Законы психики. Проблемы, связанные с ней

Законы психики.  Проблемы, связанные с психикой.

Начнём со словаря. (гр.psychikos – душевный). 1.Функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли…2. Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.
Проще говоря, душа - и то, что она выдаёт из себя. Следовательно, с точки зрения диалектики, требующей цельности по уровням развития, имеются в виду все варианты душ. Их полный набор на детском уровне, подростковом, юношеском и далее по возрасту.
Психику приходится рассматривать в двух видах временной протяжённости: исторической и современно возрастной. Одно на другое, как бы накладываясь, выдают нам принципиально схожие результаты. Какие чувства, желания, стремления испытывали люди в далёком прошлом, такие же они испытывают и в современном мире. Меняются продукты потребления, но душа, как некая внутренняя система, подвергается незначительным изменениям. Тот же набор чувств, та же динамика во взаимоотношениях, те же конфликты, противоречия, борьба.
В общем, проблем, связанных с тем, какие складываются отношения между членами семьи, коллективами, народами, религиями, идеологиями, мировоззрениями, более чем достаточно и в современном мире. И что особенно настораживает, так это то, что единой науки, которая бы открывала законы психики, и выдавала бы их в том одном варианте, в каком существуют законы в естественных науках, нет. Нет даже в принципиальном их выражении. В учебниках, по истории психологии, рассказывается о многих учениях, направлениях, ориентациях, но нет в них той основы, от которой можно было бы вести отчёт по открытиям в области психических явлений всего общества. А ведь душа, как некая особая психофизиологическая организация, должна бы выдавать из себя весь тот единый набор законов, который присущ всем видам развития.
Начиная с детского возраста, следовало бы прослеживать, как происходит развитие с тем набором воздействий (их мерой и качеством), которое осуществляется на протяжении всего воспитательного периода. Для этого, нет ничего проще, как проанализировать условия, от низших и худших, которые встречаются в обществе, и – по нарастающей - до лучших и высших.
Дети – труднейшее начало в общем потоке развития. И хотя эту деятельность сопровождают многочисленные силы (родители, учителя, власти), удовлетворительных результатов достичь не удаётся. Сложность объясняется тем, что на широчайшую диагональность условий, накладывается широчайшая диагональность результирующих. Общество при этом имеет два основных варианта воспитания: семейный и детдомовский. Первый выглядит наиболее разнообразным по качеству условий, второй является – однообразным. Преимущество, казалось бы, за вторым. Там один для всех распорядок дня; питание, с учётом необходимых для детских организмов продуктов. В плане досуга, детских увлечений больше возможностей. Строгай, пили, шей, танцуй, пой, играй, рисуй, твори. Что и говорить, детдом – фабрика всего набора человеческих способностей. И, тем не менее, пропагандой муссируется мысль о предпочтении семейных отношений. Только вот беда, общество всё больше и больше разлагается, всё больше и больше в нём образуется, так называемых, неблагополучных семей. Дети оказываются в бедственном положении по вине своих же родителей. Мало того, что они с пелёнок не получают тот минимум, который необходим им, так они ещё и подвергаются разного рода насилиям и раннему разврату.
В советское время, с особой уверенностью констатировали, как хорошо живётся детям. И для этого были серьёзные основания. Но – со стороны внимания государства к детям. Со стороны же огромного числа опустившихся родителей, число несчастных детей из года в год возрастало.
С перестройкой внимание к детям резко сократилось со стороны государства. Уже не было тех средств, которое требовалось для них. Государственные средства расходились по частным «достойным» людям. Совершенствование общества, по капиталистическим условиям, стало утрачивать свой былой настрой.
В истории многих стран находились лучшие представители, которые заболевали идеей общего благополучия. И эту идею пытались реализовать социалистическими методами. Но, как показала сама жизнь, не всё зависит от государственных материальных и духовных средств. Существуют ещё множество причин теоретического свойства. Не разгаданы, не поняты сами законы психики, благодаря которым выдаются слишком уж разные данные по вопросам воспитания и развития детей.

Вероятно, начинать нужно говорить о законах психики с такого физического понятия, как инерция. Заглянем в словарь. «Инертность – свойство тела сохранять своё состояние покоя или прямолинейного равномерного движения, пока какая-либо внешняя сила (в биологии не исключается при этом и внутренняя сила) не выведет его из этого состояния, и приобретать под действием внешней (и внутренней) силы конечное ускорение».
