New Гамлет

                Библиотека Авангарда
В оформлении обложки использованы творческие эксперименты Михаила Барташука

             Сергей Граф




                New Гамлет
                (Literaturno – Jazzovaya Kompozition)


 Sergey Graph 1999 -- 2006


                Предисловие.

Пусть читателя не смущают выпуклость форм и нарочитость образов. В нашем случае Гамлет рассматривается как явление, и явление социальное, не подверженное влиянию времени.
Образы трудового народа, творческой интеллигенции, научного сотрудника и простого обывателя, выраженные универсально-многогранным Образом Гамлета, в финале пьесы воплощаются в образ народа-освободителя, чей упорный труд и стойкое мужество (независимо от классовой принадлежности) способны сокрушить любого врага и отвести любую угрозу отечеству.
Образ художника выбран не случайно. Главный герой находится как бы в постоянном поиске; его терзают сомнения, тянут на дно ошибки, от которых не застрахован ни один человек. Но перед лицом опасности вся его многогранная сущность восстает непреодолимой преградой для лжи, несправедливости и фальши, которые и есть суть мещанской философии мелкопоместных буржуа.
Финал пьесы также неслучаен и находится в прямой закономерной зависимости от внутренних и внешних проявлений образной составляющей главного героя: вся эта борьба уже происходила внутри самого героя, а сам герой уже являлся частью  внутренней борьбы.
Одержать победу над пороками, можно лишь искоренив их в себе. Отражение в зеркале символизирует обратную (зеркальную) сторону героя, разглядев которую и осознав угрозу, затаившуюся в ней, он одним выстрелом сокрушает коварного врага-антипода.
Каждый акт пьесы – это маленькая, но значимая часть жизни героя; скромная, но важная победа над собой.

               
     Явление первое:

       ;;;;;;;

(Гамлет сидит за столом напротив окна и что-то рисует. Проходит несколько минут, и перед ним возникает образ Старика в ветхих лохмотьях. Гамлет продолжает рисовать. Проходит ещё несколько минут…)

Старик:   О чём мы будем говорить?..
Гамлет:   Как обычно….  О Высоком…
Старик:   Обычно?.. Не слишком ли банально это слово? Тебе не кажется, мой друг, что мы погрязли в ничтожной мелочности нашего рассудка?..
Гамлет:   Куда уж больше…. Только в этом мире всё, до смешного, кажется банальным.
Старик:   А говоришь – Высокое Искусство!..
Гамлет:   Высокое!.. Не смею сомневаться. Душа художника должна травиться скукой, и лишь тогда, как подлинный шедевр, он отразит её в своём сознанье.
Старик:   Возможно…. Вот и я, от скуки, на днях спускался в преисподнюю. Три дня подряд играл с чертями в карты.
Гамлет:   И….
Старик:   И проигрался. Всё спустил до нитки. А что спускать, когда в карманах дыры?!
Гамлет:   Продал бы душу….
Старик:   Она пуста, как высохший колодец. Там и червям не будет поживиться. Ты поживи с моё, тогда узнаешь, что значит ваше сраное искусство…
Гамлет:   А впрочем, я и сам когда-то думал, что жизнь художника не стоит его смерти.
Старик:   Послушай, Гамлет!.. Ты творец от Бога. Ты сквозь года несёшь свои стремленья. Но и тебе не высказать искусством всей глубины вселенского сознанья. Мы все лепили этот мир, и что же?.. Он развалился, как прогнивший замок!
Гамлет:   Ты стар, мой друг, не мне с тобою спорить. Но промолчать?! Не будь я Гамлет!..
Старик:   Ты Гамлет… Гамлет… В каждом твоём слове я чувствую незыблемость сомнений.
Гамлет:   А кто бы мог ни в чём не сомневаться?.. Ты сам живёшь в своём прогнившем царстве. И, пожирая пепел мирозданья, свои мечты ты выдаёшь за веру…
Старик:   Да полно, Гамлет!.. Это всё химера… (встаёт, пытается уйти).
Гамлет:   Постой, Старик!.. Смотри!.. В окне… Ты видишь?.. Ты видишь свет?..
Старик:   Да вижу…. Вижу, милый Гамлет. Но этот свет рождён во чреве ночи, он лживей лжи, не стоит ему верить.

