Классическая культура Кореи период Корё

3. Культура Корё (918 – 1392 гг.)

Образование Корё и захват им Силла. – Борьба Коре с завоевателями. – Столица Кэсон. – Искусство. – Влияние Китая на внутреннее устройство государства. – «Литература бамбуковых рощ». – Поэзия Ли Гюбо. – Проза малых форм. – Изобретения.

Началу создания нового централизованного государства способствовал полководец Ван Гон, провозгласивший себя в 918 г. ваном  государства Корё. До 935 г. Корё существовало параллельно с все более слабевшим и уменьшавшимся Силла, которое, в конце концов, вошло в его состав. На северо – западе оно занимало территорию до р. Амноккан, а на северо – востоке – до провинции Хамгён – Намдо. Земля в Корё была государственной собственностью. Окончательно определилось деление общества на феодалов (янбанов) и простолюдинов (пхенминов). Наиболее многочисленным и экономически важным классом были крестьяне. [1, с.31]
Уже в XI в. в Корё усилился процесс феодальной раздробленности. Страну ослабляли набеги киданей, а в XII в. – чжурчженей. В итоге Корё было вынуждено признать вассальную зависимость от Китая. XIII и  XIV вв. прошли под знаменем борьбы с монголами, неоднократно пытавшимися захватить страну. В 1259 г. правящая верхушка Корё заявила о капитуляции, но народ продолжал мужественно сопротивляться.
Столицей Корё был город Кэгён (сейчас Кэсон).  Городская архитектура этого периода отразила национальные особенности искусства: отныне слепо не копировались китайские образцы, а все постройки вписывались в пейзаж. В Кэсоне сохранился фундамент и часть стены дворца Манвольдэ (Дворца Полной Луны), построенного в 918 г. и занимавшего площадь 1250 м2. Его окружали три крепостных стены. Также до наших дней дошла обсерватория, принадлежавшая дворцу. [1, с.121]
Правители Корё покровительствовали буддизму. В Алмазных горах (Кымгансан) они возвели несколько ансамблей буддийских монастырей. Стали строиться пагоды, имевшие в основании шестиугольник и восьмиугольник.
Для изготовления скульптуры, кроме бронзы, мастера использовали железо. В облике Будды и божеств буддийского пантеона утвердились чисто корейские черты: большая голова, мягкие черты лица, их умиротворенное и погруженное в себя выражение, неглубокая проработка деталей, простота одежды и изящество жестов.[14, с.139]
От периода Корё сохранились образцы религиозной живописи на шелковых свитках. Часто они изображают Будду, сидящего на ступенчатом возвышении. На ступенях возвышения и у его подножия стоят восемь бодхисаттв. У Будды полное, гладкое лицо, волосы собраны в пучок на затылке. На нем одеяние из куска ткани, обернутого вокруг бедер и подвязанного богатым поясом, а также из наброшенной на плечи накидки. У бодхисаттв – усы и маленькие бородки, пряди волос обвивают уши, головы их украшены коронами, грудь – ожерельями, руки – браслетами. Ноги тех, кто изображен на переднем плане, ступают по лотосам. Тонко прорисованные одеяния Будды и святых покрыты богатым узором, вокруг их голов – золотые ореолы.
Укрепляя центральную власть, первые государи Корё перестроили администрацию на китайский лад. Была введена система китайских экзаменов и подготовка чиновников по китайскому образцу. Экзамены сдавали даже буддийские монахи на занятие духовных должностей. Это привело к усилению роли конфуцианства, открытию частных конфуцианских школ. Возрастает значение литературы на ханмуне. В 1145 г. Ким Бусик по образцу китайских летописей создал «Исторические записи и трех государствах». Он начал свой труд с мифологических рассказов о первых правителях. Биографии исторических персонажей в его труде являются выражением каких – либо конфуцианских добродетелей.
С ослаблением центральной власти, приведшим к обострению борьбы феодальных придворных группировок, социальным выступлениям, часть образованного населения разочаровалась в государственной службе. Среди нее становятся популярными даосско – буддийские настроения, отразившиеся в течении «Литература бамбуковых рощ». Поэт Ли Инно, входивший в общество «Семеро мудрых из страны к востоку от моря» в эссе «Долина журавлей в горах Чирисан » провозгласил отказ от активной социальной жизни и призвал искать духовное убежище в мире природы. [5, с. 391]
Напротив, конфуциански – активное отношение к социальной проблематике  свойственно творчеству Ли Гюбо (1169 – 1241). В своих стихах он воспевает справедливых  государей и обличает несправедливости, царящие в современном ему обществе. По традиционным корейским поверьям все они, и резкое расслоение, и соседство невиданной роскоши и мотовства рядом с вопиющей бедностью, и ограбление народа чиновниками – есть следствие дурного правления («Дом у южного холма», «Пишу, услышав, что несколько уездных начальников наказаны за взятки»). Нарушение порядка в обществе ведет к нарушению порядка в природе («Молния в 10 – ю луну»).
В XII – XIII вв.возникает проза малых форм на ханмуне – пхэсоль. Пхэсоль могла быть представлена в виде различных заметок, рассказов, смешных историй, собранных в авторские сборники. Самыми ранними из сборников являются «Рассказы от скуки » Ли Инно, «Рассказы Пэгуна» Ли Гюбо. Рождается жанр вымышленных нравоучительных биографий («История Деньги» Лим Чхуна, «История премудрого Хмеля» Ли Гюбо) [6, с.254, 258] Литература на ханмуне могла наиболее выигрышно представить Корё за границей, поэтому на родном языке в этот период писали мало. Стихи на корейском языке назывались каё. В них затрагивались социальные и этические проблемы.
В Корё впервые в мире был изобретен металлический наборный шрифт. До этого в Корее печатали книги методом ксилографии, то есть с деревянных досок. Первая книга, набранная подвижным шрифтом, предположительно,  была напечатана еще в XIII в., а первая сохранившаяся относится к 1377 году.
К концу XIV в. относится изготовление огнестрельного оружия и пороховых пушек.
В 1364 г. из Китая в страну был ввезен хлопок. Чон Чхон Ик изобрел хлопкоочистительную машину и машину по вытягиванию хлопковой нити. [4, с. 124 – 125]


Рецензии
Картина у Вас на авторской страничке шикарная! Это кто автор? Не Чон Чхон этот самый?

Лазарь   24.05.2011 22:05     Заявить о нарушении
Нет, это датский художник 19 века, если не ошибаюсь в прочтении имени, Кёбке.

Ковалева Марина 2   25.05.2011 15:48   Заявить о нарушении