Вариант сознания... ч. 25

                Научный  глобализм  Вернадского 
 
     В командировке  купил  «Прометей-15»  с  материалами  к  биографии  В.И.Вернадского. Читал всю  дорогу  до  Ялты.  Испытываю глубоко  личное  чувство  к  идеям  Вернадского -  словно  в  них  сокрыт  смысл  моей жизни.  Интересно,  что осознание  своей  роли  создателя  учения  о  живом  веществе   пришло к  Вернадскому  только в  50 лет. До  этого  считал  себя   ученым  средней  руки.  Его идеи стоят того,  чтобы  обогатить ими свою  память.  Главная  идея – о великой  роли  живого вещества  в  судьбах  Земли  и Вселенной  вообще.  Все  геологические пласты  на  нашей  планете,  все,  что откладывалось    тысячеметровыми пластами,  -  все  это  продукт   работы живой материи.  Странно,  но  факт:  если  дать  бактериям волю, то  за  сутки они наработают  биомассы   больше,  чем  масса  матушки-земли.  Не  надо  удивляться,  что  в  образцах  пород,  поднятых с  глубины  10  километров, тоже  есть жизнь.  То есть,  жизнь -  это  не просто  плесень,  случайно зародившая  в  протухшем  праокеане; жизнь  на  Земле  может оказаться  древнее,  чем  сама  планета… Живая  материя  сформировала  планету.
    Все  это поразительно. Надо поглубже   прочитать всего Вернадского,  научную  методологию  которого  можно определить так:  горизонтальный  тип  научного  мышления.  Объединение,  синтез  фактов  самых  различных дисциплин,  начиная  от истории искусства и кончая  геологией. Это  то,  что  по праву  можно определить как  научный  глобализм.
                4  ноября  1988.
                * * *   
                Путь воина
      В  70-х  годах   я  учился в аспирантуре и под влиянием  Шопенгауэра много размышлял  о сновидениях. Меня поражала  самобытная  логика  снов,  реализм  и  последовательность событий.  Придумал даже   термин для  определения  их  специфики -  логисны.  Появлялись  мысли, что-де,  само  время  есть  функция  мозга,  что во сне   наше  время  течет   по иному  руслу.  «Та»  жизнь  течет  параллельно,  не  пересекаясь  с  «этой»;  в  «той  жизни»   было все,  чтобы признать ее  за  реальность. В  аспирантские  годы  вообще  много размышлялось.  Занимался  я  и аутотренингом. Кажется, тогда я даже  сформировал  некий   символический  образ,  напоминающий  треугольник:  всплывая  в сознании,  он быстро переключал  меня  на сон. В  таком  переключении была острая  нужда:  приходилось  много  работать  над  текстами,  мозг  перевозбуждался,  и по вечерам я долго ворочался  в постели, пытаясь  заснуть.
       Никогда  бы  не подумал,   что пребывание  в  этой  параллельной  реальности  может быть использована  как  повод для  формирования новой     философской  системы. Речь идет о «пути воина»,  самобытной  системе   воззрений   мексиканского писателя  и мага Карлоса Кастанеды.   Чтобы  освободиться  от пут  реальности и стереотипов  восприятия,  Кастанеда  обратился  к сновидениям.  Надо научиться  управлять  снами.  Научиться  планировать то,  что хочется  увидеть во сне,  научится  фиксировать   сновидения,  запоминать подробности. Если я  во сне попал в  какой-то город,   я  должен  запомнить улицы,   вывески, и т.п. Сон следующей  ночи  будет продолжением   знакомства с  городом. Так  ночь  за ночью  складывается   вторая  реальность.  Следующий  этап -   добиться  того,  чтобы  две  реальности  стали равноправны,  чтобы  исчезла граница  между  реальным и нереальным миром. Это  будет   единая  жизнь,  где  дневная  реальность не реальнее  ночной. Надо принять это как  данность, которая  существует  независимо от  нас.  Надо научиться  сохранять себя,  быть неуязвимым  в любой  ситуации.
    При «посвящении»  Кастанеда  прыгнул со скалы. В  каком состоянии   -  во сне  или  бодрствовании -  Карлос  и сам  не  знал…
    Итак:  отсоединиться  от  мира,  от  его логики и  отношений  через  признание  сна  реальностью. Чего  ради?  В  русской  литературной  традиции  сны  занимают  важное  место.  Припомним  сон  Светланы   из  баллады  В.Жуковского,  сон  Татьяны  Лариной из  «Евгения Онегина»,   сны  Веры Павловны  в  романе  «Что делать?».  Наши писатели    уводили  героев  в сон,   чтобы,  проснувшись,  они   могли  яснее представить смысл и логику  реальной  жизни. Чтобы  активнее вмешивались в жизнь. У  Достоевского -  «Сон  смешного человека» (1877). Человеку  стало  безразлично,  что происходит  в  жизни: мир  ему  не  нужен,  и  он  миру  тоже. Герой  логично приходит к    мысли о самоубийстве. Но  вот он видит сон, в котором стреляет себе в сердце. Ангел доставляет его на  некую  планету,  которая   родная  сестра  нашей  Земле, но… Но там  не  было грехопадения,  не сгорали сады  Эдема,   люди счастливы,  сыты,  довольны, любовь сочится  из  всех пор…  И наш  герой  с о в р а т и л   этот стерильный мир…
     Сон кончается,  и что же?  Перипетии  сна  настолько  убеждает героя,  что  тот  кардинально меняет  взгляд на мир:  райские отношения  возможны и  в  этой  жизни, и на нашей  грешной  земле.  Герой  отправляется  проповедовать  любовь к  людям.
      Таким  образом, наша  философская и  художественная   мысль  (даже  во снах!) старалась направить  социальную, нравственную  энергию  человека  на  сей  мир -  чтобы  сделать его  лучше  и чище.  Кастанеда,  как  мне  кажется,  пытается   сделать человека  «чистеньким». Для  этого надо  отсоединить   его от мира. «Реальность сна»  становится  фактором  отчуждения  человека от   реальности.
                4  ноября  1988.


Рецензии