(Гамлет протягивает Старику незаконченный рисунок)

Гамлет:   А что, Старик, ты скажешь мне об этом?
Старик:   Сказать?.. Тебе?.. Зачем?.. Ты сам всё знаешь. Вопрос «не Быть!..» решается собою, «Быть!..» в этом мире в сотни раз накладней. Не мне судить тебя, судить, конечно, легче. Пусть время нас рассудит, милый Гамлет…. А мне пора…. До скорого свиданья!.. Мы слишком много думаем о смерти…

(Старик уходит. Гамлет некоторое время отрешённо смотрит перед собой и,… поднявшись со стула, разрывает рисунок на две части)

Гамлет:   Ну что же…. Он теперь закончен.

                _________________


Акт 1 (имеет ярко выраженный эротический характер)

                ( Сцена наполняется  разными людьми. Люди бесцельно бродят по сцене до тех пор, пока на заднем плане не появляется человек в пенсне, ведущий ярко одетого слепого, поющего «Харе Кришна…». Слепой раздаёт поклоны и падает в оркестровую яму, где над ним совершается зверское жертвоприношение.)

Выкрик из зала:   “ Человек родился!..”

                Занавес.
             Акт 2

(Прошло 25 лет.)            З а н а в е с    п о д н и м а е т с я…

Хор:
О, Гамлет, дай же мне ответ,
(Я восхищения не скрою)
Как, через столько долгих лет,
Остался ты самим собою?

Как ты пронёс через века
Своей иллюзии стремленья?..
Мятежных странствий облака
Тебе дарили вдохновенье.

Забытый Богом и людьми,
Внимая мыслям безутешным,
Ты видел яркие огни
Всепоглощающей надежды.

То день, то ночь, то свет, то тьма
Идут с тобою рядом.
Ты погружён в объятья сна,
Сражён смертельным ядом.

Ты видел много разных стран,
Прошёл дорог немало.
Ты утверждал, что жизнь – обман!
И начинал сначала…

И вот, чрез сотни долгих лет,
Ты, как и прежде, молод.
В очах горит огонь побед,
А в сердце тишь и холод.

За горизонт уходят дни,
Надежды, странствия, тревоги…
Тебя ведут твои огни,
Тебя зовут твои дороги.

Не для того ли в этот свет
Явился ты с душой поэта,
Чтоб на вопрос: «Быть или нет?!..»
И ныне не найти ответа?


Сцена 1

(Убогое жилище с одним окном, спиной к которому сидит Старик. У окна стоит маленький столик, на котором беспорядочно разбросаны странные предметы.
Гамлет протискивается между мешками и старыми коробками и садится на одну из них напротив Старика.)

Старик:   Здравствуй, Гамлет! Рад тебя увидеть.
Гамлет:   Я мимо проходил…. Увидел свет…
Старик:   Так нынче ж день.
Гамлет:   И что с того?! Тем паче…
Старик:   И всё-таки, я рад…. Я ждал тебя, мой друг. Мне много есть о чём тебе поведать. Послушай, Гамлет, вот мои стихи…. Они о жизни…
                Там, где над пропастью небо качается,
                Где тишина дышит лёгкими струями,
                Там, где под звёздами легче мечтается,
                Странные люди о вечности думают…

(Гамлет замечает в глубине комнаты картину своего собственного исполнения, которая, казалось, была безвозвратно утеряна.)

Гамлет:   И всё-таки, Старик, ты принял мой шедевр.
Старик:   Конечно, да, ведь я его не видел.
Гамлет:   Так он же за твоей спиной!
Старик:   Вот именно…
Гамлет:   Так обернись!
Старик:   Зачем?..
Гамлет:   Чтобы узреть его.
Старик:   Не в этом дело. Он близок мне и так. В моей душе немало ложных истин.
Гамлет:   Тогда поведай их! Пусть громом громогласным раскатятся они, и светом ясным в призрачной ночи укажут путь к вселенскому сознанью!
Старик:   О нет... Не стоит. Слишком много зла таят в себе вселенские просторы. Опустошённость, хлам души моей зачем мне выдавать за истину. Я стар, но не настолько, чтобы лгать.
Гамлет:   А может, ты и прав…. В чужом дерьме копаться много проще. Тогда скажи, Старик, зачем ты прожил жизнь?.. Прошёл весь этот путь к вселенской истине, коль не нашёл её?
Старик:   О чём ты говоришь, мой друг?! Я не искал у истины пощады. Что наша жизнь?.. Лишь сон…. И в этом сне я прожил сотни жизней.
Гамлет:   Великое рождается во всём. Воистину, весь мир живёт обманом. Но для того ли я рождён на свет, чтобы познать бессмыслие как прозу, ту, что бросаем мы друг другу в спор, и порождаем снова ложь и смуту…. Я не хочу…. А может быть, не буду…. К чему тогда весь этот разговор?..
Старик:   О, Гамлет…. Ты мудрее нас…. И потому мне так легко и просто в бессмыслии твоих нелепых фраз узреть веков таинственную поступь. Я узнаю тебя, мой милый друг, и не беда, что ты меня не знаешь. Когда-нибудь и твой замкнётся круг, когда-нибудь и ты на суд предстанешь…
Гамлет:   Прости, Старик, коль чем тебя обидел.
Старик:   Ну что ты, Гамлет, мне ли до обид?! У каждого из нас своя дорога. Ты ищешь истину? Она тебе нужней…
Гамлет:   А ты нашёл её?..
Старик:   Конечно – вера в Бога.


