Миф о свободе

Помню, был такой мультик. Рисованные супер-герои. Мутировавшие черепашки ниндзя, живущие в канализации и спасающие мир от супер-злодеев. То ли мультипликатор подсмотрел что-то, то ли вовсе не был мультипликатором. Только одного не мог учесть художник из восьмидесятых годов. В том месте, где я теперь обретался не было Эйприл О’Нил и 6 канала новостей. СМИ нынче совсем не те. Да и те, кого я встречал - не сильно похожи на мутантов.
Если вспомнить с чего все началось, то можно смело говорить, что виноваты разработчики первого персонального компьютера, а еще больше Билл Гейтс, обещавший «компьютер каждой домохозяйке». Дальше – больше. Сотовые телефоны. Навигаторы. Лаптопы. Электронные облака… все было логично! Минимизировать затраты – ужесточить контроль. До всеобщей чипизации оставалось совсем немного и шаг был сделан.
В каком-то небольшом городке пропал ребенок, потом еще один. Потом вроде бы поймали маньяка. «А вот если бы у этих детей был электронный чип, ничего подобного не произошло бы!». «Если бы у моего ребенка было такое устройство, я бы всегда знала, где его найти…»
«Мой сын перестал бы прогуливать школу…»
«Супруг был бы верен мне»…
И бла-бла-бла…
Не сложно догадаться, чем в итоге закончилась эта веселая история развития человеческой мысли. Сообщество Чистого разума, или сокращенно ЧР, обитает в канализации. Олигархическое правление имеет под собой четкий базис. Все населения мира контролируется группой лиц с предварительным сговором. Население оболванено. Никто не замечает разрухи и нищеты вокруг, ведь у каждого есть собственный чип и электронное облако.
Наверное, нужно рассказать обо всем по порядку. В общем… мне довелось родится в советской стране, когда никакой личной собственности по сути не существовало. Я был счастлив тому, что у меня имелись новые ГДР’овские кеды и электрогитара «Урал». Со временем, как несложно догадаться картина мира претерпела серьезные изменения. Оказалось, недостаточно просто получать удовольствие от жизни, от того, что ты делаешь. Оказалось, необходимо отстаивать права человека и бороться за демократию. Нам обещали, что мы будем жить, как в Америке. Наверное, обещание сбылось. Как всегда, странным кривым косоруким образом. Расслоение общества, остановка промышленности, раздробление государства.
Наверное, «свободные» граждане должны были либо быть счастливыми от такого положения дел, либо негодовать и требовать восстановления тоталитаризма, но из-за повального пьянства и неистребимой безграмотности ничего не произошло. Да и как, интересно могло что-то произойти в стране с победившим все постулатом «все вокруг колхозное – все вокруг мое»?
Шло время, сменялись рулевые. Как писали тогда интернет-сми «маразм крепчал». Я нередко ловил себя на мысли, что новостные телепрограммы воспринимаются, либо как ложь в первой инстанции, либо как юмористическое приложение к пустопорожним попыткам заинтересовать население очередным светским персонажем.
Казалось, так будет всегда. Казалось, что главное – это уметь заработать. Но, как говорят, внезапно закончилась нефть. Затем газ, и стало ясно, что уголь, как и уран также не вечны. Вот именно тогда… да-да… именно в это время после завершения войны с мировым злом (тут, я имею ввиду, терроризм) наступил новый виток. Ведущим мировым державам требовался новый враг, чтобы геройски прошествовать к его победе. Чтобы… взять под контроль тех, кто был способен на что-то больше, чем слепое подчинение.
Всеобщая чипизация началась не сразу. Разумеется, ее рекомендовали, как что-то новомодное, мол не нужно носить с собой наличные деньги, не нужно думать о сохранности документов! Все твои данные, данные обо всех твоих болячках и расходах всегда с тобой! Просто, дешево, удобно! Но наш человек так уж устроен. Приучен последними десятилетиями реформ не верить в то, что говорить правительство, не сомневаясь в том, что все это курам на смех и очередная попытка отмывания бюджетных денег.
