Рецензия на Пираты Карибского моря - 4

"Этот Слепой Пью страааашный человек. Но одноногий, который его послал, еще страшнее!"
м/ф "Остров сокровищ"

Есть такая тема - кризис среднего возраста.
Я плохо понимаю что это такое, но в общих чертах представляю. Это, вроде бы, когда человек за тридцать считает, что он проживает жизнь зря, не совершил до сих пор ничего значимого, а очень хочется запомниться. Чтоб спустя многие поколения о нем вспоминали. Для этого (для увековечивания себя в чем-либо) он совершает всевозможные поступки, от хороших до нейтральных и плохих соответственно, лишь бы его помнили. Некоторым удается.
Для этого ведь что надо? Сделать что-то значимое, запоминающееся. Книгу написать, фильм снять или глупость и выложить на ютюбе, может спасти кого-то. Это из хороших поступков и из тех, которые сразу приходят в голову.

"Но ведь хочется как скорее!" ("12 стульев")

Когда же фантазии не хватает, в ход идет подражание. Согласитесь, что может быть проще - повторить что-то за кем-то, чтоб прославиться?! Есть и тут свои подводные камни, как то: надо сделать лучше, круче, быстрее, дороже/дешевле. Нюансов море и озерцо. И уж тем более надо сделать так, чтоб затмить оригинальное исполнение, иначе будут говорить о тебе лишь как о жалком подражателе, каковой ты на самом деле и есть.

"ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: НА СТРАННЫХ БЕРЕГАХ"

Никто не мог бы подумать, что из простого аттракциона может родиться не просто интересный фильм, но суперфильм, мегаблокбастер, который мало кому удастся переплюнуть. И правда: на третью часть билетов в моем РНД нельзя было достать на два-три, а то и четыре дня вперед. Все было раскуплено, квадратики на экранах светились красным. Приходилось как-то изворачиваться, особенно если в кино шел не один.
Первый фильм был самодостаточен, но, по голливудской традиции, дырок на продолжение в днище было наделано опять-таки море и озерцо. Второй и третий фильм снимались одновременно, ибо это была одна цельная история, которую разбили на две ленты. И в кои-то веки это было оправдано. "Матрица" была нарочно наполнена массой цифровых эффектов, чтоб выбить побольше денег из зрителя. "Убить Билла" была просто трешем, который не заслуживал второй серии, а наши эксперименты типа "Ебитаемого острова", "Параграфа 78" и недавнего "Утомленные солнцем 2"... про это даже говорить не хочется. Это уже не треш, и даже не шлак. Это хуже.

Вторые "Пираты..." обрывались крайне внезапно, из-за чего оставалось ощущение, что нас обманывают. Но стоило нам посмотреть третью часть, как это ощущение улетало прочь под звон сабель, грохот пушек и скрежет дерева. "На краю света" порвал всех и вся, включая первые две серии. По количеству пафоса он превосходит, наверное, даже творения, прости господи, Уве Болла, но этот пафос там необходим как море для корабля. А запоминающихся моментов в нем... нужно лишь одно ключевое слово, которым в студии Диснея обозначали длительную финальную битву - "Водоворот". И перед глазами мгновенно встает эпическая битва, которой тот же "Пластилин овец" отсасывает причмокивая. Не нужны масштабы и сотни тысяч разных по доспехам и рожам воинов, созданных все равно на компьютере. Нужно всего лишь одно - сделать все так, чтоб этого не смогли забыть. Вы много разобрали в битве в Хельмовом ущелье?  А два танцующих корабля, всего два (!) создали поле брани, и такую ожесточенную схватку с героизмом и любовью, что "На краю света" нет и не будет равных.

А расстрел флагмана Ост-Индийской компании вообще должен быть в музее киноискусств.

"Тонкая однако работа!" (Падал прошлогодний снег)

Прошло незнамо сколько лет, и Джек Воробей снова попался, и снова от него хотят, чтоб он привел кого надо куда надо. Но дело не в пульте управления морским дьяволом, а в источнике молодости. Лакомый кусочек, нечасто, кстати, попадающий на экраны. Туда рвутся три фракции - испанцы (капитан команды - какой-то усатый дядя), англичане (капитан команды - Барбосса, потерявший где-то ногу) и страх и ужас всех морей и океанов пиратский корабль-легенда... нет, не "Черная жемчужина", а "Месть королевы Анны" (капитан команды - Черная борода).

Прямо какой-то КВН.

Где же Джек?

Джека сперва пытаются нанять британцы, но пират устраивает шоу-побег в стиле Риддика, или нового Шерлока Холмса, но волею судьбы и своей давней подруги (правда, первое появление во вселенной "Пиратов...") он оказывается простым матросом у Черной бороды.

"Работать, негры, солнце еще высоко!" (неизвестный автор)

Дальше рассказывать не буду, а то совсем станет неинтересно. И так уже разболтал много лишнего.

