Солдат

В дни празднования 75-летия Великой Победы так мало осталось в живых воинов, перед которыми  мы низко склоняем головы за все, что они пережили на войне, сохранили мир. Хорошо, что в эти дни они получили некоторую материальную помощь. Трогает, что под окнами ветеранов в Москве проходят молодые солдаты, отдают честь совсем старым людям, на груди которых ордена, медали. Звучит музыка. Если бы так было всегда...

И мне вспоминается другой День Победы.         

Утро, совсем рано. Солнце только начало освещать своими лучами землю.
Моя собачка начала тормошить меня чуть свет. Пойдем, говорит, гулять, и не принимает никаких моих сонных отказов. Пришлось встать, выйти за ворота нашего небольшого дачного сада, и пойти с нее по дороге между дачными домиками. «Хорошо, что вышла так рано", - радовалась я, обласканная теплом все выше поднимающегося солнышка, вдыхая чистый воздух, наслаждаясь особой утренней тишиной, где, кажется, только прислушайся, и ты услышишь, как лопаются почки на деревьях, раскрываются нарядные тюльпаны, тянутся вверх, все выше и выше гордые нарциссы. Взяв пуделя на руки, я уже собралась идти домой, как увидела с другой стороны дороги пожилого человека, явно спешащего ко мне.

Поняв, что он хочет мне что-то сказать, я пошла к нему навстречу. Подойдя, поздоровалась, тепло поздравила его с праздником  Победы, так как это был день 9 мая. Лицо Николая Степановича, которого все на даче звали просто дядя Коля, было радостным, светлым, а на пиджаке, накинутым, показалось, на голое тело, переливались начищенные до блеска ордена и медали. Их было много, чувствовалось, что человек прошел всю войну, и теперь, почти по детски, радуется  дню Победы.

«Не уходи", - говорит он мне, протягивая с особым трепетом листок бумаги. Взяла его в руки, прочитала персональное поздравление участнику войны. Слова хорошие, теплые, не формальные.  «Да ты сюда смотри!», - говорит мне Николай Степанович, указывая дрожащими руками на подпись. «Смотри: Борис Николаевич Ельцин, и его подпись». Действительно, это так. «Представляешь, сам Борис Николаевич Ельцин меня поздравил!», - вновь и вновь повторял дядя Коля, и лицо его молодело. В нем даже трудно было узнать обычно ссутуленного, небритого, сторонившегося людских глаз нашего дачного жителя.

Ходил он всегда в такой потрепанной, ношенной-переношенной одежде, что смотреть было больно. Да и сейчас его пиджак, завешенный орденами и медалями во всю каким-то чудом распрямившуюся грудь, лоснился и был таким  ветхим, что казалось, только тронь и все его награды падут на землю.

Дядя Коля жил на даче весь год. Жена давно умерла, говорили, что есть сын, но никто из живших поблизости соседей дяди Коли ни разу не видел, чтобы сын навещал отца. Дом его совсем обветшал, забор покосился, неухоженные годами деревья сада все больше клонились к земле, словно ища в ней защиту.


Как он жил,  трудно было понять. В магазин,что находился в ближайшей деревне, он выбирался очень редко.Соседи пытались помочь дяде Коле, принося одежду, еду, но к себе в дом он никого не пускал, еду и одежду не брал, и попытки людей помочь дяде Коле переключились на его собак, которых он очень любил.Собак звали Белка и Шарик. Предоставленные свободе, они все дни напролет проводили у тех калиток, где люди давали им еду и питье. Но ночевать всегда возвращались домой. Они отвечали своему хозяину собачьей преданностью, охраняя его ветхое жилье и сопровождая в редких походах. Так и шли: дядя Коля посередине, Белка и Шарик - слева и справа от него. Всегда вместе.      


Белка дважды в  год наделяла дачников своим многочисленным потомством, часть из которого кто-то забирал к себе домой, а часть погибала, и нетрудно было догадаться, что происходило.Помню морозный зимний день, мы с мужем приехали на дачу, и соседи сказали, что у Белки опять щенята. Будучи всегда неравнодушной к собакам, я пошла, чтобы навестить их, взяв разной еды, в надежде покормить и дядю Колю.

В его доме горел свет, но на все попытки позвать его он, как всегда, не откликнулся. Попыталась забросить пакет с едой на его крыльцо,так как крыльцо было далеко от запертой калитки, но Белка  налету перехватила пакет, и с жадностью набросилась на еду, рыча на маленьких щенят, но все-таки оставив им чуть-чуть.Пока они ели, я успела сосчитать, что щенят было десять.  Корм быстро кончился, и я пошла домой, с грустью думая о судьбе обитателей этого дома.


Какое-то рычание заставило меня оглянуться, и каково же было мое удивление, что за мной след в след по глубокому снегу шла Белка и весь ее выводок. Кто-то из щенят попытался вырваться вперед, поближе ко мне, но мама рыком поставила его на место. Замыкал эту цепочку Шарик. Так мы и подошли к нашему дому. Съев все, что нашлось для них в доме, они также, след в след, пошли назад к своему хозяину.


Сцена, словно наяву, стоит у меня перед глазами много лет. И дядя Коля всегда спешит ко мне  ранним утром со всеми своими военными наградами и протянутой рукой с письмом. Пожалуй, это письмо искренне радовало дядю Колю. Весь день он ходил с ним по  дачным тропинкам, показывая его каждому, кто выходил за ворота своего дома. Наверное, оно было единственной почестью, оказанной старому солдату, прошедшему всю войну, заслужившего кровью свои ордена и медали.


Дядя Коля как-то незаметно умер и незаметно похоронен. Как умирал дядя Коля, я не знаю. Наверное, если он был в сознании, то, пересиливая боль, одел пиджак со всеми заслуженными наградами, положил рядом поздравительное письмо Президента, не хуля его за эту «милость» и за так прожитую после войны жизнь. Может быть, все было иначе.


В последнее время мне нередко снится сон, что идет ко мне навстречу  дядя Коля, как всегда, со своей стражей, протягивает какую-то бумагу и жалуется, что, вот, мол, совсем сдали глаза, и не могу разобрать,чья это подпись. "Ведь это письмо от Президента?", - неуверенно переспрашивает он. "Но как его зовут, помоги разобрать". "Прости, - говорю, - дядя Коля, у меня тоже что-то с глазами".
    
От этого сна я просыпаюсь в тревоге. Выхожу потихоньку за калитку. Уже без своей собаки.     Вокруг все также цветет сирень, раскрываются тюльпаны. Тянутся вверх, все выше и выше, до самого неба,к ангелам, гордые нарциссы, словно пытаясь сказать что-то очень хорошее дяде Коле - старому солдату, всем солдатам, прожившим такую жизнь в Отечестве, которое они защищали.
      
      Прости нас, дядя Коля.    
    
         



   
         
      

 

       

               


Рецензии
Пронзительная боль после прочтения, щемящее чувство грусти.Вот так по-детски радоваться вниманию, письму... Чудовищная несправедливость по отношению к одинокому человеку. И ведь сын был. Собак тоже жаль, они из-за преданности тоже получили тяжелую жизнь. Прискорбно, что так было, что нельзя ничего изменить. С уважением, Виктория.

Виктория Романюк   03.02.2023 20:43     Заявить о нарушении
Прости нас, старый солдат!
Спасибо, уважаемая Виктория, за отзыв!
Ваша Р.К.

Раиса Коротких   04.02.2023 14:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.