Молчальникам - Прозаровцам посвящается...

ВМЕСТО ПРОЛОГА
На этой неделе два очень интересных автора и не менее интересных человека закрыли свои страницы. Один из них объяснил свое решение так: "Меня в свое время не научили противостоять хамству в любом его проявлении: хоть в форме игнорирования моих рецензий под произведениями, хоть в виде ярлыков - "графоманская шелупонь" и прочее, хоть в постоянном  обсуждении моего творчества в самом негативном свете на своих и чужих страницах. Когда чувство человеческого достоинства объявляют "болезненным самолюбием" и "амбициозностью бездарности", ничего больше не остается, как уйти с этого сайта"... 


НЕТ ОТВЕТА БОЛЕЕ УНИЖАЮЩЕГО, ЧЕМ ПРЕЗРИТЕЛЬНОЕ МОЛЧАНИЕ.
                Мишель Монтень


Всем понятно, что писать рецензии на чужие произведения или нет – это сугубо ЛИЧНОЕ дело. Во-первых, сформулировать рецензию (в ее классическом понимании!) очень сложно и не каждый на это решается; во-вторых, многие сюда приходят, чтобы получить удовольствие от собственного творчества и от чтения чужих произведений, а не от написания отзывов и замечаний. Да и потом, мало толку от безликих с общими словами откликов («Класс!», «Вау!», «Новых удач!» и т.п.), которые вызывают непонимание: то ли они написаны рецензентом ради получения дополнительного балла; то ли – в банальном расчете на ответный визит.

А вот как быть, если читатель оставил вам свой ОТЗЫВ – неважно, положительный или отрицательный? Поделился впечатлениями от прочитанного? Может, даже дал какие-то конструктивные советы? Задал вопрос? Выразил собственную точку зрения? Одним словом – ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ОТВЕЧАТЬ на чужую рецензию?

Вот тогда и встает вопрос о Молчальниках на Проза.ру…
Сразу оговорюсь – речь в статье идет не о тех писателях, которые объективно очень редко посещают этот ресурс и физически не могут ответить всем. Достаточно взглянуть на дату последнего опубликованного произведения, чтобы сразу понять, насколько «активен» тот или иной прозаровец.

Безусловно, нет смысла говорить и об обязательности ответов на безликие рецензии типа: «Спасибо, понравилось!» или «Класс! Новых удач в творчестве!». Тут даже при самом богатом воображении сложно что-то ответить. Ну, не царапать же в ответ на «Спасибо!» свое «Спасибо!»? Или – что еще нелепее – на «Спасибо!» писать «Пожалуйста!». Хотя воспитаннный человек, безусловно, ответит и на такое внимание к своей странице.

Речь не идет и о тех, кто рассматривает Проза.ру только как возможность преподнести читающей публике свое творчество. Поэтому их позиция понятна – здесь не Сайт знакомств и не литературный Форум. Человек выставил свои рассказы и ему не интересно, что там о них думают: кто хочет - читайте, рецензируйте; не хотите – ступайте мимо. Это – ваше дело. И такая категория прозаровцев тоже права.

Правда, среди таких Молчальников иногда встречаются потрясающе плодовитые на скандалы и провокации авторы: на то, чтобы нацарапать «Спасибо!» на чью-то рецензию, времени у них совершенно не хватает, а вот на то, чтобы «взять след», найти себе жертву, вцепиться в нее мертвой хваткой, буквально терроризируя оскорбительными и уничижительными записками-отзывами – хватает не только времени, но еще и терпения, и желчи. Но это – тема другого разговора.

Хочется сказать пару слов о тех «активных» (!) прозаровцах, которые очень часто заглядывают на данный ресурс, выкладывают свои произведения, пробегают глазами оставленные им рецензии, иногда даже на десять отзывов бросят пару-тройку ответов. А что при этом чувствуют остальные, обойденные вниманием,  рецензенты? Думаю так: если человек пишет свои рецензии не просто ради лишнего балла в свою копилку, то ему, как минимум, должно стать досадно. Я уже не говорю о такой вещи, присущей большинству людей, как самолюбие и чувство собственного достоинства.