Итак, появился из мрака на белый свет человек, и тут же на него начали действовать внутренние и внешние силы. Из внутренних сил, от всех внутренних систем, на нервную систему. Из внешних - их множество - также на нервную систему. В результате все системы приходят во взаимодействующее функционирование.
На начальном этапе всё происходит, как бы, в автоматическом режиме. Ещё нет признаков сознания, и нет мыслительных процессов. Состояние покоя (сна), сменяется состоянием кормления грудью. Чередование это, если нарушается неприятными ощущениями, проявляется плачем, какими-то движениями ручек и ножек. Всё это говорит о том, что происходит психический настрой центральной нервной системы. И к чему он может привести, всё зависит от той последовательности внутренних процессов, которые сопровождают развитие ребёнка.
Принято сравнивать нервы людей со струнами музыкальных инструментов. Следовательно, сам человек, что-то вроде – особо чувствительного и капризного – инструмента. И, как показывает практика, один человек может быть настроен – наилучшим образом, а другой – наихудшим. Всё зависит от тех условий, от той материальной и духовной среды, в которых происходил этот начальный психический настрой. В нём, то «конечное ускорение» инерции, от которого пойдёт всё последующее поведение взрослеющего человека.
«Мерой инерции тела при поступательном движении является его масса». При психическом развитии, «масса» нарастает с мерой воздействия на основные приёмные органы детей: на желудок, сердце, мозг, легкие. И тут проявляются свои особенности. Однообразная пища, однообразное поведение родителей, обеспечивает ровный настрой ребёнка. Разнообразная пища, разнообразные средства порадовать своих чад, оборачивается неустойчивой психикой. Они могут оказаться капризными, слишком требовательными и эгоистичными.
Лучшим иллюстративным материалом для анализа психических явлений, является та или иная общественная ячейка. Я использовал для этого ту деревню, в которой родился и вырос. Каждая семья знакома была с детства, и то, что происходило в каждой семье, могло наблюдаться в течение длительного времени. В своей книге «Чарочка», я и проанализировал каждую семью.
Прежде всего, то, что особенно легко подмечается, так это – контрастирующие явления. Для примера возьмём два соседних дома: дом Правдина Максима и дом Попова Николая. Первый – трудоголик; дом его, не только своеобразная крепость, но и, в тоже время, произведение искусства. Весь его день, а то и целые сутки, - работа. Меняя одно занятие другим, он обеспечивает свою семью всем необходимым. И не только в том объёме, в каком это необходимо для вполне нормального существования, но и со значительными излишками.
Николай же Попов, абсолютная противоположность ему. Вообще ничего не делает, ни по дому, ни в колхозе. Просто сидит или лежит целыми днями, и такое поведение не меняется в течение всей его жизни. Жена его умирает, не прожив, и сорока лет. Сам же он, на два десятилетия продлевает свою жизнь. Дочь их Сара, взрослея в таких, крайне нищенских условиях, выдаёт собой - интереснейший психический феномен. В отличие от своего отца, она всегда на людях. Её словоохотливость могла удивить каждого. Загадкой может показаться: откуда у неё набирается столько энергии, чтобы звучать беспрерывно в течение суток.
Объяснение всем этим психическим настроям, может быть только – инерция. Каким-то образом, (и это происходит в детстве), каждый человек психически закрепляется от того или иного образа жизни. Стоит только кому-то, длительно находиться в состоянии покоя, как он обретает это свойство в себе. И выйти из него самостоятельно, уже не так-то просто. В деревне к Николаю относились – с полным безразличием. Не тревожило его и местное начальство.
Сара, став девушкой, благодаря своей общительности, оказалась наиболее доступной в половом отношении. Каждый год начала выдавать на свет по одному ребёнку.
Признавая за нервами, за психикой, статус начально-определяющего, мы можем объяснить последующее поведение человека. И уж коли всё зависит от того, какие условия в семье, то и всё внимание при изучении настрою нервов, должно уделяться особенностям взаимоотношений членов семьи. Для этого и приходится анализировать каждую семью. И если в одной, в другой,..десятой ячейке общества, подметили одно и тоже, то такое явление относится - к типичным. Оно может связываться с тем законом, который и приводит к определённому результату.
