговорить? Или это допрос?
   - Пока нет. Да и вряд ли вы мне расскажете что-то новое о русской мафии.
   - О, о русской мафии у меня скоро выйдет книга-разоблачение. "Зерна и плевелы русского отката". Зацените название.
   -Так себе, - честно сказала Кости. - У меня книги более интригующе называются.
   - Ну, так я и не стремлюсь писать детектив. Очередная книга-разоблачение. Итак, если не русская мафия, то что привело вас ко мне? Кстати, я совсем забыл предложить вам присесть.
   - Господин Мишин, вам знакомо это существо? - Бут достал уже потрепанную фотографию Колобка. Потрепанную, в частности, от того, что Паркер, сын Бута, вчера весь вечер носился с ней по комнате.
   - Да, с ним у меня много связано. Ему я обязан и моим взлетом и моим падением.
   Олигарх сунул в рот мундштук кальяна. Насладившись пьянящим дымом, хитро поинтересовался:
   - Обратиться ко мне, вероятно, подсказал Волков? Русский продюсер?
   - Да, и он обвиняет вас во всех смертных грехах. В частности, что именно по вашему указанию у него отняли Колобка.
   - Ну, это навет! - отмахнулся Мишин. - Идея принадлежала не мне.
   - А кому?
   - Неважно. Но задумка была грандиозной. Под Колобка создали новый национальный инновационный проект "Колобок в каждый дом". Чубайс со своим "Роснано" все локти искусал от зависти. Столько денег не получал тогда ни один проект.
   - Но, согласитесь, изъятие Колобка у Волкова было незаконно.
   - Ну, тут он сам виноват. Пока он возил Колобка по России и бывшему Союзу, на это смотрели сквозь пальцы. Ну, подумаешь, нашел человек какую-то китайскую игрушку и показывает за деньги. Но когда он захотел устроить заграничный тур...
   - Да, это мы тоже слышали. - Кости кивнула. - Таможня решила проверить Колобка. Узнав, что он настоящий, живой, потребовала паспорт. Продюсер попытался сказать, что это животное такое. Но таких мозгов у животных не бывает.
   -Да, и Колобка конфисковали. И заперли в вашем, как его?..- Бут замялся.
   - Наукограде. - подсказала Бренан.
   -Да-да. А продюсера обвинили в попытке вывести национальное достояние. И попутно - в сексуальных домогательствах к артисткам театра Куклачева.
   - Какие страсти вы рассказываете! - удивился олигарх. - Ну, ведь не отняли у него ни студию, ни гастрольную визу. Подумайте сами, в кого он превратил Колобка? В шута горохового! Поставить такой талант в один ряд со своими "Застрелками"! И правильно отняли! Нельзя микроскопом гвозди забивать, нельзя!
   - А в кого превратили Колобка вы?
   - Он же стал практически национальным символом. Весь Рунет отдал голоса за Колобка как талисман Олимпиады. А такой подвешенный язык... Ему прочили должность спичрайтера президента.
   - А зачем тогда был нужен наукоград?
   - Ну, вы же понимаете, что Колобок не вечен. Да, он сказочен, но ничто не вечно в нашем подлунном мире. Решено было поставить создание колобков на поток.
   - Насколько я помню славянские мифы, - блеснула знаниями Кости, - рецепт создания Колобка помнят трое. Двое, кто его создавал и сам Колобок. Вы обратились к разработчикам?
   - Ну, это же мифы! - снисходительно улыбнулся Мишин. - Из допроса Зайцева удалось выйти на частную клинику по трансплантологии. Самое смешное, что главврач носил фамилию Дедушкин, а завлаб - Бабкина. Но в неспокойные девяностые здание приглянулось кому-то из местной братвы. Архив исследований выбросили на свалку, где его тут же спалили бомжи. В общем, тупик.
   - А Дедушкин? А Бабкина?
   - Эмигрировали в Израиль. Сейчас держат клинику операций по омоложению. Мы посылали к ним людей. Они наотрез отказались помогать.
   - И вы спросили Колобка? - догадался Бут.
   - Он, как вы понимаете, помнил только сам принцип. Ну, да, создать тесто может любой пекарь. Но вот совместить его с живым существом - тут нужен талант.
   - И вы действительно решали эту задачу? - иронически поинтересовалась Бренан. - Такие деньги, практически без контроля. Сложно поверить, что такой поток финансирования обязательно попадет в нужное место.
   - Не сомневайтесь, контроль был! Просто комиссиям показывали самого Колобка,- разоткровенничался олигарх. - Кстати, лично Колобку ничего не требовалось. Свет, воздух и вода.
   - Что же разрушило вашу идиллию?
   - Вы помните, я упомянул Чубайса? Ему не понравилось, что деньги утекают мимо него. И подключил "четвертую власть".
   - Прессу, - пояснила Кости Буту.
   - Да! Он нанял самого грязного журналиста, которого смог найти. Пресловутый Доренко по сравнению с ним - образец объективности. По телевидению прокатилась серия фильмов-разоблачений. Вчерашний кумир миллионов мгновенно превратился во врага нации номер один. Проект закрыли. Счетная палата провела расследование. По итогам, виновным в растратах и хищениях был признан сам Колобок.
   Мишин прошелся по кабинету нервной походкой. Было видно, что эта история близка ему больше, чем кому-то другому.
   - Самые милосердные прокуроры требовали для Колобка высшей меры через духовку. Поднялся вой правозащитников. Наиболее либеральные объявили Колобка новой национальностью. Тут уже вмешался Евросоюз. Колобок эмигрировал в Штаты. Под шумок удалось ускользнуть и мне.
   - А вы не боитесь нам все это рассказывать? - поинтересовался Бут.
   - И что вы сделаете? - улыбнулся олигарх.
   - Я... - растерялся агент. - Да, собственно, ничего не смогу сделать.
   - Вот поэтому то я и не боюсь вас. - пояснил Мишин. - А так же потому, что Ходжинс отзывался о вас, как он порядочных людях.
   - Хорошо, может быть, вы тогда скажете, есть ли у вас алиби на ночь с 19 на 20 августа?
   - Надо вспомнить. Но, скорее всего, я просто спал у себя дома. А по поводу чего алиби? Кого-то убили?
   - А вы что, не в курсе? Все местные газеты пишут об этом!
   - Я еще с России привык не доверять газетной шумихе. Надо сказать, эта привычка меня еще ни разу не подводила. Так кого убили?
   - Колобка убили. Зарезали. Множественные ножевые ранения.
   - Да вы что?! - удивление олигарха не было притворным. - Он был очень милым существом. Никто бы и не посмел поднять руки на такого обаяшку. Вы уверены, что это именно он?
   - Вне всяких сомнений!
   - Вот оно как вышло-то... - пробормотал Мишин. - Останки уже похоронили?
   - Нет. Да и кто позаботится о нем...
   - Я! - заявил олигарх. -В конце концов, я многим обязан этому парню.
   - Кстати, а вы не помните, как звали то исчадие ада, которое нанял Чубайс? Журналиста.
   - Ту продажную тварь звали Лисин.
   
