Интернет и личность 1

1 Интернет и личность
1.1 Мотивация и проблемы деятельности пользователей Интернета

Одним из аспектов идеологической составляющей Сети является психология киберпространства. Можно выделить такие составляющие, как психологические особенности Интернета как среды деятельности и психология различных видов деятельности, опосредованной Интернетом.

Е.П. Белинская, описывая «проблемное поле» психологических исследований Интернета, выделяет следующие перспективные направления:
- изучение отдельных видов деятельности человека в Интернет-среде (познавательной, коммуникативной, игровой);
- изучение следствий этих видов деятельности на уровни личности (особенности мотивации пользователей, структура их Я-концепции, специфика ценностных ориентаций, возникновение тех или иных вариантов поведенческой зависимости);
- изучение Интернет-коммуникации как нового средства традиционных социальных практик (в качестве СМИ, средства образования, пространства политического выбора, способа психотерапевтической помощи). К основным социально-психологическим направлениям прикладных исследований Интернет-коммуникации автор относит изучение специфики компьтерно-опосредованного общения (особенности электронного дискурса, закономерности новообразования в Сети, характеристик атрибутивных процессов);
- изучение характера влияния Интернет-коммуникации на личность пользователя (особенности его мотивационной сферы, самопрезентаций  и идентификационных структур);
- изучение специфической поведенческой феноменологии (в основном Интернет-аддикции);
- новые возможности убеждения и влияния, трансформация механизмов межличностного восприятия и взаимодействия, особенности норм и правил общения, его влияния на личностные диспозиции коммуникатора [1].

Еще в начале 90-ых годов появились работы , посвященные обоснованию возможности изучения Интернета не только с технической, но и с психологической точки зрения, содержащие определения виртуальной реальности и описание коммуникаций посредством Интернета  по сравнению с реальной коммуникацией. Тогда же выделилось социокультурное направление исследования сетевых сообществ, в которых Интернет выступает как система сообществ, обладающих своими особенностями языка, норм коммуникации и социальной иерархии участников. Наличие этих особенностей позволяет говорить об Интернете как о социальной среде, которая делает возможным формирование новых оснований социальной самокатегоризации, и тем самым может вносить вклад в формирование нового содержания идентичности пользователя.

Отечественные психологические исследования Интернета традиционно базируются на теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, с точки зрения которой, Сеть рассматривается как сложные психологические орудия, опосредующие разнообразные виды деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой). Описываются эффекты применения Интернета, отражающиеся на преобразовании личности и деятельности человека, конкретные механизмы развития и трансформации личности.
Наиболее специфичным для Сети среди описанных эффектов является так называемый опыт потока, возникающий вне зависимости от характера осуществляемой деятельности, и детерминируемый следующими параметрами:
- высокий уровень умений, относящихся к работе в Интернете, и контроля;
- высокий уровень возбуждения и мобилизации: работа в Интернете воспринимается как вызов способностям и умениям;
- интерактивность (скорость работы  компьютера) и «телеприсутствие» (способность забыться, погружаться в «киберпространство» и воспринимать его как реальность) [1].

Применение информационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности, опосредованной Интернетом: возникают новые навыки, операции и способы выполнения действий, новые целевые и мотивационно-смысловые структуры, новые формы опосредствования новые виды деятельности. С другой стороны, основным типам деятельности в Сети ставятся в соответствие формы негативного изменения личности: хакерство, «игровая зависимость» и Интернет-аддикция.

В течение 1992-1998 гг. группой исследователей было предпринято изучение мотивационной регуляции деятельности в Интернете с помощью рассылавшихся добровольцам по Сети опросников, имеющих целью выявить: мотивы, побуждающие деятельность пользователей Интернета; реальные формы реализации мотивов в деятельности пользователя Интернета; изменение мотивации по мере развития Интернета в нашей стране. Выявлено, что в основе полимотивированной деятельности пользователей Интернета лежат следующие мотивы:
- деловая мотивация;
- познавательная мотивация;
- мотивация сотрудничества;
- мотивация самореализации;
- рекреационная и игровая мотивация;
- аффиллиативная мотивация;
- мотивация самоутверждения;
- коммуникативная мотивация [5].

Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление свой круг общения, социальное самовыражение.

К основным сферам проявления мотивационной регуляции в деятельности пользователя Интернета были отнесены: содержательная направленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к различным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Интернета и характера его воздействия на собственную личность и деятельность; осознанное представление пользователей о собственных мотивах.
Широкое внедрение информационных технологий приводит к тому, что веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета уменьшается, а мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.

Продолжение следует


Рецензии