Такое понятие, как развитие, - линейно, и на его диагонали отмеряются все уровни. И если кто-то начал движение от нижней точки покоя, то каждый может уйти от него на то или иное расстояние. В нашей деревне - этот нижний уровень – семья Поповых. От него, по мере возрастания нагрузок (умственных и физических), семьи и прочерчивают линию до наиболее трудолюбивых. Вот весь этот ряд, мы и должны рассматривать. В нём кроятся все основные законы психики.
Исходя из общего объёма наблюдений, приходишь к убеждению, что одна ячейка общества, принципиально мало чем отличается от любой другой. Поэтому и следует концентрировать всё своё внимание на анализе, именно, одной. Что я и делал в своей автобиографической книге «Чарочка». И затем, в следующей – второй книге - «Из Чарочки по Союзу».
Итак, любое конкретное – типично. Остаётся лишь доказать это.
Представив частное целое в образе одной деревни, и то, как оно выглядит линейно (от низших уровней до высших), остаётся пройтись по всему этому развитийному ряду, аналитически.
Упомянув два соседних дома (дом Правдиных и Поповых), хотелось бы поговорить о семье Правдиных. Она, с точки зрения законов психики, и того, какие в ней были взаимоотношения, наводят на мысль, о взаимном влиянии друг на друга.
По характеру, по общему психическому настрою, все трудоголики делятся на три основные категории. К первому относится – Максим Правдин. Он сам постоянно чем-то занят, без работы чувствует себя не очень-то хорошо. При этом, абсолютно безразличен к тому, заняты чем-то его члены семьи или нет. И как результат такого поведения, жена – малоподвижна, постоянно что-то жуёт. Вес её растёт из года в год, и доходит до двухсот килограмм. Как добрый муж и хозяин дома, он внимателен к ней, и делает по дому всю работу за неё. Никаких признаков раздражения, которые могла бы вызывать жена его, за ним не замечалась.
Все разговоры в деревне – в отношении их – одни. У жены – больное сердце, и оттого растёт её вес. Но при таком образе жизни, и все остальные органы, не в лучшем состоянии. Прожив, немногим больше сорока лет, она умирает. Вот так – и доброта может убивать человека.
Что касается Николая Попова, то и в отношении его, была проявлена доброта. Доброта, в её - абсолютно худшем - значении. Почему и жизнь его вся, оказалась до такой степени, нелепой.
Ко второй категории трудоголиков относятся те, кто сам работает, и не может допустить, чтобы те, кто находится с ним рядом, прохлаждались. Таких – особо ярких семей – в нашей деревне было несколько. Назову одну – семью Костиных. Это единственная семья, в которой все пятеро детей стали врачами, учителями, партийными деятелями.
В социальном плане – вот она – главная проблема. На примере одной деревни чётко прочерчивается диагональная линия между двумя крайностями. И если в таком виде выглядит любая ячейка общества, то и следует учитывать, именно такое, количественно-качественное соотношение его данных. От них, по ходу исторического развития, и рождались то одни, то другие социальные идеи. Их тоже, по общему числу вариантов, можно представить в цельной системе. Из числа крайних, можно назвать два варианта. Один – возможен рай или коммунизм. Но для этого потребовались бы одинаковые семейные условия. Такие, какие мы могли наблюдать на примере Костиных. Главной особенностью в них было то, что все дети были предельно исполнительны – и, в отношении своих родителей, и, в отношении своих учителей, и, в отношении тех властей, с которыми им приходилось иметь дело. Как показывала сама жизнь, это давало каждому ребёнку, (особенно на начальном этапе), их личную выгоду, в плане своего развития. Без какого-либо преувеличения, можно было констатировать, что все дети Костиных были первыми в деревне, и в работе, и в спорте, и в учёбе. Вот тот местный конкретный идеал, на который должны бы ориентироваться все деревенские семьи. Но почему-то все семьи деревни, по каким-то неведомым законам, располагаются в отношении друг к другу, в строгом диагональном ранжире. И этот ранжир определяется той мерой умственного и физического труда, который приходится на каждый день. Суммируясь по дням, неделям, месяцам, годам, все члены одной общественной ячейки, и получают соответствующее развитие. Теоретически, вроде бы, всё просто. Всем задать один режим дня, и вот оно, то основное равенство, с которым можно было бы достичь всеобщего благополучия.
Существует ещё одна категория трудоголиков по отношению к своим детям. Наблюдая за теми семьями, в которых дети хорошо учатся, трудолюбивы, увлечены каким-то делом, они хотят, чтобы и в их семье было нечто подобное. Но, по каким-то, неведомым для них психологическим причинам, дети оказываются не столь активными. Приходится прибегать к угрозам, насилию.