   ***
   
   - Интересно, что Лисин приехал в Штаты почти сразу после Колобка. Мотался по Америке, надеясь устроиться по специальности. Никто не захотел принять его на работу.
   - Почему? Разве его плохая репутация в России имела здесь хоть какое-то значение?
   - Сначала нет. Но когда он начал, выражаясь языком русских мафиози, словесно "мочить" заказанных персон, его самого занесли в "черный список" все крупнейшие студии страны. Так что все остальное время Лисин жил на пособие по безработице. Частенько пьянствовал, правда, не дебоширил. Но самое интересное не это.
   - Что же?
   - Лисин прибыл в Вашингтон ровно в день накануне смерти Колобка. Его лицо попало на камеры наблюдения на автовокзале. И после этого следы теряются.
   - Уехал в Мексику?
   - Вряд ли. Кому он там такой нужен. Но он мог быть нашим убийцей. Совпадает время. Он левша, как и предполагаемый убийца. Но кроме всего прочего, у него есть мотив.
   - Месть?
   -В точку! Осталось только его найти. Что не так то просто.
   - У тебя есть эта запись на автобусной станции?
   - Да. Что ты хочешь увидеть?
   - Есть одно предположение.
   
   ***
   
   Они медленно шли по побережью Атлантического океана, изображая из себя гуляющую парочку.
   - Ты уверена в этом?
   - Помнишь, как ты говорил, что иногда преступник возвращается на место преступления?
   - Кости, ну это просто расхожая банальность!
   - Я предположила, что раз мотивом нашего журналиста была месть, то, совершив ее, он потерял цель в жизни.
   - Хочешь сказать, что он "потерялся", потому что не покидал округа?
   - Более того, скажу, что он не покидал и побережья. Он крутится вокруг места преступления с вопросом, как дальше жить. Возможно, что он даже пару раз попадался нам на глаза.
   - Тогда почему мы не можем вызвать полицию и прочесать побережье.
   - Потому что они могут его не узнать. Могут перепутать. Я полагаюсь только на себя.
   - Ты ведь его даже толком не видела!
   - А запись?
   - За это время он мог обрасти бородой, перекрасить волосы и прочее.
   - Но он не мог подделать свой скелет. Я узнаю его по строению тела. Впрочем, кажется, я уже его вижу.
   Она указала на одного из бомжей, гревшихся у бочки с мусором.
   - Как его по имени звали?
   - Федором
   - Федор! Федор!
   Указанный ею бомж обернулся. В левой руке он держал недопитую бутылку.
   
   ***
   - И что с ним теперь будет? - поинтересовалась Бренан.
   - Получит срок. Не пожизненное, конечно.
   - А с Колобком?
   - А что с ним еще может быть? Ты что, не в курсе?! Мишин все-таки сдержал обещание.
   - Неужели? Вот и говори теперь, что у этих миллионеров не может быть сердца!
   - Ты что! Он такой памятник отгрохал! - Бут показал фото.
   - Где?
   - На эмигрантском кладбище, конечно. Завтра назначены похороны. Сегодня приезжал забирать останки. Кстати, я надеялся, что ты возьмешь себе хоть кусочек его ДНК.
   - Зачем? Неужели можно надеяться на клонирование Колобка?
   - Ну, раз у русских не получилось, может быть, получится у нас. Слышал, у тебя новый ассистент?
   - Да! К тому же, на этот раз он русский. Фамилия у него Дедов, кажется.
   - А он часом не родственник создателю Колобка?
   - Вот уж не знаю... Да и зачем мне это знать! Главное, чтобы человек был хороший!

   Кости еще раз посмотрела на фотографию памятника. Гранитный шар, символизирующий собой Землю. На лицевой стороне открытая, улыбающаяся рожица.

И эпитафия. "Он дарил радость людям".


Рецензии