Интернет и личность 2

1.2 Познавательная, коммуникативная и рекреационная деятельность
пользователей в Сети

Возможности познавательной деятельности в Сети определяется тем, что Интернет изначально представляет собой справочник, где представлены самые разные темы. Здесь можно обнаружить свежие новости, материалы газет, журналов, бесплатные объявления, разные базы данных – адреса и телефоны учреждений и граждан, наличие лекарства в аптеках и т.п.
Характеристики Сети как информационной среды для рядового пользователя даны в работе Л.О. Пережогина: безграничность информационных ресурсов частного, научного или общественного характера; возможность получения информации в любой из технически существующих форм – текстовом, аудио, видео и т.д.; возможность для каждого пользователя размещать в Сети и делать доступной для неограниченного числа других пользователей собственную информацию без привлечения значительных материальных ресурсов; возможность обратной связи между пользователем и предоставившим информацию субъектом [7].

Одной из основных проблем получения информации в Интернете является ее достоверность. Оценить качество получаемых сведений отчасти позволяет присутствие в Сети  имеющих хорошую репутацию систем доступа к информации (газет, телевидения, издательств, радиоканалов) в виде создаваемых ими on-line версий, отчасти  - работа администраторов поисковых систем, но и в большей степени определение достоверности информации является задачей, решаемой самим пользователем.
Становясь орудием познания, киберсреда оказывает влияние на протекание интеллектуальных процессов, формируя особое, адекватное своим свойствам мышление.

Коммуникация в Сети
Среди причин обращения к Интернету как инструменту общения называется неудовлетворенность общением в жизни; неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее; возможность реализации качеств личности, проигрывание ролей, переживание эмоций, по тем или иным причинам недостижимым в жизни.
Актуальными личностными смыслами использования Интернет-общения являются: поиск друзей, знакомства, эмоциональная поддержка, сотрудничество, самореализация, работа; увеличивается количество людей, ищущих в Интернете сексуальных партнеров.
По отношению к перечисленным потребностям пользователей Интернет является дружественной средой, так как общение в нем обладает рядом особых характеристик: массовость наряду с относительной анонимностью, возможность объединения по интересам и ценностям, поддержка стремления к самовыражению, воздействию и соревнованию.

Н.Д. Чеботарева расширяет и комментирует список свойств Интернета как коммуникативной среды:
- анонимность побуждает к игре с личностной  самопрезентацией и и предоставляет возможность управлять впечатлением о себе, «убежать из собственного тела», способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в проявлении большей свободы высказываний и поступков, в проигрывании нереализуемых в деятельности вне Сети, неограниченных социальными нормами ролей и сценариев;
- своеобразие протекания процессов межличностного восприятия: территориальная доступность и физическая привлекательность утрачивают свое регулирующее значение, и общение строится благодаря сходству установок, убеждений и ценностей;
- добровольность и желательность контактов, возможность их прерывания в любой момент;
- затрудненность эмоционального компонента общение и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста [5].

Свойству анонимности уделяется большое внимание в исследованиях Интернет-коммуникации. Как указывает А.Е. Жичкина, данная характеристика имеет несколько граней: вследствие физического отсутствия участников в акте коммуникации можно выражать чувства, скрывать их, а также выражать чувства, которые в данный момент человек не испытывает; теряет свое значение ряд барьеров общения, обусловленных полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью, а также невербальной составляющей коммуникативной компетентности партнеров; возникает возможность создать о себе любое впечатление по своему выбору; при этом обогащаются возможности не только самораскрытия человека, но и конструирования образа по своему выбору. Следствием анонимности и защищенности является субъективная безопасность Интернета [3].

Разумеется, чувство анонимности иллюзорно – практически любое действие в Интернете может быть отслежено. Но даже если человек знает, что за ним наблюдают, виртуальный мир представляется ему анонимным, поскольку это наблюдение не визуально. Поэтому возможность говорить от лица другого человека ведет к чувству анонимности, ощущению одиночества в толпе. Вместе с анонимностью приходит и состояние, обозначаемое как «расторможенность». Л.О. Пережогин указывает, что в условиях отсутствия внешних ограничений, регулирующих поведение в реальном социальном мире, - материальных ограничений, моральной цензуры, художественной критики, политических и конъюнктурных влияний, - практически беспрепятственно могут реализоваться разного рода патологические идеи (например, создаваться «художественные произведения» или опробываться транссексуальная идентичность) [7].