В книге «Чарочка» у меня показана такая семья - Приходченко. Мать – грубая, резкая, часто использует матерные слова, импульсивная в движениях. Все эти средства воздействия на детей, сказываются не лучшим образом. Они становятся замкнутыми, пугливыми, любую работу выполняют неохотно. Не говоря уже об учёбе. От такого насильственного воздействия матери, формируется состояние ступорности. Мозг отказывается работать свободно, естественно. Мать злится и, по существу, своим же поведением, калечит их.
Характеризуя одну семью за другой, легко раскрываются законы психики. И, на примере одной общественной ячейки, можно их обобщить в принципиальном виде. Всё, что остаётся следующим психологам, так это продолжить работу, анализируя всё новые и новые цельные коллективы. Ясно, что будут обнаруживаться всё новые и новые моменты в области взаимоотношений между родителями и детьми. В конце концов, работа, в таком научном плане, приведёт к той исчерпанности, когда в законах психики появится полная ясность.
Каждая семья, это всего лишь, один вариант воспитания. Собирая все варианты в одно целое, мы получаем полное представление о том, как практически функционируют законы психики, законы тех нервов, которые самой природой создавались в течение многих веков.
И само общество выдало на этот счёт, по сути, полный объём информации. Остаётся лишь его обобщить, и выдать в системном виде. Кое-какие системы уже существуют, и нужно лишь должным образом их объяснить. Например, сложившуюся систему темпераментов.
С давних пор люди наблюдали за поведением людей и, каждый тип такого поведения, обозначали соответствующим словом. И получилась общая система по контрастным признакам. Если меланхолик, то, по контрасту с ним, - сангвиник. Если флегматик, то, по контрасту с ним, - холерик. И, по возрастающему контрасту, с одной стороны – депрессивность, с другой – маниакальность. То есть, состояние людей, от точки отсчёта – уравновешенности, может контрастирующее расходиться.
Применяя эту систему к поведениям конкретных людей, мы можем любого отнести к тому или иному темпераменту. Оценка такого рода явлений настолько проста, что все, кому приходится характеризовать своих близких или знакомых, безошибочно пользуются этой системой.
С точки зрения социальных проблем, система темпераментов, если судить по тем событиям, которые извечно происходили в обществе, то становится очевидным, что она не столько облегчает совершенствование его, сколько затрудняет. Для подтверждения этой мысли, обратимся к основным типам людей. Начнём с такого крайнего явления как трудоголик. Как он выглядит психологически? Медлителен, спокоен, уравновешен…Его внутренняя энергия распределяется во времени ровной линией, с мало заметными колебаниями. И это вполне объяснимо с точки зрения законов физики и, стало быть, с точки зрения законов физиологии и психологии.
Внутренняя энергия человека, если представлять её неким предельным значением, может быть распределена во времени, либо малыми, но продолжительными порциями, либо короткими, но импульсными. Вот почему трудоголики в трудовых коллективах всегда чувствовали себя дискомфортно. Их психологический настрой требовал иного режима трудового дня. Они могут работать и круглосуточно, но в замедленном темпе, и с короткими перерывами в работе. И, как однажды заведённые, уже не могут психологически перестроиться. Все их внутренние системы начинают функционировать – и уже без их воли – в своеобразном автоматическом режиме.
И что особенно удивляет в их поведении, так это то, что как воспитатели, они вообще оказываются мало значащей силой. В контраст с ними, дети их, ни в чём не нуждаясь, с детских лет приобщаются к разного рода развлечениям. Рано начинают курить, выпивать, теряют интерес к учёбе, знаниям, спорту. Нарастают поступки негативного свойства. Нередко приходится общаться с правоохранительными органами. В общем, поговорка – яблоко от яблони не далеко падает – не всегда соответствует действительности. Особенно это показательно в соотношении трудоголиков, и их детей. Контрастирование тех и других, выглядит в каждой общественной ячейке, особенно ярким.
В своей книге «Чарочка», перечислив всех трудоголиков деревни, приходилось поневоле констатировать, что дети в таких семьях, не обретали способности своих родителей. Все они неохотно учились, ещё более неохотно трудились. При этом, особенно увлечённо приобщались, к выпивке.
