Ранн. дневн. 29 Старец Таврион. Поветкин. А. Блок

Ранний дневник 29  Старец Таврион. Володя Поветкин. А. Блок

23 ноября. В течение нескольких лет я жила в монастыре под Елгавой. Настоятель там был старец, архимандрит Таврион. Много было пережито мною страданий, огненный страх смерти длился несколько месяцев, я плакала, каясь в своих ошибках, училась молиться. Я боролась со своими дурными привычками. Отучала себя от чертыханья, сначала запретила себе внешне говорить это слово, потом внутренне. Я часто молилась в разных храмах. Дневники той поры полны покаяния и молитв.

25 декабря. Когда я ухожу от Натальи Львовны, она всегда крестит меня на дорогу.
 
У Арсения Александровича Тарковского отнялась рука. Господи, помоги ему.

29 декабря. Федя Дружинин сказал своей тёте, что Христос всегда рядом, что когда он играет на альте, то это его молитвы. Он сказал, что своей игрой хотел бы преображать людей, очищать их, возносить.

7 июля. Я приехала в Новгород, чтобы повидаться с Володей Поветкиным. Живу у его знакомой Эллы Тихоновой.

Володя очень красив, прям, светел. Он мало спит, сон его был нарушен в армии. Он носит берет, когда он его снимает, то делается таким красивым, что глаз не оторвать. Он весь в себе. Иногда в нём мелькает детское. Я чувствую в нём чистоту и покой. Он молчалив, но не гнетуще. В нём нет суеты. У него прекрасное иконописное лицо древнего русского князя. Он полон созерцанья. Меня он редко о чём-нибудь спрашивает.

Из дерева он режет невероятной красоты тарелки, ложки, у него изысканный вкус, в куске дерева он уже видит своё будущее творение. Я любуюсь его красотой внешней, подозреваю большую красоту внутреннюю, чувствую в нём одухотворённость, но он далёк от меня. Он познакомил меня с семьёй своего друга Владимира Гребенникова, он тоже художник, очень энергичный человек, у него большая семья, чудесная жена Света, четверо детей.

Володя Поветкин часто провожает меня от Гребенниковых к Элле.

19 июля. Володя Поветкин показал мне свои блокноты. Я глубоко уважаю данные ему дары. Он музыкален, в детстве слышал в себе внутреннюю музыку, он хорошо рисует, он резчик по дереву, из жести делает солнышки и дарит их многим людям, он пишет былины. Он опять подарил мне много подарков. Он был детски светел сегодня. Он рассказывал мне сказку о старике, который ходил за солнцем,  о разных правителях, о людях, не знающих солнце. Простились мы быстро и просто. Володя ушёл, не оглядываясь.

12 августа. Александр Блок носит имя святого Александра Невского. Перед смертью Блок часто говорил: «Прости меня, Боже». Умирал он мучительно, кричал от боли. После смерти над ним писательница Надежда Павлович всю ночь читала псалтырь.  Лицо его изменилось. Суровое и грозное сначала, к утру оно стало более спокойным и кротким. Он перед смертью Надежде Павлович подарил святоотеческую книгу «Добротолюбие». На полях книги рукой Блока есть записи: «Знаю, всё знаю...  Этот демон печали нужен поэтам...». Много мыслей в книге подчёркнуто его рукой.

26 сентября. Ко мне во сне пришли в класс, где я преподаю фортепьяно, Любовь Дмитриевна Менделеева и Александр Блок. Они вошли в класс и поздоровались со мной. Голос его мягок. Похож интонациями на голос Феди Дружинина, у неё голос низкий, грудной, тяжёлый. Я ощутила перед ними своё недостоинство. Они разговаривали друг с другом о своих делах.

29 сентября. Не оторваться от Блока. Я читаю его письма. Я люблю его теперь иной любовью. Я чувствую его душу рядом с собой. Я разговариваю с ним. До опьянения умственного я читаю его мысли, наблюдаю перемены в нём.

9 октября. Иногда открывается небо. Духовное касается души, я чувствую разных святых, некоторых умерших людей — Пушкина, Блока, Марину Цветаеву, свою бабушку Лидию Волынскую.

Когда в сердце приходит Бог, душа делается новой, чистой, благодарной Ему, изумлённой от любви и благости Его. Но моя любовь к Богу печальна. Я спросила об этом священника, ответ был таков - от моего несовершенства это происходит.

12 ноября. "Пушкин обладал столь глубоким образованием, что казалось жил во все века человечества». (Аким Волынский)

19 ноября. Мой друг Одик читает Евангелие. Однажды он хотел обратиться за помощью к Божией Матери, он услышал голос: «Ты готов обратиться, достоин ли ты,  отказался ли ты от скверны?» Он ответил: «Не готов». Фигура в тёмном,  предстоявшая ему, стала явно сатанинской, дико захохотала и исчезла. Это была женщина. Странно.

22 ноября. То, что во мне есть высшего — безмолвное, глубокое существо вне пола и возраста — предано во власть Христу.

24 ноября. Непонятное и  страшное в Блоке. Страдальцем он был оттого, что был очень страстным. Его смятенное лицо на некоторых фотографиях. Я хочу понять его сущность. Откровенность его стихов. В ранних его стихах наблюдается противоречие — молитвеность и богоборчество. В его лице неподвижность, величие, «не от мира сего».

25 ноября. В душе моей высоко-высоко, на небе души живут Бог, Божия Матерь и святые. Иногда, когда я молюсь и плачу, душа летит в эту высь, как луч проходит путь до неба и ищет тех, к кому обращается. Обнажённость всякого слова и дела пред лицом Бога иногда меня пугает.

Фотография Володи Поветкина.


Рецензии
Хм.. Нет - нет, молитвенность и богоборчество, совсем не являются чем то противоречивым. Напротив, мне зачастую думается, что именно богоборчество является источником искренней молитвы.
Арх. Таврион.. Не служил ли он в нулевых в Псково-Печерском монастыре? Впрочем, это не важно..
Ваши дневники - это настоящее сокровище.. Постараюсь помнить об этом и прикасаться к нему почаще..

Алекс Разумов   05.03.2023 23:53     Заявить о нарушении
Алекс, спасибо за понимание.

Старец Таврион Ботозский с 13 лет стремился к монашеской жизни. Он прошёл Гулаг, там было так трудно, что он попросил у Бога облегченияи, его назначили работать художником, стало легче.

Я по совету своего духовника поехала в Латвию, под Елгаву, там отец Таврион был настоятелем женской обители, я выполняла все послушания и была не в этом мире, молчала, глаз ни на кого не поднимала. Пела в импровизированном хоре, руководил певчими отец Таврион. Я читала Шестопсалмие по благословению старца, он меня вылечил от болезни, утром и вечером проповедовал. Лицо у него светлое, трудился он весь день, говорил богомольцам, что мы не умеем исповедоваться, отмаливал нас в алтаре. Каждое лето я ездила в эту пустыньку. Два раза я ездила на его могилу, благодать Божия на ней ощутима.

Галина Ларская   06.03.2023 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.