Интернет и личность 3

1.3 Интернет и личность. Проблема Интернет-аддикции

Сквозными темами психологических исследований разного рода сетевой активности являются: психология Я в Интернете, проблемы идентичности и, конечно же, проблемы Интернет-зависимости.
Киберантропология рассматривает компьютер как отражение Я. По мнению многих авторов в Сети создаются принципиально новые возможности  для актуализации личности, в связи с чем выделяется отдельное направление – психология Я в Интернете [5].

Личность в Сети не только актуализируется, но и развивается, в связи с чем Л.О. Пережогин говорит о метаперсонифицирующей среде [7]. Некоторые авторы считают, что процесс преобразования личности в Интернете приобретает свойства активности, целенаправленности и произвольности. Сеть представляет субъекту возможность осмысления мотивационных ориентиров  собственной деятельности и свойствах идеального Я, в связи с чем, складываются условия осознания «составных частей» своей личности и приобретения навыков управления ими. Поэтому можно сказать, что множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей.

Другой важной темой психологической рефлексии является проблема идентичности в Сети, поскольку активность в киберсреде предполагает в качестве необходимого условия решения задачи самоопределение и поиска идентичности. Отработка и механизм ее развития, который предельно актуализируется в современных условиях. Если в середине 20 века считалось, что стойкая моноидентификация является необходимым условием  психического здоровья и жизненного успеха, то к концу стал очевидным адаптивный потенциал так называемого «протеического» стиля поведения. В этом смысле Интернет становится инкубатором личности, приспособленной к жизни в стохастическом, «текучем», стремительно меняющимся мире. Продуктом, выращиваемом в этом инкубаторе, становится виртуальная личность, обладающая виртуальной идентичностью, в связи с чем, появляется комплекс проблем, связанных с факторами, определяющими ее параметры, с соотношением виртуальной и «реальной» идентичности, в том числе, их возможным взаимным влиянием.

Согласно данным А. Жичкиной, влияние Интернет-коммуникации на идентичность пользователей исследуется в рамках двух направлений: исследование влияние Интернет-коммуникации на социальную идентичность пользователя и исследования причин  создания «виртуальных личностей». Автор выделяет две группы причин: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт  как некоторую самостоятельную ценность). В первом случае создание виртуальной личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Такая виртуальная личность может существовать как «для себя», осуществляя идеал Я, или,  наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других», с целью произвести определенное впечатление на окружающих. Во втором случае виртуальная личность создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта [3].

Проблема Интернет-аддикции
Без преувеличения можно сказать, что основным предметом психологических исследований, посвященным эффектам интернетизации, является формирующееся в условиях киберсреды новые виды зависимости, или Интернет-аддикции.
В литературе можно встретить утверждения о том, что по степени доминирующего в сознании стремления к уходу от реальности, Интернет-аддикция сопоставима с патологическим влечением при алкоголизме, наркомании, тяге к азартным играм и других нехимических аддикциях; при острот течении патология может проявляться полиморфным соматическими, вегетативными расстройствами, а также приводить к социальной дезадаптации.
Исследования Интернет-зависимости организуются, как правило, путем on-line опросов и исследования целевых групп. Применяемые диагностические средства соответствуют представлениям авторов о природе сетевой зависимости, которые становятся основой для разработки опросников и формирования тестовых батарей.

Согласно определению, данному K.S. Young, под Интернет-аддикцией предполагается понимать имеющиеся выраженные социальные, психологические и профессиональные последствия использования Интернета, длительность которого за неделю превышает 38 часов, а содержание не имеет отношения к учебе или работе. При этом у учащихся снижается успеваемость, у работающих страдает карьера, нарушаются супружеские отношения. Перечисленные проявления отсутствует у лиц, чье пребывание в Интернете не превышает 8 часов в неделю [8].

Однако более корректно, вслед за автором, говорить о том, что показателями наличия аддикции является не количество ежесуточных Интернет-часов, а сумма потерь во внесетевой жизни. К свидетельствам таких потерь можно отнести: сообщения об убийствах, самоубийствах, смертях из-за хронического недосыпания, побегах подростков из дому, бракоразводных процессах, осуждение родителей за неадекватный уход за детьми, эмоциональных расстройствах, вызванных потерей доступа к Интернету или содержанием полученных сообщений.

Четыре симптома Интернет-зависимости, перечисляемые K.S. Young, включают в себя:
- навязчивое желание проверить e-mail;
- постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
- жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;
- жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
И. Голдберг приводит более развернутую систему критериев; при наличии трех и более признаков из перечисленных можно констатировать Интернет-зависимость:
- в отсутствие сетевой деятельности проявление двух или более из следующих симптомов: психомоторное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете; фантазии или мечты об Интернете; произвольные или непроизвольные  движения пальцами, напоминающее печатание на клавиатуре. Использование Интернета приводит к исчезновению симптомов.
- Интернет часто используется в течение большего количества времени и чаще, чем было задумано.
- огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернета (покупку книг про Интернет, поиск новых браузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернете файлов).
- значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых редуцируются или прекращаются в связи с использование Интернета. Использование Интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные  (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные встречи, пренебрежение  профессиональными обязанностями или чувство оставленности значимыми другими).
- постоянное желание и безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернета [5].

