ШИФР, детский рассказ

Сергей ВАСИЛЬ Донской

ШИФР

Рассказ

Петька сидел за столом и усердно выводил в тетради заголовок «Домашнее задани…». В это время зазвонил телефон. Петька бросил ручку на стол и отправился в соседнюю комнату к аппарату. Он вяло поднял трубку.
Звонил его друг и одноклассник Колька. Голос его был взволнован.
- Чем занимаешься?
- Уроки делаю, - уныло ответил Петька, теребя кончик носа.
- Оставь! Я тут такое придумал!.. Быстро выходи!
- Что придумал? – Петька оживился и оставил свой нос в покое.
- Шифр! – возбужденно заявил Колька. – Вот что!
- Ши-ифр! – Петька даже шею вытянул. – Ничего себе!
- Да, шифр! Быстро выходи! Обалдеешь!.. – выпалил Колька и бросил трубку.
Петька заскакал по квартире, переодеваясь. Он забежал на кухню и схватил из вазы печенье. Засунув печенье в рот, он бросился в прихожую, быстро надел куртку и снова вернулся на кухню. Загрузив печеньем карман, Петька без промедленья выскочил из квартиры.
Колька уже был во дворе. Он ходил вокруг дворовой скамейки, заложив руки за спину, смотрел куда-то вверх и загадочно шевелил губами.
- Ну, что? – подскочил к нему Петька.
Колька торжественно посмотрел на Петьку.
- Шифр – вот что! – он указал другу на скамейку. – Садись. Что жуёшь?
- Печенье. – Петька достал из кармана горсть. - Будешь?
- Да. Мне сейчас надо для питания мозгов – я думаю!.. – Колька взял несколько штук и отправил их к себе в рот все сразу. Прожевав печенье, Колька, наконец, подсел к Петьке и посмотрел на него хитрыми глазами.
- Вот как зашифровать слова «дерево зелёное»?
- Как? – напрягся Петька.
- Зелево дерёное – вот как! – радостно выдал Колька.
- Зелево дерёное?!. – с удивлением повторил Петька.
- А «небо голубое»? – Колька восторженно указал пальцем вверх и, не дожидаясь ответа, так же восторженно произнес. -  Голо небубое!
- Ничего себе!.. – отшатнулся от него Петька. – А как это?
- Как?! – Колька оглянулся вокруг и перешёл на шёпот. – Первые три буквы каждого слова мы меняем местами! Три первые буквы второго слова ставим вместо трёх первых букв первого слова, а три первые буквы первого слова ставим вместо трёх первых букв второго слова!.. Понял?
- Круто! – оценил Петька.
- А ты думал!.. Шифр! Никто не догадается! – Колька расправил грудь и победно огляделся.
- А ну-ка, я попробую, - сказал Петька и тоже уставился в небо.
Колька вскочил со скамейки и замер перед Петькой в ожидающей позе.
Петька, почти так же, как Колька минутами раньше, беззвучно зашевелил губами и всецело погрузился в шифровку. Наконец, он повеселел и обратился к другу.
- Ну, вот, слушай! Картошка варёная - вартошка карёная!  Котлета куриная – курлета котиная! Хлеб бородинский – борб хлеодинский!..
- Ты что – не обедал? – спросил Колька.
- Почему?.. Обедал, – Не уловил иронии Петька. – Слушай дальше! Собака гавкучая - гавака собкучая!..
- Молодец! – перебил его Колька. – Разобрался! А теперь, давай, я тебе буду говорить, а ты шифровать.
- Давай, - согласился Петька.
Весь вечер они тренировались в шифровке. То Колька придумывал слова, а Петька шифровал, то наоборот. Расстались поздно и договорились, что дома понапридумывают ещё и принесут в школу.
Утром в классе Петька достал из ранца целых две тетрадных страницы с приготовленными к шифровке словами. Колька в ответ показал ему наполовину исписанную тетрадь.
- Вот как нужно работать! – гордо сказал он, но вчитаться в написанное Петьке не дал. – Я тебе на уроке буду записки посылать со словами, чтоб ты шифровал. А ты – мне!
Так и договорились.
Колька и Петька сидели в классе за соседними столами через проход друг от друга. Сидеть за одним столом им строго-настрого запретили уже давно, чтобы не мешали друг другу и одноклассникам получать знания.
Первым уроком была литература. Учитель размеренно рассказывал о Пушкине и долго терпел их шёпот, смешки и шуршание передаваемых записок. Наконец, он не выдержал и, улучив момент, застукал их обоих сразу за напряжённой работой по шифровке. Забрав у Кольки и Петьки записки, учитель внимательно ознакомился с тем, что в них написано, а потом решил зачитать вслух.
- Так, - обратился он к классу. – Послушайте-ка, что пишет Белов Сосницкому в то время, как мы изучаем творчество великого русского поэта!.. Это весьма интересно! Шарка ручиковая, резлук кабиновый, куро яйциное…
По классу прокатился смешок.
- А Сосницкий ему отвечает… - продолжил учитель чтение. – Вонёл козючий, драка кошная, мочух лопёный…
Все ребята в классе  захохотали, а девчонки зафыркали. Конечно, девчонки зафыркали вовсе не оттого, что поняли смысл, а всего лишь от явной неблагозвучности услышанного.
Колька насупился и уставился взглядом в стол. Петьке стало обидно за друга, и он не выдержал.
- Да это же шифр! – Петька даже привстал чуть-чуть.
- Ну, это понятно. – сказал учитель. – Нет никакого сомнения, что это сложнейший шифр. А скажите мне, дорогие мои, что на сегодня было задано? Сосницкий?!.
Колька встал и, всё ещё глядя в стол, тихо произнёс:
- Стихотворение Пушкина…
- Выучил? – спросил учитель. – Расскажешь?
Колька молчал.
Тогда учитель обратился к Петьке:
- Ну, что, Белов, наверное, ты нам прочтёшь? За двоих!
Петька встал и тоже опустил голову.
- Понятно, - сказал учитель. – А шифр кто придумал, если не секрет?
Колька решил, что он не должен подводить друга, а должен отвечать за всё сам, один.
- Я, - тихо, но твёрдо сказал он.
- Так-так, - покачал головой учитель и пошёл за свой стол. – Садитесь оба.
Колька и Петька сели. По классу распространился лёгкий шумок.
Учитель раскрыл журнал и взял ручку.
- Не скрою, - сказал он, обращаясь уже ко всему классу, - такие упражнения с перестановкой букв в словах полезны для ума. Они тренируют память. Но сегодня Белов и Сосницкий, к сожалению, получают оценки за невыученное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. А чтобы им было понятней, я оглашу их в таком же зашифрованном виде.
Колька и Петька насторожились. И все ученики затихли в ожидании.
- Итак, Белову - минница с едиусом, - объявил учитель, - а изобретателю шифра Сосницкому - плюйка с двосом.
Колька и Петька переглянулись.
Они сразу расшифровали свои оценки.


Ростов-на-Дону,
Май 2006 г.
Copyright © Сергей ВАСИЛЬ (Донской) Кивенко, Ростов-на-Дону, Россия


Рецензии