Париж. Фонтенбло. Замок вечной стройки
Поездку в этот замечательный замок я ждала с большим нетерпением. Целых 800 лет этот огромный замок, окруженный богатыми дичью лесами, был семейным, домашним домом французских королей. Это не Версаль и не Лувр, здесь не было официальщины, в Фонтенбло короли укрывались от дворцовой суеты в сезон охоты.
Архитектура дворца все время менялась, как и перестраивались и декорировались внутренние покои в зависимости от эпохи. Фонтенбло постоянно расширялся. Правители добавляли пристройки и флигели, начисто сносили то или иное крыло дворца, и тд и сегодня порой кажется, что мы видим не один единый замок, а множество разных замков в одном месте.
Первая средневековая крепость в этом районе появилась в 12-ом веке, когда правил Людовик 8, прозванный Людовик Святой. В 1259 году этот король построил больничный монастырь.
Родился и умер в этом замке Филипп Красивый. Его жизнь хорошо описана Морисом Дрюоном в одном из романов серии Проклятые короли.
В 15 –ом веке замок расширила и украсила королева Изабелла Баварская.
В начале 16-го века Франциск 1 сильно привязался к этому месту и решил отстроить новый замок на средневековом фундаменте, оставив только донжон – квадратную башню, которая сохранилась в глубине овального двора. Так как до этого король побывал в Италии и впечатлился архитектурой этой страны, он построил со стороны леса Золотые ворота, с лоджиями и окнами в новом стиле, и треугольными фронтонами. Дальше во дворе была выстроена величественная лестница, которая получила название Портик Селио и чуть позже была пристроена к фасаду.
Пока шла стройка вокруг Овального двора, Франциск первый стал посещать церковь Тринирариев, так как средневековая часовня замка Фонтенбо начала быстро приходить в упадок. Для того, чтобы удобно было ходить в церковь, король начал строительство галереи, которая соединяла башню донжон с часовней.
В башне король разместил свою спальню. А на первом этаже находились роскошные ванные комнаты, выполненные в античном стиле, в этих же помещениях король держал свою коллекцию, тут же висела картина Джаконда.
Так как король был влюблен во все итальянское, отделку второго этажа он поручил большому поклоннику Микеланджело, флорентийцу Джованни Баптисто ди Якопо, который и создал уникальный пышный декор, смешав низкие резные панели, украшения из мрамора и фрески. Этот итальянец работал над декором 6 лет. Ему помогал другой итальянец Приматиччо из Болоньи. Два итальянца не ужились в одной бочке и вскоре начали соперничать.
Работа Приматиччо была названа Первая школа Фонтенбло.
В 1540 годах Франциск 1 скупает земли у монастыря Триниратиев и возводит новые здания вокруг первого квадратного двора.
Начинается украшения мест для прогулок и отдыха – в сосновом лесу устанавливается грот и декоративные строения. Сейчас от грота остались только атланты. Другой сад был разбит на север.
После смерти короля, его сын, Генрих 2 продолжал достраивать замок. Архитектором стал протеже его фаворитки Дианы де Пуатье – Фелибер Делорм. После смерти Генриха 2, его вдова Екатерина Медичи возвращает в Фонтенбло своего любимого итальянца Приматиччо и вновь начинаются перестройки и переделки- Крыло Красивого Камина возникает как раз в это время.
В то время во Франции начинаются религиозные волнения, и чтобы защитить от них одного из своих сыновей Екатерина Медичи приказывает вырыть вокруг замка ров, и в то же время, для примирения враждующих группировок в Фонтенбло устраиваются роскошные приемы.
Затем пришел период Генриха 4, конец религиозных распрей и новая волна строительства. Строения Овального двора были увеличены в 2 раза, появились новые залы и строения.
С востока двор был закрыт триумфальными воротами, которые после крещения сына Генриха 4 – будущего Людовика 13 и его сестер, стали называться Воротами крещения. Это произошло в 1606 году.
Внутри Фонтенбло работали два знаменитых художника- Амбруаз Дюбуа и Туссен Дюбрей – они и создали Вторую школу Фонтенбло.
На месте бывшей часовни Тринитариев была построена новая. Ее украшал фресками еще один итальянец – поклонник Микеланджело – Мартен Фремине. А Матье Жак выполнил мраморный барельеф короля, который и сегодня находится на том же месте – над Красивым Камином.
Сады вокруг замка так же переделывались и улучшались – появились знаменитые сади Дианы. Частный сад королевы был обнесен кирпично-каменным павильоном. В саду располагался фонтан с бронзовой фигурой Дианы-охотницы. Королева Мария Медичи в непогоду любила любоваться этим местом из окна.
В это же время в пруд с южной стороны заселяют карпов. Генриху 4 подарил 60 рыб Шарль Лотарингский. И до сих пор в этом пруду живут просто огроменные карпы. Их никто не ловит и размеры этих рыбок впечатляют. К тому же туристы их постоянно кормят. Генрих 4 вырыл километровый канал, переделал сад Короля, украсил его фонтанами и бассейнами.
А вот Людовик 13 не отличался страстью к отстройке Фонтенбло. Он лишь построил заново разрушенную лестницу в виде подковы. Но после смерти этого короля, его вдова Анна Австрийская перестает экономить на строительстве и отделке, берется за улучшение интерьера и появляется роскошное Крыло Вдовствующих Королев, которое выходит во двор Фонтана. А на дворе уже стояла первая половина 17-го века.
Людовик 14 – тот самый Король Солнце, этот человек прожил в Фонтенбло дольше всех королей Франции, но это не говорит о том, что он много чего там перестраивал или переделывал. Людовик 14 строил свою мечту – Версаль, а здесь же он разрушил Ванные апартаменты Франциска 1 и создал крыло, которое дублировало на востоке галереи Дианы и Оленей. Снаружи был перепланирован Большой Партер. Декоративные кусты вокруг него, которые требовали особого, кропотливого ухода, исчезли уже к концу века. Сад у пруда был разрушен, а посредине водоемы был возведен восьмиугольный павильон.
Людовик 15 . Под его руководством сильно изменился внешний вид замка. Нужны были новые помещения для придворных, и было пристроено новое крыло – Двор Принцев, сносились старые помещения и возводились новые в течение долгого времени.
Был разобран Красивый Камин, давший название всему крылу, и в этом зале устроили зал для спектаклей. Внутри замка для упрощения передвижения были внесены многие улучшения.
На экскурсии мне как раз думалось о том – столько дверей столько залов и переходов и телефонов то не было, как они находили друг друга, особенно в огромном Лувре.
Но когда смотришь на план замка Фонтенбло, он кажется не меньше. Столько всего понастроено за века истории.
Была уничтожена великолепная спальня графини д”Этамп, украшенная фресками и орнаментами, работы Приматиччо, вместо нее сделали лестницу.
На первом этаже Овального двора, как и в Версале, Людовик 14 обустроил Частные апартаменты.
Людовику 16-му стало тесно во всем этом просторе. С 1785 года он вдвое расширил галерею Франциска 1. Король увеличил свои Малые апартаменты на 1 этаже и официальные апартаменты на втором. А его жена Мария Антуанетта обновила убранство. А потом ее казнили на гильотине.
Как я уже говорила, я не люблю историю Франции времен террора и бесконечных революций. Не хочу помнить те даты, события и имена. Даже ребенку разрешала фотать на Айфон и списывать всю эту муть на уроках истории.
История Франции для меня опять начинается со времен Наполеона.
ролики
http://video.mail.ru/mail/flinstoun/5691/
фото
http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/albums/genres/140/
Свидетельство о публикации №211052600519