Небезынтересен вопрос: рождаются ли дети с определённым темпераментом, или он формируется в зависимости от того окружения, в котором они оказываются? Как свидетельствуют жизненные данные, ребёнок становится сангвиником или меланхоликом, от меры того или иного воздействия на него.
Допустим, что ребёнок получает при рождении, примерно одинаковую энергию от своего функционирующего организма. Она может быть значительно усилена, но может быть и значительно приторможена. Ежедневное воздействие на него, и приводит к тому, что эта его собственная энергия, либо уравновешивается, либо завышается, либо занижается. Всё дело в том, какого темперамента сами родители. От жёстких, суровых родителей, естественно, энергия детей не столь свободно вырывается наружу. Их поведение обретает послушность, исполнительность. Такие дети легче управляемы в делах их же собственного развития. И, напротив, родители – добрые, снисходительные, мягкие по характеру – детской энергии дают большую свободу. И это приводит к тому, что они становятся капризными, непослушными, труднее управляемыми.
Для большей ясности в этом вопросе, приведу конкретный пример. В Чердатской средней школе, где я учился, у директора школы был сын – Володя. У зауча этой школы был сын - Валентин. Оба, как отцы, так и дети – абсолютнейший контраст.
В восьмом классе, по осени, поехали на болото собирать клюкву. Володя, у матери-врача, умыкнул два пузырька со спиртом, и устроил на болоте, со своими собутыльниками, настоящий концерт. К занятиям в школе относился не очень усердно. Отцу – директору школы – доставлял не мало хлопот. А вот сын зауча школы, был полной противоположностью его. Учился на одни пятёрки, закончил школу с золотой медалью, и поступил на физико-математическое отделение Томского университета. Вот такие данные от двух главных лиц школы в вопросах воспитания.
Характеризовать родителей, довольно-таки деликатная тема. Но она, без каких-либо затруднений, поддаётся объективному содержанию. Особенно, если аналитик ставит перед собой цель точного отражения, и точной оценки их.
Директор школы олицетворял собой, можно без преувеличения сказать, официально-учебную педагогику. Соответствовал он ей и своим характером. Мягкий, добрый; в собеседовании со школьниками, многословен. И как результат, все его слова, для собственного сына, как горох об стену.
В противоположность ему зауч, человек – немногословен. Говорит весомо, не спеша, с паузами. Позволяя тем самым собеседнику, самому думать и отвечать, также – весомо.
Примерно такого же поведения, по отношению к своим детям, придерживался и наш деревенский воспитатель – Игнат Костин. Находясь в стороне от них, возникало ощущение, что таким родителям невозможно ослушаться. Было в них что-то загадочно-диктаторское, что-то от средств воздействия гипнотизёра на своих пациентов. Когда такой тип родителей отделяешь от общей массы, находишь в них что-то одинаковое, схожее, тождественное. Они, как та вершина возможностей, от которой и следует вести отсчёт по нисходящим уровням.
Казалось бы, чего проще, перейти всем на  манеру их поведения, и все дети будут – учебно и творчески - послушными. И, стало быть, все проблемы общества, связанными с разнообразнейшим негативом, сами собой навсегда исчезнут.
Стараясь обобщить подмеченное в жизни, приходишь к выводу, что все количественно-качественные соотношения в условиях развития, имеют ромбическую форму. От большего количества середины его (нормы), убывают качества, как к верху, так и к низу. В вопросах соотношений родителей-детей, это выглядит следующим образом. Основная масса родителей-детей, придерживаясь норм, не очень заметно контрастирует в своих отношениях. Но, чем дальше от середины к верху или к низу, контраст возрастает, и с ним убывает количество. То есть, в одних случаях, родители диктуют свою волю детям, в других случаях дети слишком требовательны к родителям. Что и приводит к тем многочисленным событиям того и другого содержания. Вплоть, до редких исключительных случаев, уже преступного значения.
Психика детей, независимо от того, появились на свет они от первых лиц государства, или от родителей нижнего уровня, по своим природным данным, ни столь различается. И всё зависит от того, каким воздействиям они начинают подвергаться с рождения от окружающих людей.
Если обобщить все виды воздействий, то их тоже можно представить в ромбическом виде. Одни – нормальные, без тех неприятностей, которые могут испытывать дети. Другие - целенаправленные, и могут достигать всё более и более жёстких требований к ним.
