Папуасы

Мы были как папуасы: за любое нечто яркое и импортное можно было получить все, что угодно. Импортное мыло, бутылки, пачки от сигарет – все это коллекционировали, любовно хранили в сервантах на видном месте. Кусок индийского мыла был нормальным подарком. У цыганок покупались полиэтиленовые пакеты «Монтана» за 5 рублей, с ними ходили гордо, как с модной сумкой. Заношенный, облезлый такой пакет вызывал уважение почти как потертые джинсы. Рисунок стирался почти полностью, но сам пакет хранил свой импортный дух, и носить его было не зазорно!
Мне до сих пор немного жаль варить красивые макароны. В те времена не поднялась бы рука испортить такую красоту – их раздарили бы на сувениры, и все эти бантики, спиральки, ракушечки лежали бы в сервантах в хрустальных салатницах.
Принято же было гордо хранить на кухне, на специальной полочке пустые пивные банки и пачки от импортных сигарет.
Я думаю, что киндер-сюрприз тогда можно было подарить серьезному человеку на юбилей – и он имел бы больший успех, чем армянский коньяк. Плохо было с сюрпризами, яркими обертками.
Конечно же, я говорю о людях своего круга. Те, кто имел доступ к импортной шелухе, были особой кастой. Их рассказы о загранице имели в обществе неизменный успех, но и статус сказки: все это очень интересно, но…
Зато весь импорт был высшего качества: французская косметика и духи, немецкие колготки с зубодробительным названием «вайструмпхозе», австрийская и итальянская обувь, чьи-то там дубленки (у меня дубленки не было, поэтому не помню), американские джинсы. Когда правительство попыталось заткнуть «джинсовую дыру» индийским товаром, мы сразу поняли, что это не джинсы, а говно, настоящими могут быть только американские джинсы. Джинсы покупались какие придется (в смысле размера) и разнашивались или ушивались. Мои первые джинсы Wrangler были мне безбожно малы. Застегнуть их я могла с большим трудом и только лежа, при помощи ножниц, воткнутых в ушко бегунка молнии, а упаковавшись, встать я сама не могла, т.к. не гнулась в поясе. Надевание джинсов – это был процесс! В них можно было только стоять или лежать, и на лекциях я полулежала. Но джинсы постепенно растянулись (или моя фигура приняла форму джинсов), а молния выдерживала все издевательства в течение двух лет! Джинсы благородно терлись, я гордилась: сбылась мечта юности. Кстати, стирать «классические» (не вареные) джинсы нужно было примерно раз в год и со всякими ухищрениями.
Мы все очень хотели быть модными и делали для этого все, что могли, например, модный серый лак для ногтей изготавливался посредством подмешивания в лак обычный мелко накрошенного лезвием грифеля простого карандаша. Колготки в черный цвет мы тоже умели перекрашивать. Этот процесс стоит отдельного рассказа. Покупаются обычные колготки жуткого «телесного» цвета. Варятся с двадцатью таблетками активированного угля до полного обесцвечивания. Потом катушка черных ниток разрезается лезвием вдоль, сама катушка выбрасывается. Здесь важно было угадать, из какого цвета сей черный состоит (из фиолетового, зеленого или все же чисто черный), но мы уже знали, какие именно нитки дадут нужный результат и не заставят вспомнить краску «Титаник». Эти нитки варятся с колготками полчаса-час, пока нитки не поблекнут, а колготки не прокрасятся. Колготки нужно «ворошить», чтобы не было пятен.
Современные красавицы, со всем вашим фитнесом, салонами красоты и т.д. снились ли вам такие муки? Шили ли вы себе сарафаны-сафари из мебельного вельвета? А рубашечки в клеточку из старых папиных ковбоек? А варили ли простыни, завязанные узлами в разных красках? Доставали ли вы у спекулянток отрезы модной ткани «мокрый трикотин» и выркаивали-таки из него не то, что получается, а то, что хочется сшить? А обметывали ли все швы вручную? Вы живете на всем готовом, поэтому радость та вам недоступна!
Потом настала пора первых выпусков журнала «Бурда-моден».
Как мы смеялись над рецептами: «Возьмите 100 г сыра «Пармезан» или сухого «Рокфора»…» «Давайте!» - говорили мы!
Из чего все это шить, или вязать, или готовить?!
Я делала букеты из чего попало: из всякой травы, лопушков и сорняков, безжалостно обрезая «метровые» розы для изящного букета, обрамляла их накрахмаленным тюлем и дефицитным фатином. Но на обеих моих свадьбах букеты невесты были предметом моей гордости и зависти других невест!
Я делала торты по рецептам «Бурды», заменяя недостающие ингредиенты и экзотические фрукты на что могла (например, на черную и белую шелковицу и крыжовник). На моих тортах порхали бабочки, алели сердца, политые почти что моими потом и кровью – торт готовился часов до трех ночи (не застывал советский желатин, крем взбивался вручную, глазурь варилась на пару в двух кастрюльках…). Сейчас всего вдоволь, но букеты и торты можно в любое время суток купить.
Мы утратили радость простой жизни и «добывания» желанного.  Так папуасы, пораженные богатствами белых людей быстро спивались и теряли интерес к жизни, получив к ним доступ.
Я помню всеобщее разочарование, когда поток импорта хлынул в страну. Оказалось, что Голливудское кино – фуфло, потому что наши, если захотят, снимут такое, что в Америке будут показывать только в закрытых залах. Как смешны страдания Сталлоне в американской тюрьме! А на лесоповал не хочешь? А в пресс-хату? Как говорил мой дед: «В плуг его, собачью душу!»
Прежняя французская косметика и парфюмерии нам просто не по карману, а банальный L`Oreal  - отдыхает, да и делают теперь все это где попало. А Польша, ГДР, Югославия?! Что, что мы покупали, стоя в громадных очередях в Москве в магазины «Ванда», «Лейпциг», «Белград» и т.д.?!! Где вся эта роскошь? Где бюстгальтеры «Анжелика» (я купила себе 0 размер, потому, что без очереди, а за другими размерами стоять нужно было два часа, потом сделала в него вставки и носила два года!!!) Все это было миражом, сном голодного о ресторане – а пришел: котлеты подгорели, салат хрен знает из чего и водка теплая.
И пожалуй, единственное, чего я не могу простить социализму – это тампоны! Их изобрели в 1937 году. А наши женщины еще в 80-х рвали старые простыни и прикалывали их к трусам булавкой! Мать вашу…


Рецензии