Другим свойством сетевого общения, привлекающим внимание исследователей, является своеобразный статус, занимаемый в нем эмоциями. С одной стороны, способ общения – письменные сообщения, - делает невозможным передачу  и считывание естественных эмоциональных сигналов, формирующихся в сфере невербального поведения. Однако, при более тщательном рассмотрении вопросов, оказывается, что объявлять Сеть средой эмоционально ущербной некорректно. В ней для компенсации отсутствующих невербальных средств общения используются графические символы (смайлики) и особенности написания (графика – например, письмо большими буквами («капс») трактуется как повышение голоса), а также специальные кодовые обозначения определенных эмоциональных состояний.

В. Нестеров полагает даже, что особенностью доверительного общения в Сети, по сравнению с реальным,  является именно эмоциональная окрашенность, которая, по выражению автора, «прямо провоцируется» анонимностью. В условиях субъективной безопасности, во-первых, исчезает детерминированность поступков, человек делает не то, что должен, а то, что хочет; во-вторых, образ партнера приобретает таинственность, непонятное же всегда притягивает и придает отношениям определенную интимность; в-третьих, отсутствие ответственности, случайность встреч и всегда существующая возможность  в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети,  позволяет людям быть более откровенными, чем в реальности [5]. Таким образом, психологически два свойства Интернета как среды общения – анонимность и эмоциональность, - оказываются связанными как причина и следствие.

Параллельно с условиями исследуются последствия  общения, опосредованного Интернетом. О негативном влиянии общения могут говорить такие факты как болтливость, чрезмерная щедрость и открытость, клеветнический, угрожающий или запугивающий характер некоторых сообщений, вульгарные, оскорбительные  комментарии. Это вынуждает владельцев сайтов создавать правила, запрещающие пользователям вести  себя таким образом, для чего создается возможность в любой момент пожаловаться на нарушение этих правил.
Тем не менее, благодаря сетевому общению преодолевается коммуникативный дефицит, формируется широкий круг общения, повышается информированность в обсуждаемых вопросах на форумах, конференциях, в сообществах и чатах; расширяется психологический опыт, развивается социальная компетентность, способность к обмену ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями, вырабатываются средства защиты от грубых манипулятивных воздействий; реализуется как желание выделиться из толпы, так и стремление присоединиться к референтной группе, разделить групповые ценности и почувствовать себя защищенным; возникает возможность компенсировать действительные или мнимые недостатки внешности, речи, некоторые свойства характера (например, застенчивость) или психические заболевания (например, аутизм).

Наименее изучены такие формы общения, как чаты. По определению А. Носика, чаты – это целый мир отдельный мир, ждущий своего летописца и исследователя; несмотря на имеющиеся работы, выполненные психологами, социологами и кибернетиками, автор считает, что по-настоящему до сих пор в широких неинтернетовских кругах, эта система остается малоизвестной [6].

Особая форма общения в Сети, это дневники. К настоящему моменту  существует несколько моделей ведения дневников:
- когда дневник используется по прямому назначению, то есть, автор публикует записи, касающиеся его собственной жизни, текущих событий и мыслей, без особой оглядки на реакцию аудитории, резонанс и обсуждение не является самоцелью;
- дневник выглядит как форум: автор помещает свои записи как повод для общения и обсуждения. Записи, как правило, короткие, иногда провокационные. Часто они бывают адресованы конкретным лицам или группам лиц;
- дневник становится местом публикаций, такие дневники ведут до 40% литераторов, они используют дневники для размещения своих произведений;
- дневник как  концептуальный проект: автор, как правило, анонимен или виртуален. Произведением в этом случае является сам дневник, в целом;
- дневник как рекламный носитель: «хозяин» такого дневника часто дает ссылки на какие-нибудь сайты, или рассказывает о магазинах, заведениях, кинотеатрах и проч.;
- дневник как сообщество, или форум – когда дневник ведут члены сообщества, а не один автор [5].

Отдельная тема общения в Интернете – Киберсекс. С одной стороны, существуют исследования, доказывающие, что романтические и сексуальные отношения, возникающие в Интернете, ведут к супружеским конфликтам и разводу. С другой стороны, по мнению И. Кона, сексуальное общение в Сети может иметь позитивные эффекты, т.к. здесь возможны более открытые и индивидуализированные, чем в реальности, формы сексуального просвещения; существующие моделируемые конференции позволяют обмениваться сексуальным опытом; люди находят общих знакомых и проигрывают в общении с ними разнообразные сексуальные роли и ситуации, недоступные в реальной жизни [5].