Говорят, что в итоге получилось, как с картошкой при Петре-I. А после, как я и говорил, подсобили внезапно активизировавшиеся маньяки и кровавые расчленители, педофилы и другие извращенцы. Дескать, хотите быть уверенными? Хотите знать, где находятся ваши близкие? Ну а потом, как-то незаметно чипирование сделалось обязательным.
В прошлой жизни я был довольно известным. В прошлой жизни у меня был тот минимальный уровень комфорта, которым умел обеспечить себя каждый, кто мог вообще что-то делать. Как и всем, мне хотелось большего. Летом – в заграничный круиз. Зимой – хорошо бы также немного погреться. Чтобы жена была молодая, а машина иностранная. На «мерседес» не хватало, на фотомодель тоже, поэтому… все было, скажем, как у всех. В своей target group. На самом деле, сложно обвинить человека в стремлениях. Человек по натуре своей деятелен. Весьма и зело. Ум его ищет пищи, ищет свои вау-импульсы, старается добиваться, чтобы сильнее и выше, а если не выходит, то хотя бы не хуже.
Тут-то и получается, что расслоение происходит в обществе не только на «богатый-бедный», но и на тех кто смог удовлетворить свои вау-импульсы, и кто не смог. Конечно, те, кто умеет худо-бедно размышлять приходят к выводу, что удовлетворение вау-импульсов в рамках своей target group не возможно, ведь вы автоматически переходите на следующую ступень всеобщего потребления. Однако тогда времени задумываться не было…
…зато теперь в системе тоннелей опутывающей городскую канализацию его у меня предостаточно. Честно сказать, я не знаю, как мне удалось выжить. Будто какой-то ангел-хранитель уберегал меня от опасности. Армейская служба так же не прошла даром. Специальные хранилища на случай атомной войны стабильно снабжали меня продовольствием. Печалило меня лишь то, что за несколько лет такой «кротовьей жизни» я почти не встречал людей, и еще реже я видел солнечный свет.
Когда компания по отлову нарушителей только брала разбег, никто и не мог подумать как далеко все зайдет. Да… нам очень хорошо промыли мозги. Мораторий на смертную казнь устранили так своевременно, что оставалось лишь разводить руками. Спутники GPS навигации были всюду. Передатчики и ретрансляторы не отставали от них в распространенности. Невозможно было спрятаться ни в Африке ни в Тайге. Решение я обнаружил случайно. Когда удирал от военных… когда думал, что пора бы сдаваться, когда вся жизнь пронеслась перед моими глазами. Не помня себя от страха я сиганул в открытый канализационный люк. О да, мне повезло, что не переломал себе все кости. Мне повезло, что меня довольно быстро унесло течением полноводной подземной реки. Мне повезло, что у меня не было чипа. Для систем безопасности я был невидим.
Глупо описывать мои чувства, глупо рассказывать о депрессии, почти добившей меня, и чуть было не вынудившей совершить самоубийство… все изменилось в один из дней, когда я набрел на полузатопленный бункер времен холодной войны. По моим расчетам, находился я где-то в подметро. Кроме хорошего запаса пиши здесь обнаружилось неплохо сохранившееся оружие и взрывчатка, а немного позже я набрел на логово своего сообщника. Жизнь, какая ты все-таки предсказуемая штука!
Отшельник встретил меня боязливо. Он, как и я почти отвык от какого бы то ни было света и отлично ориентировался на слух. Он был похож на святого старца, которых раньше тиражировали ушлые газетчики, в целях оболванивания населения мнимыми чудесами. Мол, надо только съездить в деревеньку, да приложиться устами… но его скромный вид, лохмотья и несколько тушек вяленных крыс не сумели обмануть меня. Я знал эту ауру, и знал ее хорошо.
- У меня есть оружие и боеприпасы. У тебя, похоже по боле опыта в блужданиях по этим закоулкам, к черту лирику, Валера, разнесем к чертям собачьим весь этот псевдоблагополучный мир?
