Долгая От танка до Деревянного магазина

Читая отчеты Троицкого братства, невольно обратил внимание на информацию говорящую о том, что кружка для сбора денег находилась и на квартире госпожи Черновой. Эта та самая Мария Федоровна Чернова, которую можно назвать «тамбовским Иовом». Жизнь ее сплошное страдание. Рано лишилась родителей, рано вышла замуж, а после очередных родов приобрела какую-то странную форму почечно-каменной болезни, когда камни периодически выходили из нее как песок, причиняя невообразимые боли. Истратила все свое имение на врачей, а в моршанский пожар 1875 г. лишившись крова и последнего имущества, а затем потеряв поочередно всех четырех детей она последние 25 лет свой жизни прожила в Тамбове в доме на Студенецкой улице, прикованная к постели (на могла даже сидеть).  Как раз в эти годы Мария Федоровна стала очень популярной личностью (как бы сейчас сказали) не только в городе, но и в стране. Перечень тех лиц, которые посещали ее, занял бы не одну страницу среди них великая княгиня Елизавета Федоровна, отец Иоанн Кронштадский, митрополит Владимир (Богоявленский) да и многие другие. Тогдашний правящий архиепископ Кирилл (Смирнов) не раз у нее бывавший приходил к ней за советом и за помощью. В чем же тут дело? Чем эта больная женщина привлекала к себе такое огромное количество народа? Все очень просто: она терпеливо (выделено мной) переносила свои страдания, почти как Иов не только не возводя какие-то упреки против Бога, но и беспрерывно благодаря Его. И это несмотря на то, что страдания ее год от года увеличивались, а средства никакие не помогали. В религиозной среде такого рода люди всегда ценились. Кроме того, за свои страдания Мария Федоровна уже при жизни получила награду от Бога – дар молитвы и утешения страждущих, а умерла (в 1916 г.) с твердой уверенностью, что «Бог заботиться, чтобы и здесь-то нам кое-что дать, да и туда было бы с чем явиться».
Но вот я приближаюсь к тому месту на улице Долгой, откуда в былое время были видны купола Архангельской церкви, последней в этой части города. За ней собственно город заканчивался, еще кое-где попадались редкие домишки, а затем открывались пустыри и выгоны.
Собственно в том месте, где Долгая пересекает Пролетарскую, а точнее за ней начинается уже советская история улицы. Ряд желтых двухэтажных домов по обе стороны улицы являют собой воплощение заветной мечты большевиков. Дело в том, что именно здесь в отдельно взятом квартале г. Тамбова был построен коммунизм! Ну или почти построен, вернее дана его модель. Дома эти, возведенные в 40-50 гг. 20 века имели один коридор, общую кухню и туалет. И заселялись они в основном выходцами из села, которые только здесь могли почувствовать всеобщую общность интересов и научиться жить по коммунистически. Здесь реализовалась центральная коммунистическая идея – ликвидация индивидуальной свободы и монополизация личности коллективом. Действительно, в доме такого Тима никуда нельзя было деться от соседей, ни на кухне ни в туалете. При тонких стенах в комнатах все подробности личной и интимной жизни тут же становились, известны всем в доме. Но надо сказать, что сами строители как бы подтвердили несостоятельность коммунистической идеологии, построив часть общежительных домов из шлакоблоков, т. е. фактически из пепла, а как известно такой материал недолговечен и со временем шлакоблоки обратятся в свое изначальное состояние – пепел.
Однако долго жить в коммунистической резервации никто не хотел и это подтверждает следующий ряд домов, так называемых «хрущевок», пятиэтажных серых зданий открывающихся сразу же за бывшим магазином «Богатырь». Здесь уже господствует принцип индивидуализма: у каждого пусть небольшая, но своя комната со всем совим – туалетом, ванной, кухней. Общей осталась только площадка на этаже. А следом за этими зданиями вообще начинается стихия индивидуализма и складывается впечатление, что Тамбов вернулся в свое дореволюционное прошлое, благополучно пережив все перепитии советской эпохи. От ул. (….) до Магистрально вдоль всей Долгой тянутся кварталы индивидуальной застройки, такие же одноэтажные деревянные и кирпичные дома, как в старом Тамбове, только строиться стали они в 50-х гг. 20 века. Семьям рабочих выделялись здесь участки, и давалась возможность строить дом. Где здесь на улице Правда построил свой дом и мой дед, выходец из трущоб Троицких Двориков. Строился тяжело и нудно, потому что простому меднику и жене его кухарке не так просто было найти деньги и материалы на строительство дома, но все же это был свой дом после стольких десятилетий, на протяжении жизни многих поколений, в полуземлянке. Потом в этом уютном светлом доме выросли мой отец, дядя, тетя. Потом он становился камнем преткновения для многих родственников, но для деда с бабкой он стал воплощением мечты, до которой не смогли дожить ни их деды ни их прадеды. Мечта эта сокровенная и живет в каждом из нас – иметь на земле свой угол, ни жилплощадь в вавилонской башне, а именно угол, где  каждая пядь, пусть и условно, но принадлежит тебе.
Путешествие по улице Долгой я закончу у примечательного здания, пожалуй единственной достопримечательности этих мест. Называется это место Деревянные магазин. Стоит он сиротливо  напротив народного суда Октябрьского района (он через дорогу), а за ним уже высятся современные коттеджи, удобно расположившиеся на месте бывшей помойки. Деревянные знает каждый житель этих кварталов, потому что здесь уже много лет и днем и вечером  подавались на вынос горячительные напитки. Наверное есть что символическое в том, что улица Долгая начинается и заканчивается кабаком. Но если от гуська, пройдя ни один квартал, я встретил на своем пути несколько церквей (пусть теперь и воображаемых), то теперь вокруг Деревянного магазина на многие километры кругом ни одной церкви. И тоскливо становится от мысли, что раньше у народа кроме кабака еще что-то было, для души, а теперь остался лишь Деревянный магазин, да народный суд.


Рецензии