Рецензент, оставляя свой отзыв (повторюсь, если он пишет не из-за баллов и не в расчете на ответный визит), по логике вещей должен испытывать интерес к мнению автора на свои размышления. Смысл - что-то говорить в пустоту и тишину? Поэтому неудивительно, что в таких случаях возникает некоторое недоумение. Хотя бы только потому, что все мы прекрасно понимаем: там, за порогом Интернет-пространства, автор на приветствие «Здравствуйте!» отвечает взаимным «Здравствуйте!», а на доброе слово или поступок  он уже в далеком детстве приучен говорить «Спасибо!». Почему же в этом виртуальном мире он не продолжает придерживаться элементарных правил поведения?

Таких Молчальников, надо признаться, немного. По-крайней мере, мне дали не так уж много ссылок на них. Более того, даже известные писатели и поэты, чьи произведения можно встретить на Проза.ру, находят (!!!) почему-то время на то, чтобы поблагодарить своих читателей. Или, в случае исключительной занятости и нехватки времени, в резюме (или в Литературном Дневнике, или в первом произведении «вне сборников»)  оставить обращение к ним: «Дорогие мои читатели! Я по объективным причинам не смогу часто заходить сюда и физически не смогу отблагодарить всех, прошу на меня не обижаться». Да после такого жеста любой с открытым сердцем будет приходить и оставлять свои рецензии, не рассчитывая на ответное «Спасибо!». 

Говорят, еще лет десять назад, Проза.ру была настоящим прибежищем творческих людей. Здесь творили. Здесь соблюдали правила приличия. Здесь автор, заходя к себе на страничку, не забывал ответить «Спасибо!» читателям. Наконец, здесь и теоретически никто не мог даже представить, что когда-нибудь на страничках писателей и поэтов могут появиться комментарии с оскорбительными и унизительными репликами. Что талантливые, но очень ранимые, авторы, будут закрывать свои странички из-за чужого хамства. Что появятся «клоны», «тролли» и т.п., не имеющие отношения к собственно творчеству, но нашедшие для себя на просторах Проза.ру непаханую целину для упражнения в низкопробном остроумии, безнаказанной агрессии, тяги к скандалам. 

Еще не так давно люди приходили сюда, на Проза.ру творить, учиться у других, пробовать свои силы в разных жанрах. Независимо от возраста, социального происхождения, уровня таланта, прозаровцы обладали главным: внутренней культурой. И она не позволяла им жить по двойным стандартам: в реальной жизни оставаться вежливыми и воспитанными, а в виртуальном пространстве превращаться в спесивых невежд.

Хотя, собственно, о чем я? Ведь культура – она либо есть, либо ее нет. Ее  прививают мама с папой, а не случайные попутчики по жизни.

И высокомерное молчание в адрес «графоманской шелупони», оставившей свое мнение под вашим произведением,  или чья-та откровенная склочность на вашей странице - не такая уж большая проблема.

А вот когда с Проза.ру уходят хорошие авторы, не сумевшие устоять под натиском оголтелого и безнаказанного хамства, это уже совсем другое дело…


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!
Я ведь тоже молчу, когда мне не нравится чье-то произведение, под которым много хвалебных отзывов. В этом случае мое молчание - золото, которое не станет ложкой дегтя в бочку меда.
На критику авторы часто обижаются, поэтому проще "высокомерно" промолчать, не испортив им настроения.
И Вы совершенно правы, что не каждый в состоянии оставить конструктивный отзыв, способный чему-то научить, дать совет.
Покидать Прозу из-за негативных отзывов не стоит, так как ни один автор не может нравиться абсолютно всем. Однако на Прозе на всякий (даже графоманский) товар найдется свой купец.
И еще, если на мое произведение в течение длительного времени никто не написал никакого комментария, то, может быть, не читатели виноваты, а произведение слабое, и им просто нечего сказать, а обижать не хотят.

Игнатова Елена   02.06.2023 00:19     Заявить о нарушении
Уважаемые коллеги, извините за вклин. Если ваше произведение не вызывает зависть и злорадство, то вы плохой писатель. Когда отсутствуют похваляшки, можно задуматься.

Александр Голенко   02.06.2023 12:39   Заявить о нарушении
Извините, Александр, но кто же отважится заявить, что он написал слабое произведение? Так и будет считать, что ему просто завидуют. И похваляшки не всегда показатель хорошего произведения.