Отшельник почти не говорил со мной. Иногда мне казалось, что он тронулся умом. Но как объяснить то, что мы начали создавать вместе? Снова, как в старые времена! Это были чудные смеси одна лучше другой. Где-то мы использовали фосфор, где-то отравляющий газ. Нашей фирменной фишкой считалась надпись «проснись!» или «моя свобода», остающаяся на месте «преступления». О, как нас только не именовали в новостях. Я как-то нашел старую газету на свалке. Ваххабиты Усамы Бен Ладена. Или последний оплот чеченского терроризма… ничего не меняется… никогда. Кажется, все нераскрытые преступления были на нашей совести. Разве, что младенцев не ели, и на том спасибо. А город наверху ветшал.
Кажется, все те, кто хоть что-то решал переехали в боле благополучные районы. Но никто не замечал этого. Рекламные билборды пестрели красивыми фотокарточками. «Москва – экосити!», на деле в парках стояли искусственные деревья, не требующие очистки, в водоемах плескалась мутная жижа… наверное, где-то на дне там имелась вода. Самый большой шок я испытал однажды, поднимаясь наверх, чтобы раздобыть мне и Отшельнику какую-то обувь. С этим было туго, а в одном из тоннелей, примыкающих к тоннелю метрополитена, мы встретили презабавного типа, которому требовалось медицинская помощь. В общем, прогуливаясь под покровом ночи к ближайшему пункту выдачи одежды для лиц без определенного места жительства, которое было единственным местом, где редко проверяли чипы, боялись испачкаться… вот… там я увидел труп. Мертвец сидел на лавочке, сжимая в руке банку какой-то бурды. Его глаза остекленело смотрели в никуда. Непроизвольно я поднял глаза к небу, и осознал, что не вижу его. Копоть и сажа… где-то нещадно коптила труба. Зачипированные не видели этого. Их мир был идеальным, в нем не было боли и насилия. В нем не было болезней и плохой еды. А сколько таких, как этот бедняга остаются в своих квартирах? Что будет дальше? И будет ли это «дальше» вообще?
- Знаешь, Валера, сегодня я встретился с мертвым человеком, - я разогревал банку армейских консервов, наш спутник негромко скулил в своем углу, он ведь знал, что в метро ездить опасно, можно и не добраться до места назначения. Как он вообще оказался там? На шпиона чувак смахивал не очень. Скорее на того, чей чип вырубился внезапно. Такое бывало, но очень редко. Я слышал таких определяли в сумасшедшие дома, ведь реальность, которая обрушилась на них вовсе не походила на ту сладкую сказку, в которой жили все эти люди.
Отшельник поднял на меня глаза, и по обыкновению ничего не сказал.
- Он сидел себе под закоптившимся небом и смотрел в никуда. Кажется… там… там началась последняя стадия.
- Кто вы!? – вдруг заорал наш незадачливый гость, - вы ваххабиты! Это вы сотворили это с Москвой!
- Нет, дорогой, - улыбнулся я, - это Вы сотворили такое со всем миром. Хотя я не исключаю, что где-то в Австралии наше мировое правительство наслаждается всеми благами, которые производятся здесь и там. Был такой фильм «матрица»… вот что-то вроде того, только намного хуже…
- Я хочу обраааааааатно! – стенал он.
- Мы все хотим… - отозвался я.
Отшельник повернул голову в нашу сторону, и жестом подозвал меня к себе. Как я умудрялся видеть это? Наверное отблески костра… хотя, последнее время свет больше мешал, чем помогал мне ориентироваться в пространстве.
- Нет смысла, - вымолвил Валера. У меня было ощущение, что фраза далась ему с большим трудом. То ли что-то случилось со связками, то ли он просто не считал нужным разговаривать со мной. В последний год это перестало напрягать меня вовсе. Зато я трепался без умолку, наверное, компенсируя общительность двоих. Мне было достаточно огненной феерии и того, что мы практически идеально понимали друг друга без слов.