Сцена 2

(Гамлет идет по пыльной дороге и издали замечает человека, сидящего у обочины в позе «мыслителя». Не обращая на него никакого внимания, Гамлет проходит мимо и, буквально через сто вёрст, видит этого же человека в той же задумчивой позе.)

Гамлет (не удивляясь):   Ты всё сидишь?.. Не много ль смысла в этом?!
Мыслитель:   О, да, мой Гамлет, да, но ты не прав.
Гамлет:   А разве мы знакомы?!
Мыслитель:   Сто вёрст назад мы виделись с тобою.
Гамлет (задумчиво):   Сто долгих вёрст, похожие на вечность?.. Да, да…. Я помню…
Мыслитель:   Что толку в них. И путь твой безразмерен,
                Как череда свершений и потерь.
                Ты, как и прежде, идеалам верен,
                Но, не найдя ключа, не ищут дверь…
Гамлет:   Твой слог мне непонятен. Что хочешь ты сказать?
Мыслитель:   Идя вперёд, ты думаешь о многом,
                Стремления – основа всех основ.
                Но жизнь пуста, когда твоя дорога
                Тебя ведёт в объятья вечных снов…
Гамлет (тихо):   Не уж-то ты, мудрец, и впрямь сошёл с ума. А может быть…. Ах, если б знать, что в черепушке этой…. Какие мысли там роятся…
Мыслитель:   Наступит день, и ты поймёшь, мой Гамлет, что мудрецы безумнее безумцев. Им чужд тот мир, что ты воспел сознаньем, они живут в своих глубоких норах, они глядят на мир сквозь дырку в небе и матерятся по ночам на звёзды.
Гамлет:   Так что есть мудрость?
Мыслитель:   Шаткая основа. Когда б ты смог моим словам поверить, ты их вознёс бы до вселенских истин.
Гамлет:   Не верю!.. (уходит)
(Гамлет снова идёт по пыльной дороге, пристально вглядываясь вдаль.)
Гамлет:   «Дорогу осилит идущий…»

(Через какое-то время он снова проходит мимо человека, сидящего у дороги в позе «мыслителя», и, не замечая его, проходит мимо…)

 Мыслитель:   О, Гамлет, Гамлет…. Ты идёшь по кругу…


Сцена 3

   «Гамлет на дне»

 Гамлет заходит в маленькое подвальное помещение, где за низеньким столом сидят трое:
Кеша – человек непростой судьбы, алкоголик со стажем;
Гоша – молодой человек, студент со средним образованием;
Миша – начинающий художник.
Чуть поодаль от них на кушетке лежит человек без имени.
 
Кеша: А, Гамлет, заходи!..
Ну, бля, сюрприз! Ведь сколько лет!
Ты завязал, я слышал!

(Достает из-под стола штоф с водкой и ставит его на стол.)

Гоша: Пожалывайте к нам! Мы будем очень рады!
Гамлет: Не помешаю?..
Кеша: Ты что, поехал крышей?! Конечно, нет!
Гоша: Во, е...нул!.. *-см.прим.
Миша: Молчит.
Гамлет ( подходит к столу):
Ну что, друзья, наполним кубок!
Расслабимся, за жизнь поговорим…
Кеша: Вот это дело!
За что ты выпьешь?
Гамлет: За высокое искусство!..

(Поднимается человек без имени.)

– In vino veritas!

