Будущего не существует. Зигмунт Бауман
Нынешнее время он считает переходным, используя древнеримское понятие Interregnum (время между смертью императора и появлением следующего), и представляет его образно:
«Вообразите, что все мы поднимаемся по очень крутому склону горы, устали, но задерживаться не можем, так как сильный боковой ветер вмиг снесет любые палатки, которые мы пытаемся установить. Кроме того, у нас нет никакого представления о том, что нас ждет с другой стороны перевала. Однако, спуститься назад уже нельзя, и нам придется продолжить это восхождение в тревожном состоянии».
Вот такая социологическая оценка нашего времени. У меня возникает ассоциация с библейским описанием «последних дней». Тревожное непонимание происходящего и страх перед будущим. Многие люди не могут чувствовать ответственность за свою жизнь, потому что она ничем не гарантируется в государстве. Потому и бегут от свободы, предпочитая переложить эту тяжелую обязанность на кого-то другого.
З. Бауман, считая себя социалистом, выдвигает свою установку для составления адекватной политической программы любого государства. И обозначает два основных критерия:
*-* « Первый – это требование общественного страхования граждан от индивидуальных злоключений. Мы живем в очень индивидуализированном обществе, где каждый человек признается ответственным за все, что с ним случается в жизни. Но в реальности это не так».
И действительно: телерепортажи с места событий ежедневно дают нам почувствовать, какие мы на самом деле беззащитные перед всякими бедствиями. «Одна надежда на Бога», - расхожая спасительная фраза. Но за ней все-таки не чувствуется надежды. Потому что нет глубины веры и истинной любви.
«…на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются».
Лука, 21: 25-26.
*-* «И еще один критерий- это требование измерять качество жизни общества качеством жизни самого слабого его звена, а ни в коем случае не средними показателями. Мы же не меряем грузоподъемность моста средней грузоподъемностью колонн, мы смотрим на самую хрупкую колонну».
И снова в моем сознании образуется ассоциативная связка со Словом Божьим:
« Тело же не из одного члена, но из многих. Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды.
Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге». 1Коринф. 12: 14, 21-25.
Какой прекрасный образ формирования человеческого общества, где нет единообразия, но разные люди соединены любовью, ибо только она обеспечивает будущее человечества. И этой идеей пронизано всё Священное писание. И этой идеей проникаются самые мудрые люди земли. Если бы при этом они прониклись и пониманием, что такую любовь дарует только Бог в сердца людей, призывающих Его. И судить человечество Он будет по критериям этой Любви.
(Читайте 1Коринфянам. глава 13)
Свидетельство о публикации №211052400111
Видимо, здесь сказывается и попытка профессора обойтись без религии.
В любом случае требуется различать будущее как целеполагание, проект отдельного человека - например, по Хайдеггеру - и для общества или его частей.
спасибо.
Николай Старорусский 17.10.2011 12:54 Заявить о нарушении
Я для себя не ставлю целью анализировать мировоззрение людей. Мне интересно - духовно реагировать на значимые для меня высказывания образованных и нравственных личностей.
Да хранит вас Бог.
Екатерина Истомина 2 17.10.2011 14:12 Заявить о нарушении
Алла Свердлик 21.03.2013 21:18 Заявить о нарушении