- Нет смысла, Сережа, - повторил он, - никого не спасти. Нам нужно попробовать уничтожить ЦУП.
Даже наш гость замолчал, услышав такую «крамолу».
- А не получим ли мы в итоге неуправляемое стадо, как ты думаешь?
- Мы с тобой уже ничего не получим, - он грустно улыбнулся и за длинной всклокоченной бородой я увидел обиду и горечь.
Операцию готовили долго. Кажется, наш сосед успел пройти все психологические этапы от неприятия нас и ненависти, до полного понимания и дружеских симпатий. Валера снова молчал, вдумчиво смешивая все необходимые элементы. Бикфордов шнур оказался в некотором дефиците, но нам удалось обойти и эту проблему. В ту ночь спали мы плохо, если быть точным, никто не сомкнул глаз.
- А меня Семен зовут, - неожиданно представился гость.
- Меня Серега, а его Валера, - откликнулся я.
- Ты думаешь, что сегодня последний день нашей жизни? – спросил он, поправив оправу на носу. Линзы давно разбились, а я не мог взять в толк, почему он все держится за это напоминание о прошлых днях? Почему мы все держимся за прошлые дни? Почему считаем, что там было лучше? И было ли лучше когда-нибудь?
Раздумывать дальше было некогда, мы слишком спешили. Ночь нынче такое время, когда опасными становятся не только люди, крысы и надзорные инстанции. Точно сама природа восстает против нас. Точно все вокруг в городе, который был когда-то нашим родным домом старается нас убить.
Все окружающее пространство похоже на сюрреалистический наркосон или трип, однако мы продвигаемся к цели. Лерка заметил, что метро уже не функционирует. Кое-где в вагонах кто-то покачивался в такт не существующему движению поезда.
- Что происходит? – поинтересовался Семен.
Валера пожал плечами, и мы прошли мимо.
Большой телеэкран установленный на центральной станции иногда подмаргивал полуразбитым экраном. На платформе валялся какой-то мусор, несвежие газеты, ржавый хлам и забытые кем-то вещи.
- Они будут ненавидеть нас, - сказал Валера. Только сейчас при тусклом аварийном освещении я заметил, что он побрился. Выглядел почти как раньше, только большое количество седых волос и морщин выдавало тяготы подземного существования. На минуту мне стало стыдно за свой внешний вид. Но я ничего не сказал, - никто не любит просыпаться.

Кровавое зарево полыхало на полнеба. Мне казалось, что на воздух взлетело полгорода. Как мы только успели уйти? Каким чудом остались живы? Только Семен куда-то пропал. Он говорил что-то о своей семье. Что должен отыскать их. Попробовать спасти… как в каком-то нелепом кинофильме из окон падали люди. Вакханалия смерти. Потоки грязной воды, заливающие тротуары. Полчища крыс.


…- вы меня слышите? Сергей Константинович?
- рефлексы в норме…
- пульс в норме….
- … зрачки на свет реагируют…
- .. Сергей Константинович… вы… слышите?

- Где я?
- Вы в больнице, все хорошо.
- Как я сюда попал?
- Вы оказались недалеко от эпицентра взрыва, устроенного ваххабитами. Ваше счастье, что все обошлось…
Я резко поднялся, отчего голова закружилась. За стеклянной перегородкой стоял Валера.
- С вашим другом все в порядке. Он не пострадал. У вас небольшое сотрясение. Ничего страшного. Нам пришлось наложить несколько швов, но на этом все. Вы просто в рубашке родились.
Потом в палату заходили еще какие-то врачи и медсестры. Яркий свет нестерпимо бил в глаза. Наконец, я смог увидеть Кипелова, он был неразговорчив, и выглядел уставшим.
- Нам повезло, - резюмировал он, - твоя свобода – это миф…
-… мечта рабов..
Валера обнял меня, и я увидел на левой руке, за краем футболки свежий порез, заклеенный пластырем.


Рецензии