(Падает на кушетку…)

Гоша: Во, е...нул!
Кеша: А что ты думаешь? Мы тут не лыком шиты.
Здесь были все. Поэты, мудрецы, художники…
Здесь много разной швали, и поучиться есть чему, поверь.
Вот ты, мой друг, стакан неверно держишь…

(Забирает у Гамлета стакан, выпивает.)

Учись, поэт!

(Человек без имени, не поднимаясь с кушетки.)

                –   Служенье муз не терпит суеты…

Гамлет: И меркнет глупых мыслей суета под бременем великого порока.
Когда душа беспомощно пуста – все низменное кажется высоко.
Кеша: Я не пойму тебя, мой друг. К чему слова?
Налей еще, душа, небось, тоскует?
Сомненья прочь! Великие свершенья нас зовут.

(Поднимается Человек без имени и тут же падает на кушетку.)

Гамлет: Друзья мои! Я, кажется, спасен…
Вот истина, которую искал я!
Я вновь обрел мечту, мой творческий порыв в стремлении своем вознесся к небу!..
Жизнь – это яд, и я его испил!
Испил, и вот: я счастлив и отравлен.
Кеша: Не ты один. Смотри на это небо. Мы здесь живем, и это наша вера.
Здесь смысл жизни кажется ясней.
И все, что ты прошел и что изведал, все растворилось в призрачном дыму…
Здесь смысл иной… Чем я не Гамлет?..
Гоша: Во, е...нул!

(Поднимается Человек без имени, оглядывает с ног до головы Гамлета и Кешу.)

                – Who is who?

Гамлет: Чем я не Кеша?

(Уходит.)

Кеша: Пир продолжается, друзья!..
                Пить или не пить!

  *-на месте многоточия читать--"...ба..."
                ________________


Сцена 4

Гамлет лежит на раскладушке и перелистывает томик Шекспира.

Монолог Гамлета:

Что счастье?.. Только жизни миг.
Оно неуловимо
Мы ищем жизни суть из книг,
А жизнь проходит мимо.

Пока среди других страниц
В пыли свою отыщем,
Как вихрь промчался жизни блиц,
Глядишь, а срок и вышел.

Другие люди, мир другой
Их отдал нам в наследство.
Не будет вечно молодой,
Кто вспоминает детство.

Иная мудрость прошлых лет
Уж обратилась прахом.
Тот, кто когда-то был поэт,
Теперь слывет монахом.

Беззвучных истин бытия
Не понимает разум.
И, в безрассудстве жизнь губя,
Погибну я не сразу.

С дорогой Млечного Пути
Не совладают ноги,
В стремленьях истину найти
Я был одним из многих.

Не месть ведет меня к концу –
К концу ведут стремленья.
Я встречу смерть лицом к лицу
И тоже стану тенью.


                ЗАНАВЕС.

Действие 0
(приложение к сцене 3)

Действие происходит за занавесом:

      Гамлет не находит себе места. Быстрыми, резкими шагами он проходит по комнате. Темнеет. Пора….


Прихватив с собой первое, что попалось под руку, а в данном случае это была кочерга, Гамлет быстрым шагом направляется в закусочную “На дне”, где и происходит действие третьей сцены (Сцена 3).



                Явление второе:
                ;;;;;;;;;;;;;;;

                Весна

(Весенний сад. Здесь Гамлет предаётся размышлениям о сущности бытия. Внезапно сцена наполняется звуками.)

Гамлет:    Весна одолевает дух мой, я печален.
Тоска мне гложет сердце, я смешон.
Душа полна воспоминаний тяжких.
Сколь тяжких, столь и радостных. Теперь
понятно мне знамение, что свыше явилось мне…
Я поражён, я слышу…
И, музыкой во мне пронзительной звеня,
она приветствует меня.
(В глубине сада лишь на мгновение появляется фигурка человека, и тенью тут же исчезает из виду.)

Гамлет:    Кто это может быть?.. Кого я видел там?..
   Знаком мне образ сей.
   Хоть и не доводилось его мне созерцать воочию.
   Но даже тень и ветра дуновенье,
   Чуть уловимое в тиши весенних струй,
   Мне создаёт его в моём воображении.

   (бросается вслед за видением.)

Офелия!.. Постой!..



Акт 3   

Сцена 1

                «Совет»

Полночь. Колхоз имени Сальвадора Дали. На заднем дворе у старых конюшен под покровом ночи собрались люди в чёрных одеждах. Лиц не видно.