Игнатова Елена   02.06.2023 16:34   Заявить о нарушении
Вот и Вы, Елена, включились в эту игру. Я на сайте 15 лет и знаю о чём говорю. Мой принцип: если меня ругают, значит я на правильном пути. Мои произведения в инете воруют, это ли не признание автора? Я облегчил читателям это дело - опубликовал в формате fb2 в свободный доступ свои лучшие работы. По количеству скачанных работ на планшеты, смартфоны... могу судить. Поэтому местечковые комменты на Прозе меня не волнуют.

Александр Голенко   02.06.2023 16:53   Заявить о нарушении
Тогда зачем Вы об этом говорите?

Игнатова Елена   02.06.2023 17:48   Заявить о нарушении
Я о молчунах, но Вы развили тему.

Александр Голенко   02.06.2023 18:14   Заявить о нарушении
Уважаемые коллеги!
В этой заметке речь идет вовсе не об отсутствии комментариев, как таковых: писать или не писать отклики на чужие произведения - дело сугубо личное и это тоже подчеркнуто в моей заметке.

«Молчальники-прозаровцы» - это те, кто не отвечает на рецензии своих читателей.

Я не говорю о дежурно-вежливых «похваляшках» (в расчете на ответный визит и накручивание таким образом личных рейтингов).

Я писала о тех рецензиях, которые, действительно, являются откликом - сердца, души, ума, если хотите. Когда ваш читатель потратил время и свои эмоции (положительные или отрицательные, неважно), чтобы выразить вам, как автору, свои впечатления о прочитанном - молчать в ответ, как мне кажется, просто неприлично.

Вопрос на Прозе, кстати, до сих пор остаётся спорным: должен ли автор отвечать своим рецензентам? Сказать им хотя бы «спасибо»? Подискутировать или что-то объяснить?

А что касается наших местных хейтеров… Конечно, закрывать свою страницу из-за чьих-то упражнений в злобности и в желчности под твоими произведениями - это неправильно. Но, к сожалению, не у всех хватает душевных сил устоять под систематическими издевательствами со стороны непонятных личностей.

Кстати! Вы обращали когда-нибудь внимание, как на Прозе организуется травля авторов?

Создаются страницы под разными именами, владельцы которых ничего на Прозе не размещают, а занимаются исключительно написанием оскорбительных или просто недопустимо хамских отзывов. Причем дело порой доходит до смешного: однажды на странице одного из своих любимых авторов я увидела мерзкий отклик, который … никакого отношения к данному произведению не имел, так как отзыв был о повести, а у моего автора на странице было двустишие :)

То есть, сидит такой типчик, готовит заранее (!) кучу пакостных безликих откликов, а потом выкладывает их подряд на чужих страницах.

И если бы речь шла о критике, то тут вопросов нет: на публичном сайте мы должны быть готовы не только мед пить, но и дегтем иногда пачкаться. Но хейтеры занимаются сознательным унижением, оскорблением и пр. К творчеству их писанина отношения не имеет, об уровне талантов оскорбляемых ими авторов не говорит, о популярности чужих произведений не свидетельствует - этим энергетическим вампирам плевать и на уровень, и на популярность, и на творчество в целом!

Ольга Анцупова   05.06.2023 09:47   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Ольга!
Я действительно не знаю о том, как организуется травля кого-либо из авторов. Но делаю вывод, что этим занимается группа людей по какой-то причине. Чем может автор заставить ненавидеть себя с такой силой, чтобы его стали травить, не знаю. Даже если он кого-то покритиковал, что тут особенного? А какая еще может быть причина для организации травли? И почему нельзя заблокировать таких троллей?
Но я помню, какая-то женщина-автор жаловалась на другую, что та заходит на ее страницу, как к себе домой и хозяйничает там, удаляя произведения и комментарии к ним. А такое возможно?
Что касается ответов на оставленные автору комментарии. Мне несколько раз тоже не ответили. Но, вероятно, им мой отзыв не понравился. Так бывает. А бывает, что "спасибо" не сказали в ответ на оставленный мною добрый отзыв, но, возможно, автор умер или не заходит на свою страницу, отчаявшись ждать чей-нибудь отклик на свое творчество.
Если автору небезразлично, что о нем думают, он обязательно ответит.

Игнатова Елена   05.06.2023 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 80 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.