Вдогонку Дню Победы
Василенко Павла Назаровича.
Светлая память героям!
Война – войной, вся жизнь подчинена единой цели – Победе над врагом, но жизнь и на войне течёт по своим меркам.
Дело было в Сталинграде, точнее – в цехе одного из его машиностроительных заводов. Цех был перегорожен толстыми бронированными плитами. По одну сторону плит – мы, а по другую – фашисты. Видеть друг друга - не видим, а каждый звук с любой стороны усиливает эхо – концертный зал, да и только. Зима. Холод лютый. У фашистов снабжение: «я те дам», а у нас голодно, приходилось хлеб на пайки делить, потом один отворачивался, а старшина указывал на паёк и спрашивал: «Кому»? - «Иванову! Петрову!» и так далее…
В один из обычных дней немцы в полдень кричат: «Рус! Обед!». И слышим: банки тушёнки гремят, а сами по-русски орут: «Кому? Командиру! Кому? Политруку!». Зло взяло всех наших. Давай по - казачьи сапу, т.е. подкоп рыть! Работали и ночами. Заложили фугас покрепче и как только они к обеду приладились – как рвануло! А следом – мы «на Ура!», и – вперёд! Целый квартал отбили в один день.
Оно ведь по-русски правильно: «жуй молча!».
На моей памяти уже в 50-е годы Павел Назарович был приглашён в Сталинград на съёмки первого кинофильма «Сталинградская битва». В одном фрагменте уличных боёв в городе командир стрелковой роты подбегает к командующему с докладом, держа собственный глаз на ладони. От глаза к его чреву тянулась тоненькая связующая нить. После доклада герой падает на землю без сознания. Но он остался жив! Мы узнали его! Это был наш родной «Дядя Паша»!
Таково было время, такие были и киносъёмки, до натурности. А давка бала за билетами! Особо на этот фильм. Пожилые люди помнят.
Свидетельство о публикации №211052200947