Возникают логичные вопросы касаемо прежних персонажей. Остались только трое: Джек, Барбосса и мистер Гиббс (дядя с бакенами, его в первой серии еще водой облили в свинарнике). Кира Найтли и Оральный Блюм отказались. Куда-то пропали два рядовых пирата-комика (один с бородой, второй с вставным глазом). В начале, правда, появляется папочка Джека, в исполнении того же Кита Девида из Rolling Stones. Место и время на экране отдано подруге Джека (ну, подруге это громко сказано) в исполнении Пенелопы Круз, Черной бороде и некоему католическому проповеднику, имя которого упоминается один раз. ОДИН!

Весь фильм - одно большое приключение. Всем трем фракциям нужен источник молодости, и требуются предметы для его "активации" - две чаши с указанного в рецепте корабля и слеза русалки, которую еще надо поймать. А они этого страсть как не любят.

Казалось бы, легенда о Черной бороде - хороший материал, а русалок и правда не хватало в ленте, где и "Летучий Голландец", и морской дьявол, и богиня, и Кракен, и армия мертвецов, и чего только нет! Русалок нет! Значит добавим!

Но сюжет вызывает некоторое недоумение.

"Что это? Зачем оно тут? Кто все эти люди?" (Дмитрий Пучков)

Из приключений исключено, собственно, Карибское море. Куда плывут за источником - черт их знает. Герои ни разу не говорят о "тех славных приключениях", герои прежних частей не упоминаются вовсе. Словно и не было их. Это можно было бы понять, если б это стало запуском новой трилогии, но известно, что больше Джека Депп играть не будет. Да, он заявлял, что готов играть эту роль хоть до конца жизни, но увольнение директора студии Диснея, его большого друга, изменило его решение.

Можно было бы сослаться на плохо придуманный сюжет. И да, фактически сюжет есть переложение истории Черной бороды, с поправкой на новых персонажей в ней, но не увлекает так, как когда-то. Искрометных шуток вообще нет. Не практически. Их просто нет! Смеяться даже через силу не хочется. Это с Джека Воробья!
Но причина именно в увольнении.

Радует лишь внимание к деталям. Корабли все так же прописаны до последней веревочки, до последнего гвоздика. А первое появление Черной бороды - у него в бороде горят пушечные фитили! Кто не знает, а таковых большинство, Черная борода вплетал себе в бороду фитили и поджигал их, чтоб наводить на матросов захватываемых кораблей просто животный ужас. И получалось! О нем говорили чуть ли не как о воплощении морского дьявола.

Но вопросы, оставленные без ответа в оригинальной, канонической, так ее назовем, трилогии, таковыми и остаются. Какова тайна воскрешения Барбоссы; какой секрет Джека он обещал разгласить, если Джек расскажет о некоем секрете Барбоссы; как там Элизабет Суон, которая по всем законам кино забеременела и родила кого-нибудь (кстати, в начальных вариантах сюжета четвертой части фигурировал сын Элизабет и Уилла, по имени, как ни странно, Джек). Наконец, какого черта Гиббс забыл в Англии, да так, что его пришлось спасать Джеку. Известна лишь судьба "Черной жемчужины", которую, используя свою демоническую силу, захватил Черная борода.

Откуда, кстати, эта сила у него взялась, тоже умалчивается. Это в "Пиратах Карибского моря", где даже морской дьявол Дейви Джонс имеет свою историю становления, и которая рассказывается. Неужели такой персонаж, как Черная борода, настолько безынтересен авторам сценария, что они наплевали на его предысторию?!

В конечном итоге это не просто разовый фильм, нет, но и не продолжение великой, не побоюсь этого слова, легендарной трилогии "Пираты Карибского моря". Здесь нечего запоминать. Здесь нет ярких персонажей, которым сопереживаешь. Но зато здесь есть масса камео (как тот же папа Джека) и ряд отсылок к оригинальной трилогии. Но это больше напоминает "Терминатор 3", где сделали то же, и думали, что этого фанатам хватит.

А фанаты остались голодными.

Трилогия "Пираты Карибского моря" стали настоящей лебединой песней фильмам о морских приключениях. Эстафету пытался подхватить "Покоритель зари", но тематика детско-подросткового фентези не дала сделать решающий шаг. Плюс операторы телевизионных сериалов подпортили визуальный ряд.

Как ни печально, но "На странных берегах", который всячески хочет походить на старшего брата (даже афиша повторяет "На краю света"!), зарядил пушку сырым порохом. Получился пшик. Смотрибельный, но пшик.

Ей-богу, даже спектакль студенческого театра, который я написал четыре года назад, и тот лучше смотрелся.

Три с минусом.

P.S.: Стереоизображение must die. Фильм и так темный, а в очках вы вообще ничего не увидите, и псевдообъем эти мучения не окупит. Будьте нормальными, как я, и смотрите обычную "плоскую" версию. Зато все видно, и контрастность высокая.


Рецензии