Такова жизнь. Исторически складывался учебный курс, и нужно его пройти весь. Но динамика в этом отношении была всегда таковой, что дети с него начинали сходить уже с первых уровней. В сельской местности, даже в советское время, когда существовали особые требования со стороны властей, больше половины детей не заканчивали и начальную школу. В основном это дети от бедняков, от ленивых, от тех родителей, которые сами были безграмотны или малограмотны, и не придавали большого значения знаниям. Что касается, до советских времён, то показатели в делах образования, были ещё худшие. Резко упали – подобного рода данные – с перестройкой. Былого творческого насилия – учиться, учиться и ещё раз учиться – не стало.
Дети, до такой степени глобальная проблема, что без решения её, невозможен сам процесс совершенствования общества. Поступать – жёстко, требовательно – жестоко. Поступать - снисходительно, идти на поводу у них – тоже жестоко. Жестоко для них самих и для самого общества.
Несколько конкретных примеров из моих автобиографических книг. Тоня Дуброва, из бедной семьи, став девушкой и, не имея никаких знаний, оказалась в крайне затруднительном положении. Покончила собой. Руслан, из обеспеченной семьи, сосланный за тунеядство, (в 60-е годы был такой указ Н.С.Хрущёва), в девятнадцать лет застрелился.
Неподготовленный в детстве должным образом человек, в дальнейшем начинает испытывать сложнейшие трудности. И, не зная как выйти из них, допускает те или иные глупости. Они и приводят его за решётку, в больницу. А то и на вечный покой.
Во второй книге «Из Чарочки по Союзу», приходилось встречаться со многими семьями, где родители занимали высокие должности, а дети не могли одолеть и среднюю школу. Знакомясь с историей России, наблюдалось схожее контрастирующее явление, и в верховной среде. Вся проблема оказывается в том, что детей хочется больше радовать, нежели огорчать разного рода обязанностями, и нагрузками физического и умственного развития. Изнеженные, избалованные дети, взрослея, начинают больше тяготеть к развлечениям. На этом – не деловом, не творческом поприще – и доходило до того, что собственные дети становились вредителями своих же родителей.
Возвращаясь к идее великого объединения всех наук – естественных и гуманитарных – законы психики, (вместе с педагогикой и образованием), можно без труда включить в их число. Судите сами, в физике – инерция с ускорением, в психике – желания, увлечения, творческий настрой; в физике – разность потенциалов, в духовной жизни – разные точки зрения, взгляды, убеждения; в физике – разряды при высоких напряжениях, в межличностных отношениях – конфликты, противоречия, борьба. Аналогия прослеживается по всем видам человеческой деятельности.
В учебном процессе, органическое слияние естественных и гуманитарных наук, облегчит и, одновременно, ускорит его. Но главное, на таком пути, будет больше ясности. Формирование самосознания у школьников окажется более эффективным.
Грубо выражаясь, родившийся человек, что-то вроде производственной заготовки. Из неё может получится всё то, – плохое и хорошее, – что мы можем наблюдать в реальной жизни. Ясно, что ребёнок, не то явление, над которым можно экспериментировать. Но суть эксперимента, всё же, как бы сама собой, сопровождается осознанно или не осознанно. И видя, как широк диапазон по результатам воспитания, всё же хочется, чтобы он был как можно более сокращённым по негативу.
Жизнь каждого человека сопровождается чувствами, приятными или неприятными. Источников, которые могут вызвать их, более чем достаточно. Они, в зависимости от того, насколько каждый человек осознаёт их, и управляют им: и в отношении себя, и в отношении своих детей.
Больше всего люди не терпят насилия. Но оно существует, и со стороны природы (болезнетворные микроорганизмы, перепады температур, разнообразные стихийные бедствия), и со стороны общественных властей, требующего исполнительности по тем или иным нормам, законам…И лучший выход – подчиняться, и законам природы, и законам общества. На этом пути и возникают разного рода – сопротивления, уклонения, пренебрежения.
И вот, чтобы разобраться во всех этих – личностных и социального свойства признаках – и требуется такая наука, как социология. Но чтобы перейти к ней, я решил предварительно графически представить все виды цельностей. С ними будет легче понять те проблемы, которые извечно сопровождают любое общество. Статья будет называться «Графическое изображение цельностей». Все те цельности, которые всем нам известны, обретут соответствующие формы. Надеюсь, читателям будет интересно познакомиться с ними.


 

 


Рецензии