Бог животных

В пятницу парламент Грузии принял  резолюцию о признании
геноцида черкесов в Грузии властями Российской империи
во время Кавказской войны.

21/05/2011

BBC.com


БОГ ЖИВОТНЫХ

В том, что бандиты честнее правительств, а животные добрее людей, состоит самый большой парадокс нашего времени. 

Человек рождается великим, беспощадным и свободным. Но с годами теряется величие и остается только зависть.

Я выросла во дворе, который кишел разнообразным зверьем, спавшем и евшем где попало. Куры, черепахи, ежики, мышки, птицы.

Меня вырастила кошка, в мою жизнь пришла собака, когда та была похожа не беспроглядный тупик.

Звери, в отличие от людей, всегда занимались своим делом. 

Я никого кроме себя не взвешиваю на весах. Просто пытаюсь каждый день быть лучше.

То, кем я была вчера – меня больше не касается.

Мне не стыдно и уже не больно.

Амыш приносил воду и сено лошадям, помогал овчаркам пасти стада, знал имена всех коров в округе и утро, когда должен был родиться жеребенок.

Ни один дух не опаснее человека.

Однажды мама решила поехать в поселок Аибга. Туда добирались автостопом от Сочи на разных тягачах, так как поселок был на самой верхатуре реки Псоу. В нем жили глухие местные жители, рыжие и не похожие ни на армян, ни на грузинов, и бегали общие свиньи. У них был один трактор и одно радио. Они говорили на странном языке. У меня было чувство, что я попала на съемки фильма. Всего в нескольких десятках километров был гремящий машинами и модными барышнями курортный город, а над ним – такая этнография. Мама витала в медитациях, а мы сеяли кукурузу в окружении гор, ели салат из травы и купались в горной речке. Кто бы знал, что я к ним, к этим людям в черном, вернусь через двадцать лет.

В одной исторической книжке я прочитала, что казаки - это коренная национальность Кавказа, в другой, что черкесы приплыли в Анапу из арабского халифата в 14 веке и далее расселились по берегу моря.

Я была счастлива, что не историк.

Орнамент на абхазо-адыгских коврах часто изображал богиню-роженицу, праобраз северной Макоши. Это был древнейший символ человечества со времен матриархата.

Боги Кавказа спят. Из глаза закрыты.

Что будет, когда они проснуться?

Они не строили городов, не изобретали порох, не громоздили университетов. Они пасли овец, охотились на оленей, варили сыр и поддерживали огонь в очаге. Их женщины славились гордостью и изяществом. Мужчины отвагой и грацией. Они не знали ожирения, забвения и отсутствия смысла жизни. Они существовали в согласии с природой.

Сегодня я весь день была кем-то. Шла и понимала, что я не здесь. Что мне
срочно нужно в другое место.

У меня было простое имя, Варенька, на мне было хлопковое платье с прорубленной ришелье оборкой и пуговицами по спине, обшитыми тканью. На мне не было косметики, потому что это считалось пошло, волосы двумя натуральными волнами  спускались по плечам, на руке маленькие часики на тонком кожаном ремешке и небольшая белая сумка с металлической застежкой. Набережная моря, вокруг дышали олеандры и дельфиниум. Это был такой курортно-идиллический пейзаж из 1964 года. Варенька была молодым ученым, изучала литературу народов мира и приехала в черноморский пансионат отдыхать. Рядом с ней шел молодой абхазский писатель в легкий брюках и парусиновых туфлях, они о чем-то говорили, обязательно серьезном и научном. О литературе, о будущем. А потом они нашли кафе, так как на это теплое долгое место опускались сумерки, и заказали «Советское Шампанское». Конечно же, он произносил интеллектуальные тосты о том, как много нужно сделать, сколько замечательных книжек написать, и обязательно для детей. Чайки бродили по пляжу, море красило горизонт в розово-желтый цвет. Варенька смотрела на молодого писателя и понимала, что, несмотря на то, что они такие разные, он умен и близок по духу. А абхазский писатель как-то нежно впитывал в себя все: горы, сосны, закат и запах водорослей и знал, что в жизни Варенька ему просто необходима. И эта данность давала легкость и новую болезненность.

Однажды я видела передачу о горе Афон и старец-монах сказал: «Вы сейчас не понимаете, почему все так произошло, почему был Советский Союз, его падение, революция, вы поймете причину позже».

Мне хотелось, чтобы быстрее наступило это «позже». 

Я не помню Союза, лишь его развал, но мне о нем много рассказывали, хорошего и плохого, и по той стране я скучаю. Даже не по стране, а по общему духу строительства чего-то справедливого и прогрессивного.

Я живу в Италии. Я жила во многих странах мира. И везде знала, что живу  в прошлом. Мы вернулись от идей к потреблению, но, к сожалению, это не приносит внутренней полноты. Человек меняет  марки, женщин, он покупает детям дорогие игрушки, но от этого «вискас» не становится вкуснее. И он бедный бежит, а догнать не может. И даже не знает что.

Люди будущего - это люди идеалов, скромности и культурной самобытности. Именно поэтому я скучала по Советскому Союзу. По искусственно созданному миру, в котором жили разные народы и было неизвестным модное слово «ассимиляция». Пусть этот мир был построен на костях, но даже глоток, десятилетие бытия другими никогда не насытит пустоту современности.

Я считала любовь высочайшей мудростью. У меня жили кот и собака. Они любили безусловно, не за еду, а просто так.  Умерли бы от голода, но любили. Неужели высочайшая мудрость дана животным, а не людям?

Я все время искала исток. Я придумывала своей тоске разные причины – от пробки в ванной до неправильного пляжа.

А потом я спросила себя:

- На месте Вареньки, ты была бы счастливой?.

- Да.

- Почему?

- Они были другие.

- Какие?

- Сумасшедшие. Идеалистичные. Они жили не для себя, а во имя чего-то светлого, важного для других, следующих.

«У них была Родина?». «Да». «Идеалы?». «Да». «Бессмертие?». «Да».

Амыш был богом крупного рогатого скота, а также всех лесных зверей. Мне он представлялся таким мохнатым дядькой с посохом и милейшими голубыми глазами.

А еще коровой с лицом человека.

Большой собакой, упирающейся в небо.

И бесконечным облаком.

Моя тоска встретила свое Имя.


Рецензии