Вариант сознания... ч. 25
В командировке купил «Прометей-15» с материалами к биографии В.И.Вернадского. Читал всю дорогу до Ялты. Испытываю глубоко личное чувство к идеям Вернадского - словно в них сокрыт смысл моей жизни. Интересно, что осознание своей роли создателя учения о живом веществе пришло к Вернадскому только в 50 лет. До этого считал себя ученым средней руки. Его идеи стоят того, чтобы обогатить ими свою память. Главная идея – о великой роли живого вещества в судьбах Земли и Вселенной вообще. Все геологические пласты на нашей планете, все, что откладывалось тысячеметровыми пластами, - все это продукт работы живой материи. Странно, но факт: если дать бактериям волю, то за сутки они наработают биомассы больше, чем масса матушки-земли. Не надо удивляться, что в образцах пород, поднятых с глубины 10 километров, тоже есть жизнь. То есть, жизнь - это не просто плесень, случайно зародившая в протухшем праокеане; жизнь на Земле может оказаться древнее, чем сама планета… Живая материя сформировала планету.
Все это поразительно. Надо поглубже прочитать всего Вернадского, научную методологию которого можно определить так: горизонтальный тип научного мышления. Объединение, синтез фактов самых различных дисциплин, начиная от истории искусства и кончая геологией. Это то, что по праву можно определить как научный глобализм.
4 ноября 1988.
* * *
Путь воина
В 70-х годах я учился в аспирантуре и под влиянием Шопенгауэра много размышлял о сновидениях. Меня поражала самобытная логика снов, реализм и последовательность событий. Придумал даже термин для определения их специфики - логисны. Появлялись мысли, что-де, само время есть функция мозга, что во сне наше время течет по иному руслу. «Та» жизнь течет параллельно, не пересекаясь с «этой»; в «той жизни» было все, чтобы признать ее за реальность. В аспирантские годы вообще много размышлялось. Занимался я и аутотренингом. Кажется, тогда я даже сформировал некий символический образ, напоминающий треугольник: всплывая в сознании, он быстро переключал меня на сон. В таком переключении была острая нужда: приходилось много работать над текстами, мозг перевозбуждался, и по вечерам я долго ворочался в постели, пытаясь заснуть.
Никогда бы не подумал, что пребывание в этой параллельной реальности может быть использована как повод для формирования новой философской системы. Речь идет о «пути воина», самобытной системе воззрений мексиканского писателя и мага Карлоса Кастанеды. Чтобы освободиться от пут реальности и стереотипов восприятия, Кастанеда обратился к сновидениям. Надо научиться управлять снами. Научиться планировать то, что хочется увидеть во сне, научится фиксировать сновидения, запоминать подробности. Если я во сне попал в какой-то город, я должен запомнить улицы, вывески, и т.п. Сон следующей ночи будет продолжением знакомства с городом. Так ночь за ночью складывается вторая реальность. Следующий этап - добиться того, чтобы две реальности стали равноправны, чтобы исчезла граница между реальным и нереальным миром. Это будет единая жизнь, где дневная реальность не реальнее ночной. Надо принять это как данность, которая существует независимо от нас. Надо научиться сохранять себя, быть неуязвимым в любой ситуации.
При «посвящении» Кастанеда прыгнул со скалы. В каком состоянии - во сне или бодрствовании - Карлос и сам не знал…
Итак: отсоединиться от мира, от его логики и отношений через признание сна реальностью. Чего ради? В русской литературной традиции сны занимают важное место. Припомним сон Светланы из баллады В.Жуковского, сон Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», сны Веры Павловны в романе «Что делать?». Наши писатели уводили героев в сон, чтобы, проснувшись, они могли яснее представить смысл и логику реальной жизни. Чтобы активнее вмешивались в жизнь. У Достоевского - «Сон смешного человека» (1877). Человеку стало безразлично, что происходит в жизни: мир ему не нужен, и он миру тоже. Герой логично приходит к мысли о самоубийстве. Но вот он видит сон, в котором стреляет себе в сердце. Ангел доставляет его на некую планету, которая родная сестра нашей Земле, но… Но там не было грехопадения, не сгорали сады Эдема, люди счастливы, сыты, довольны, любовь сочится из всех пор… И наш герой с о в р а т и л этот стерильный мир…
Сон кончается, и что же? Перипетии сна настолько убеждает героя, что тот кардинально меняет взгляд на мир: райские отношения возможны и в этой жизни, и на нашей грешной земле. Герой отправляется проповедовать любовь к людям.
Таким образом, наша философская и художественная мысль (даже во снах!) старалась направить социальную, нравственную энергию человека на сей мир - чтобы сделать его лучше и чище. Кастанеда, как мне кажется, пытается сделать человека «чистеньким». Для этого надо отсоединить его от мира. «Реальность сна» становится фактором отчуждения человека от реальности.
4 ноября 1988.
Свидетельство о публикации №211052501233