Три медведя на кухне не считая детей

            
  Среди моих знакомых есть дрессировщики Московского цирка на льду Виктор и Елена Кузнецовы. Думаю, что моя беседа с ними будет интересна читателям.
- Каким образом вы впервые оказались в цирке?
  Виктор: - Я цирковой артист в третьем поколени. И дедушка, и бабушка, и отец с матерью проработали в цирке всю жизнь. Родители, увидев моё стремление достичь больших высот в цирковом искусстве, решили преподать мне азы своего мастерства, которые я постарался усвоить и со временем развить. Поэтому у меня выбор профессии произошёл естественным образом. А вот жена — не из цирковой семьи. Она училась в цирковом училище, закончила хореографическое отделение и попала в цирк.
- Почему вы не взяли себе какой-нибудь громкий псевдоним?
- Это было принято в дореволюционном цирке. В Советском Союзе каждый работал под своей фамилией. Но до сих пор в цирке остались псевдонимы со старых времён, передающиеся из поколения в поколение.
  Елена: - Вот Сокол у нас недавно работал, он же далеко не Сокол, Кио — тоже не Кио, Родин — тоже не Родин.
- А вам никогда не хотелось попробовать заняться чем-нибудь другим, никоим образом не связанным с цирком?
  Виктор: - Никогда! Поймите, дети цирковых артистов с материнским молоком впитывают любовь к арене! И если когда-нибудь они уходят из цирка в надежде найти иное призвание, всё равно рано или поздно возвращаются, так и не сумев жить без него. Был подобный период и у меня. Я снимался в детстве в кино, поэтому вполне мог пойти работать и туда. Но как-то цирк перетянул на свою сторону.
- А в каких фильмах снимались?
- Всего в шести фильмах. Сыграл главную роль в фильме «Белеет парус одинокий», снимался в «Рассказах о Кешке и его друзьях», «Золотых туфельках», «Волшебном круге», «Алых погонах», «Катакомбах». Снимался с 9 до 17 лет. Но к тому времени я уже отработал в цирке номер с тарелочками. Вообще же, родители у меня были воздушными гимнастами, и я начинал свою цирковую деятельность тоже в этом качестве.
- И почему перешли на медведей?
- Мне всегда было интересно узнать, чему можно обучить живое существо по разуму стоящее гораздо ниже человека. Пятнадцать лет проработал с тарелками, а потом захотелось попробоваь себя в другом жанре — с животными. И вот подвернулась возможность — очень опытный дрессировщик медведей, итальянец Луиджи Безано как раз искал ученика, чтобы передать ему свой номер. В результате я работаю с медведями.
- Каких животных легче всего дрессировать?
  Елена: - Это зависит от характера животного. Бывает, оно сразу схватывает, когда ему что-то начинаешь объяснять. Как и люди — бывает к чему-либо способные, а бывают — нет. Так же у животных. Одни медведи работают до пяти лет, другие — до десяти, третьи — до пятнадцати. Медведь сам отказывается работать, когда ему становится тяжело. И их приходится определять на пенсию — в зоопарки, в зооветхозяйства, где они начинают жить спокойной жизнью. Нельзя сказать, что кого-то дрессировать легче. А кто-то вовсе не поддаётся дрессуре. У каждого животного свой уровень интеллекта, каждое существо интересно по своему. Недавно мы получили маленьких медвежат. Поначалу они у нас жили на кухне. Представьте: двое взрослых, двое детей и трое медведей под одной крышей! Соски, пелёнки — всё, как и у детей человеческих. Только через полтора месяца медвежат перевели в цирк.
- Я заметил, что они у вас совершенно не агрессивные. Вы применяете успокоительные средства или медведи просто переняли черты вашего характера?
  Виктор: - Некоторые дрессировщики применяют электрошок. Мы никаких успокоительных средств не используем. Если медведь к рукам не привык, он, естественно, будет бросаться, когда его попытаются взять. Атмосфера совместной жизни и совместных игр очень положительно сказывается на дальнейшей работе.
- Интересно, а случается, что во время представления медведи отказываются выступать?
- Конечно. Вот недавно у нашего чёрненького живот крутило, крутило, после работы даже до клетки не дотянул, только за кулисы забежал и обкакался. Бывает, усталость какая-то сказывается, ножки устают, они ведь у медведя маленькие, коротенькие — на коньках тяжело кататься. Иногда же звери соскучатся по работе и тогда с таким удовольствием выступают!
- А бывает, что звери ревнуют вас друг к другу?
- Бывает постоянно. Кому-то больше внимания окажешь, кому-то лишний кусочек печенья дашь и уже:»Р-р-р», другие начинают злиться.
- Вот вы учите медведей выступать, правильно вести себя в жизни и на арене цирка... А чему может научиться сам человек у животных?
- Я думаю, что — доброте, любви и терпению. Потому что без всего этого ничего не получится. Не будешь их любить, переживать за них — ничего не выйдет. Например, трюк, в котором медведь прыгает через барьерчик, доделан не до конца, потому что он держится за мою руку. Мы репетируем этот элемент уже четыре месяца. Каждый раз всё меньше даёшь ему упора, потом убираешь руку, потом он уже начинает прыгать сам. А иногда медведь схватить что-то на лету и это у него легко идёт.
  Елена: - Один из наших мишек на репетиции прыгал через барьеры несколько раз, а другой на него смотрел. И так ему не терпелось, что он соскочил с места и прополз между барьерами, а нам осталось только закрепить этот номер. Звери многое подсказывают сами. Я работала раньше со слонами. Однажды в цирк привезли маленькую африканскую слониху. Она взяла какой-то шланг, скрученный в кольцо и начала на хоботе крутить. Дрессировщики увидели, подкормили её, и получился трюк — она сейчас на хоботе обручи крутит. Поэтому надо наблюдать за животными.
- Как часто меняется репертуар лохматых артистов?
  Виктор: - Вообще, показ трюков у животных остаётся одним и тем же всегда. Медведя в четыре года уже невозможно чему-то научить. Но до этого возраста из него можно лепить всё, что захочешь, как из пластилина.


Рецензии