Рекреационная деятельность в Сети
Рекреационная функция Интернета реализуется посредством осуществления в киберсреде разного рода игр. О массовости использования рекреационной среды Интернета свидетельствует статистика, приведенная М.С. Ивановым: в ходе анкетирования  учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ 80% респондентов сообщили о своем увлечении компьютерными играми, причем многие из них к 10-12 годам имеют «игровой опыт» 4-6 лет [4].
М.С. Иванов классифицирует игры по психологическим механизмам и последствиям для играющих (вообще описания и исследования сетевых игр, как правило, содержат оценки оказываемого ими воздействия на состояние и развитие игроков, особенно, когда речь идет об игроках детского и подросткового возраста):
1) ролевые компьютерные игры: игры с видом «из глаз» своего компьютерного героя; игры с видом извне на «своего» компьютерного героя; руководительские игры
2) неролевые компьютерные игры: логические игры (шахматы ит.д.), игры на быстроту реакции и сообразительность (Tetris, Arcanoid, Bomberman и т.п.), карточные игры (разного рода пасьянсы, покеры и т.п.), игры-имитаторы игровых автоматов, аркадные игры – разного рода «бегалки» и «стрелялки».

В. Гудимов указывает на то, что в игре создается внетелесная реальность с обратимым ходом событий, с определяемым противником, с готовыми Миссией и идентификационными установками, с готовым к использованию потенциалом действия – сочетание свойств, позволяющее говорить о специфической «игровой реальности». Геймер (игрок) «проигрывает» свою фантазию, проверяет ее на «жизнеспособность» в безопасной для тела виртуальной среде. В результате создается  виртуальный образ Я, который обладает сублимированной энергией материального Я.
Игровая матрица и психика игрока в соединении своем порождают циклическую фантазийную реальность, в которой персона игрока трансформируется в Героя посредством сосредоточения внимания на активных действиях по отношению к игровым персонажам и изменению репрезентативного кода.

 Возможное противопоставление в ролевых компьютерных играх  «Я виртуального» «Я реальному», которое М.С. Иванов называет «Эго-распадом», становится причиной формирования игровой зависимости, характеризуемой усилением дезадаптации и нарушениями в сфере психического состояния [5].

М. Сокольская (Сутула) указывает на отсутствие в ролевых играх правил, ограничивающих развитие сюжета, поэтому играющий субъект в лице своего персонажа как бы живет еще одной жизнью, приобретая дополнительный  психологический опыт, что приводит к гораздо более глубокой вживаемости в персонаж [5].

Е.Ю. Зубарев описывает специфику игр-квестов, сюжеты которых, по мнению автора, воспроизводят основные этапы жизненного цикла человека: призыв к путешествию; путешествию по «древу мира» (или по лабиринту) – поиски смысла жизни; трудные задачи и элементы состязания; драконоборство – борьба со злом; свадьба. Благодаря этому квесты организуют социальное познание, обеспечивая восприятие социальной информации, обучение социальным моделям поведения и познание социально-культурных норм, ценностей и идеалов. В игре задействована также сфера нравственных чувств, так как защита  добра от зла невозможна без нравственного выбора; ребенок не просто знакомится со сказкой и мифом, как при чтении книги и изучении в рамках уроков литературы, но проигрывает ее; при работе с психологом работа со сказкой становится разновидностью экзистенциональной терапии, то есть усвоения жизненно важных ценностей и моделей поведения. Таким образом, участие в квестах обеспечивает: а) скоординированное взаимодействие различных видов мышления – логического, наглядно-образного и наглядно-действенного; умение быстро принимать решение; б) взаимодействие различных сфер психики – эмоций, чувств, мышления; в) социальное познание и накопление опыта. Квесты открывают новые возможности для профессиональной коррекции таких эмоциональных и поведенческих искажений, как агрессивность, депрессия, замкнутость и страхи [5].

Помимо содержательного, социализирующим эффектом обладает и чисто организационный аспект сетевых игр: современные видеоигры на столько сложны, что для успеха в них необходимо, предварительно отыскав товарищей по игре и установив с ними контакт, обмениваться CD, способами решения задач, специальными журналами, военными хитростями и т.д. 
Далее будет рассмотрено влияние всех сфер деятельности пользователя в Интернете на личность самого пользователя.

Продолжение следует


Рецензии
Своевременная и правильная статья.
Интернет влияет на личность и в некоторых случаях вытягивает ее из депрессии - именно иллюзией нужности и заметности. Есть опасность заиграться, но если потребность большая - значит у человека проблема. Интернет, как суррогат общительности - лекарство для одиноких людей и приобретенный опыт несется в реал.

Люся Препинакова   27.05.2011 12:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Люся. Именно своевременность и заставила меня заняться этой работой. Опечатку исправила, благодарна вам, текст не маленький, и ошибку грамматическую не мудрено допустить. Интернет, он умница, он помогает нашей самореализации, это верно. Но все хорошо, что в меру.

Елена Зайцева Коревина   27.05.2011 12:33   Заявить о нарушении