1-й Голос:        Друзья мои! Мы, кажется, в дерьме!
2-й Голос:        Знамёна вражеские реют в 15-ти верстах от нас… Коль наше войско не успеет…
1-й Голос:        Тогда мы все обречены на муки вечные под игом Мошкарона.
3-й Голос:        Друзья мои! А где моя корона?
4-й Голос:        Наверно, спи...ила ворона. (*-см.прим.)
3-й Голос:        Тебе бы всё шутить, придворный шут…
2-й Голос:        Найдите Гамлета.
5-й Голос:        Я тут!

(из темноты выступает силуэт Гамлета)

1-й Голос:        Спаситель Наш!
3-й Голос:        Учитель Наш!
4-й Голос:        Лечитель Наш!
2-й Голос:        Что делать нам?! Каким богам молиться?
Проклятый Мошкарон с ордой своей у наших врат стоит.
Ликует и глумится… Злодей!

Наши войска не поспевают в срок.
Сегодня вторник, завтра воскресенье.
(Как водится – привычный выходной.)
Намечены гулянья и веселья.
Что делать нам?! Учитель, научи!..

3-й Голос:        Помолчи!
1-й Голос:        Не кричи!
4-й Голос:        Не дрочи!

(Гамлет выходит на середину и произносит «Пламенное Воззвание»)

Воззвание Гамлета:

Настало время, Господа!
Возьмёмся ж за оружие!
И вражью силу (без труда)
Мы одолеем дружно!
Бей врага!


              1-й Голос:         Тверда нога!

2-й :        А-га!

3-й Голос:        А?..

4-й Голос:        ...уй на!..

(На том и порешили.)               

 *прим.: читай -...зд...

Сцена 2

Ночь. Светит луна. Стан врага.
Мошкарон, верховный главнокомандующий объединённой группировкой войск, и Курсовьен, командир элитного подразделения наступательных частей армии «Центр», прогуливаются вдоль оборонительных укреплений с целью проверки готовности войска к предстоящей наступательной операции. Лео, личный секретарь главнокомандующего, просматривает сводки с мест боевых действий и готовит отчёт для Мошкарона.


Курсовьен  (обращаясь к Мошкарону):

Мои ребята дело знают твёрдо.
Для беспокойства нет причин у Вас.
Возьмём в кольцо врага у самого оврага.

Мошкарон  (осматривает окрестности в подзорную трубу):

Там, где стоит вот эта колымага?

Курсовьен:   Так точно, Сэр! Возьмём их за грудки!..
Тряхнём их так, что душу вон из тела!..

Мошкарон:   Послушай, Курсовьен, не в этом дело…
Война не мордобой. Здесь тонкость и расчёт
Должны быть учтены с военной мощью вкупе…

Курсовьен:   Мы победим! Вертел я на залупе их мощь и немощь,
тонкость и расчёт!..
Там десять стариков и Гамлет – он не в счёт.

(Из штаба выходит Лео)

Лео:               Не в счёт!?
Да знаете ли вы, что он один пяти дивизий стоит?!.
Вот сводка с фронта за вчерашний день.

(протягивает Мошкарону пакет)

Курсовьен:   (обращаясь к Мошкарону) Разрешите?..


(берёт пакет и внимательно рассматривает содержимое)

бормочет себе под нос:

Так, так… Забавно… Очень даже так…
Возможно… Хм… Угу…
 Вот-вот… Быть может…
Здесь – …  Это он… Там даже как бы что-то…
Непонятно…
А!.. Вот!.. Яснее… Значит… Вот сюда…
Потом… Вот здесь… Отсюда – вниз по склону…

Мошкарон:    Мы примем бой во что бы то ни стало!..


Сцена 3

      Бой

Гамлет: Ну, что! Все в сборе?!
Тогда начнём, пожалуй…


Uhyuoitkl,mklfkrji576
             ‘i45l;rjt
Ty5uy thtui676p890774 mn ;fk
;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;
;;;;;;;;;;;;
      ;
      F;;
       ;;;; ;  ;
;fgjnjop;;hl;jjlm ijol9009-‘’0iuhiogtpdpoyyjoit


                Гамлет и печник


(И вновь Гамлет идёт по пыльной дороге, и издали до него доносятся звуки прекрасной мелодии. Поравнявшись с ней, он видит, что волшебные звуки доносятся из кустов, что вблизи дороги. Музыка затихает, и из кустов выходит человек в пенсне.)

