Об одном предшественнике акционизма

Об одном предшественнике акционизма

При всеобщем падении интереса к искусству, кажется, только акционизм будоражит равнодушную публику: то человеко-собакой, а то «окаянным органом» на Литейном мосту. Вспоминают ли акционисты своего античного предшественника, Лукана, описанного еще Гаем Светонием Транквиллом?
Нет. А жаль.
Вот что пишет римский писатель:
«Марк Анней Лукан из Кордубы впервые доказал своё дарование похвалами Нерону на пятилетних состязаниях.
      …Нерон вызвал его из Афин, причислил к своим ближайшим друзьям и даже удостоил квестуры, но он недолго пользовался этими милостями. Обиженный тем, что как-то раз император во время его открытого чтения неожиданно назначил заседание сената и ушёл только для того, чтобы освежиться, он с тех пор не стеснялся ни в словах, ни в резких поступках против него. Однажды в общественном отхожем месте, испустив ветры с громким звуком, он произнёс полустишие Нерона:

Словно бы гром прогремел под землёй…-

чем вызвал великое смятение и бегство всех сидевших поблизости. Кроме того, он поносил в язвительных стихах как самого императора, так и его влиятельнейших друзей. Наконец, он стал как бы знаменосцем Пизонова заговора, часто открыто провозглашал славу тираноубийцам, не скупился на угрозы и был настолько несдержан, что перед всяким приятелем хвастался головой императора.
     Однако по раскрытии заговора он вовсе не обнаружил такой твёрдости духа: признавшись без сопротивления, он дошёл до самых униженных просьб и даже свою ни в чём не виновную мать назвал в числе заговорщиков, надеясь, что обвинение матери послужит ему на пользу в глазах императора-матереубийцы. Но, добившись права свободно выбирать смерть, он написал письмо к отцу с исправлениями к нескольким своим стихам, роскошно пообедал и дал свои руки врачу для вскрытия жил».
Современный русский акционизм перенял от Марка Аннея Лукана 1) эпатажное зловоние; 2) желание через искусство управлять политикой; 3) клевету на своего родителя – модерн. Падет ли он в результате неудачного заговора против очередного российского Нерона? Всё к тому идёт. Но если так, то мы надеемся, что смерть акционизма будет благородной – и разразится восточнее Перми.
И потом: если модерн есть мост между старым классическим искусством и Новым Средневековьем, то акционизм – последняя дощечка этого мостика. Пробежим же ее быстрее.


Рецензии