M. H. Orzack делит симптомы на две группы:
Психологические признаки:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи  о своей деятельности ;
- проблемы с работой и учебой.
Физические симптомы:
- синдром карпального канала (туннельное поражение  нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приема пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройство сна, изменение режима сна [5].
Аддикция у детей диагностируется, если ребенок:
- большая часть внешкольного времени проводит за компьютером и видеоиграми;
- засыпает в школе;
- не выполняет заданий;
- получает отметки ниже, чем раньше;
- лжет по поводу использования компьютера или игр;
- компьютер или игры предпочитает общению с друзьями;
- прекращает посещать места общения со сверстниками;
- испытывает раздражение, когда не занят компьютером или игрой [там же].

K.S. Young предложен опросник, реализующий представления автора, русскоязычная версия его носит название «Тест Интернет-зависимости», он доступен на многих сайтах российского Интернета. Тест включает в себя следующие вопросы:
1) Вы используете Интернет, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения.
2) Вы не можете контролировать использование Интернета.
3) Вы чувствуете необходимость находиться в Интернете все дольше и дольше для того, чтобы достичь удовлетворения.
4) Каждый раз вы проводите в Интернете больше времени, чем планировали.
5) После излишней траты денег на оплату соединения вы на следующий день начинаете все сначала.
6) Вы обманываете членов семьи и друзей, скрывая сколько времени вы проводите в Интернете и степень вашей увлеченности им.
7) Вы чувствуете беспокойство или раздражение, когда вас отрывают от Интернета.
8) Вы думаете об Интернете, когда находитесь вне Сети.
9) Находясь в Сети, вы испытываете подавленность и беспокойство.
10) Вы рискуете лишиться важных взаимоотношений, потерять место работы или учебы из-за Интернета.
Если вы честно ответили «да» на 4 вопроса и ваше увлечение длится более года, вам необходима психологическая помощь [8].

Для подведения итогов по современному состоянию Интернет-аддикции воспользуемся тезисами А.Е. Войскунского:
1) Зависимость от Интернета, или Интернет-аддикция – реально существующий феномен, однако для того чтобы считать его заболеванием в настоящее время недостаточно клинических данных.
2) Если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием, то число пострадавших от нее будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. Расширение симптоматики удобно на данный момент специалистам  по психическому здоровью и исследователям этого феномена.
3) Ряд эффектов, считающихся проявлениями феномена зависимости от Интернета, предположительно могут получить альтернативное объяснение.
4) За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения. Зависимые от Интернета пользователи нуждаются в квалифицированной психотерапевтической помощи.
5) Феномен Интернет-аддикции постоянно видоизменяется вместе с развитием Интернета и заслуживает досконального изучения. Применяться должны и качественные, и количественные исследовательские методы [2].
Но пока решение проблемы переносится на будущее, хотя первые попытки уже есть, например, в Китае интернет-зависимых, подростков, в основном геймеров, уже изолируют в своего рода резервации под видом детского учреждения, в котором возвращают их из виртуального мира в реальный.

                Заключение

Глобальное влияние Интернета на современного человека – тема, волнующая многих.  Возможно, впервые в истории ребенок превосходит своих родителей. Такая смена компетенций приводит к тому, что учитель (и вообще взрослый) перестает играть роль носителя и транслятора культуры. Культура перестает быть вертикальной, так как доступ ко всем знаниям открыт одновременно, и функцией учителя становится дозировка и сортировка предоставляемых ученику знаний; авторитеты в горизонтальной культуре не играют значимой роли, и информация становится анонимной (это культура без ссылок на первоисточники).

Существенными представляются  и изменения в сфере общения. В Интернете формируется так называемая «легкая социальность»: особая форма отношения, которая ни к чему не обязывает и не имеет никаких последствий, что ведет к укреплению социального спокойствия.
К предпосылкам изменений в личностной сфере относят отсутствие привычных рамок для категоризации, что делает необходимым условием существования решения задачи самоопределения и поиска идентичности, а также возможность осмысления мотивационных ориентиров  собственной деятельности.
Длительная активность в Сети способствует развитию у человека определенных черт:
- «уход в себя», снижение социальной и физической активности;
- снижение зависимости от социума и рост нонконформизма;
- повышение способности к дифференциации;
- повышение рациональности в суждениях и поведении.
Как любая среда, предоставляющая человеку возможность совершать свободный выбор, Интернет, естественно, содержит реальные опасности, так называемые Интернет-аддикции, которые приобретают массовый характер, и которыми необходимо что-то делать, что именно покажет будущее.



               Список использованных источников и литературы

1. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное другими [Текст]/Интернет. 1999 № 16 с. 76-81.
2. Войскунский А.Е. Интернет – новая область психологических исследований [Текст]/ А.Е. Войскунский. – М: Издательство МГУ, 2001. – 122 с.
3. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Текст]/http//flogiston.ru/articles/helpsy.
4. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Текст]/ http//medicinform.net/cjmp/cjmp-psych17/htm.
5. Интернет – рождение новой реальности//www.library.by/potalus/modules/
6. Носик А. Разговорчики в сетях//http://follow.ru/ articles/112.
7. Пережогин Л.О. Интернет-аддикции в подростковой среде//www.rusmedserv.com/psychsex/
8. Young  K.S. Internet addiction: the emergence of a new clinical disorder. Toronto, Canada, 1996.


Рецензии
Интересная статья. С одной стороны - познавательная, с другой - предупреждение от злоупотребления... А главное - своевременная. Кстати, на эту тему есть у меня Шутка -прибаутка:). Спасибо. Всего доброго.
С Уважением...

Владимир Мигалев   27.05.2011 11:56     Заявить о нарушении
Прочту обязательно вашу шутку, Владимир.

Елена Зайцева Коревина   27.05.2011 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.