Гамлет:    Что слышу я!.. Гармонии души!.. Бессмертное  творение природы! Созвучье красок, торжество огня! Холодный лёд несбыточных желаний…. Всё это здесь… в обители земной…
               
Человек:    Нет в жизни ничего банальнее банана…
Гамлет:    Я знаю жизнь, я видел смерть…
                Ответь мне, кто ты?.. Мне ответь!..
Человек: Я тот, кто из небытия, из пустоты холодной ночи,
                Из красок, звуков и огня тебе грядущее пророчит.
Гамлет:    А что там у тебя в кустах?
Человек:    Рояль – великое орудие искусства!
Гамлет:    О, сколько в этих звуках чувства!..
(Пускается в пляс, внешне напоминающий брачные танцы  страусов).

(В это время на сцену выносят гроб с Офелией и ставят его в дальнем левом углу возле кулис. Играет печальная музыка…)

             


                сюжет «Картина»:

Река отступила пред нею,    И будто таинственным братством
Когда она в воду вошла…       Обвенчана с тайной воды,
И небо глядело не смея,       Она восходила на царство
И ветер не смел не дыша.    По острым осколкам слюды.

                И будто таинственным братством,
                Обвенчана с тайной воды,
                Она восходила на царство
                По острым осколкам слюды.
Сцена 4


Гамлет выходит на сцену и читает стихи:


***
Закатом красит синеву небес,
В озёрах тонет розовая гладь.
Я снова здесь, я для того воскрес,
Чтобы простую истину понять:

Чтобы  понять, зачем я жил и пел,
Чтобы допеть о том, как путь мой труден…
Я эту боль в своей душе согрел
И эту радость оставляю людям.

Пусть эта плоть истлеет на корню,
Когда душа, покинув поле битвы,
Закончит здесь земную жизнь свою
И пропоёт последнюю молитву.

И пусть текут средь вечности и лжи
Моих поэм медлительные воды…
Я ради вдохновенья возложил
Свою любовь на жертвенник свободы.

И пусть поёт в стихах и наяву
Моя душа, не знавшая покоя…
Теперь я знаю, для чего живу,
Теперь я понял, что это такое.


***

Акт 4   

Сцена 1


Диалог Гамлета со смертью.


                С него довольно славить Бога –
                Уж он – не голос, только – стон.
                Я отворю. Пускай немного
                Еще помучается он.
                А. Блок


(На постели лежит Гамлет. У противоположной стены стоит Смерть.)

Гамлет: Все кончено…
Вопрос решен…
Презренный сумрак бытия растлил сознание мое
В ничтожный прах надежды зыбкой…
(Обращаясь к Смерти):
Я вновь сражен твоей улыбкой.
Как ярок свет и как туманна даль…
Яви мне лик свой, отвори вуаль.
Смерть: К чему тебе смотреть в мои глаза?
Они пусты и потому бездонны, как этот мир, что меркнет над тобой.
В них не найдешь ты вечного покоя.
И нужен ли тебе покой?
Неужто впрямь ты хочешь умереть, глупец?

Гамлет: Ты лжешь! Я видел много раз
Манящий свет бездонных глаз.

Смерть: Опомнись, Гамлет. Ты смешон.
Рассудок, жаждущий сомнений, не в силах обуздать порыв души мятежной!
Ты не боишься смерти? Ну, конечно…
Твой мозг идеей поражен.

Гамлет: Прошу, прими меня в свои объятья.
Я жить устал, мне эта жизнь – проклятье!
Освободи меня от тяжких мук!
Невыносим больного сердца стук.
Смерть: Так что ты хочешь от меня, мой друг?
Чем я могу помочь тебе?
Твой срок еще не вышел.
Не в силах я…
Решает кто-то свыше…

Гамлет: О Боже! Как тяжел недуг!

Сомненья, поиски, утраты, видения, сны,
Надменные ухмылки мудрецов,
Все бременем легло на мой больной рассудок…
«Быть или нет?» – вопрос одной минуты!

(Гамлет поднимается с постели, берет пистолет и подходит к зеркалу…)

О, Боже мой! Я обречен!
Я обречен на эту славу,
Я выпил горькую отраву,
Я эту жажду утолил,
И вот я здесь, я вновь без сил…

(Спускает курок… Осечка…)

Смерть: Помучайся еще лет двести…
Мне пора…

(Растворяется в черном проеме двери.)

(Гамлет направляет пистолет на зеркало, прицеливается в свое отражение и спускает курок…. Звучит оглушительный выстрел, Гамлет падает на сцену.)

                ___________________


Рецензии