Архип Иванович Куинджи

                1.

  Январь 1841 года. В семью Мариупольского  сапожника  Ивана Котлушевича  Куюмжи (йеменджи –  сапожник.) и его жены Феодосии  пришла огромная радость: родился сын. Будущий художник – пейзажист происходил из рода греков – христиан,  обустроивших Приазовский край, переселившись из Крыма. В  Бахчисарае  его дед  Котлуш Христофорович  Куемжи занимался   ювелирным ремеслом.  Очевидно, не зря  фамилия рода  КУИНДЖИ переводится  дословно,  как  «золотых дел мастер». Дети осиротели рано. Скоропостижно скончались сначала отец, а потом и мать. Оставшись без родителей, они воспитывались у брата и сестры отца. Архип (так звали мальчика-сироту) учился неважно, но проявлял живой интерес к искусству рисования картин. Он подмечал и фиксировал в своей памяти самые необычные оттенки окружающей его природы. Пестрота красок, их яркое сочетание будоражили пытливое сознание подростка. В девятилетнем возрасте, получив начальную грамоту в греческой школе, юноша успел поучиться и в городской школе.
   Непросто складывалась жизнь будущего живописца. Приходилось зарабатывать на пропитание работая подсобным рабочим при строительстве  римско-католической церкви у подрядчика Чабаненко, где вёл учёт строительного материала. В качестве семейного прислужника выполнял обязанности у хлеботорговца  Аморетти.
 И…
 Постоянно испытывал неудержимую потребность самовыражения.  Рисовал, используя  свободное время. Это были рисунки,  выполненные на листе бумаги, обрывке упаковочного картона…В качестве  инструмента использовал мел, карандаш, уголь… Его творения вызывали неподдельный интерес и внимание. Чувствуя явный недостаток образования, Архип по протекции и совету имущего и влиятельного человека по фамилии Дуранте решился на пешее путешествие чумацким шляхом до Крымской Феодосии. Надо представить то время, когда крепостное право давит на крестьян. Еще шесть долгих лет до его отмены. Крестьянский труд густо замешан на крови и поте. Россия ведет русско-турецкую войну, именуемую в народе «Крымской». И по праву: бои развернулись в Севастополе на Малаховом кургане, в греческой Балаклаве. Четыре мортирки в батарее поручика Маркова геройски отбивали атаки наседающего десантного экспедиционного корпуса  англичан… Раненные  командиры  оборонительной линии Балаклавского гарнизона Манто и Стамати,  со своими соотечественниками, выстреливали во врага свои последние ружейные заряды…
      Тысячи жертв. Геройски гибнут прославленные русские адмиралы Истомин, Лазарев, Нахимов… Сотни убитых патриотов в рядах защитников города славы русских моряков. 
        Можно только представить, как четырнадцатилетний подросток в это тяжелое для страны время  вдохновенно шёл  учиться у знаменитого  художника  армянина   Айвазовского Ивана Константиновича. Невысокий и  не по годам широкоплечий, крепко сбитый, застенчивый и немногословный ученик вызывал симпатию. А его одежда, состоящая из простой рубахи, несуразного жилета, полотняных, просторных штанов с оттопыренными карманами, соломенной шляпы, покрывающей чёрную вьющуюся шевелюру -- вызывали глубокое  сочувствие. События,  начало было положено  в 1855 году, не прошли без приключений. Айвазовского на месте не оказалось. И Архип,  прибыв к неизвестным людям, был окружён  вниманием помощника   Адольфа Фесслера  и   дочери   Айвазовского.  Расквартировали его во дворе  дома,  под навесом. Особого  расположения юноша не получил и с прибытием хозяина. К сожалению,  история не оставила нам  свидетельств дней  его пребывания  в Феодосии.  Очевидно, что,  соприкасаясь с возвышенной наукой рисования, Архип выполнял  подсобные функции: тёр краску, готовил грунт, художественное полотно, работал на вторых  ученических ролях. Но это не помешало ему глубоко индивидуально и настойчиво формировать свой волевой характер эллина, мужское достоинство, выдающееся  мастерство.

2.
2007 год. Лето. Приазовский город-курорт Бердянск. Украина. В 1780-е годы это место носило название  Петровская крепость. Именно в этих краях  Российская Императрица Екатерина 11, Великий князь  Григорий Потёмкин и знаменитый полководец Александр Суворов со своими единомышленниками обустраивали на постоянное  место жительства  немцев, болгар, армян, греков. Петровская крепость назначена одним из  24 населённых  пунктов подлежащих к заселению. Мне повезло отдыхать на пляже знаменитой Бердянской косы. Проезжая по современным улицам южного городка, я обратил внимание на  многоэтажный дом. Первый этаж был облагорожен красным гранитным камнем. В оригинальной нише  установлен внушительный бюст с резными буквами, на украинском языке:
И. БРОДСКИЙ.
Остановив машину на импровизированной стоянке перед домом, по возвышающемуся крыльцу, я вошёл в просторные выставочные залы картинной галереи. Моему взгляду предстали красочные авторские работы маститых и малоизвестных художников. В декоративном обрамлении  они смотрелись  празднично и нарядно. Миловидная искусствовед убаюкивающим голосом рассказывала экскурсионной группе:
  -  А вот репродукция   картины  знаменитого сына армянского народа,                пейзажиста  Архипа Куинджи.
Я был удивлён столь отважному заявлению. Но, соблюдая правила приличия, не прервал её рассказ. Дождался  завершения экскурсии. Сдерживая свой эмоциональный порыв, подошёл к экскурсоводу, с вопросом в ее адрес:
  -   Что явилось основанием  для того, чтобы причислить замечательного  грека Архипа Ивановича Куинджи к сыновьям армянского народа?   
Немного растерявшись, она попыталась что-то объяснить. Извинившись, я отлучился к машине. Несколько минут понадобилось мне для того, чтобы поднести  сотруднице  учреждения  культуры  свою книгу - авторское исследование «Эллада Донбасса и Приазовья».
Некоторое время пришлось потратить и на разъяснение истины.
 Куинджи Архип Иванович – это Мариупольский грек, ученик великого  художника-мариниста, армянина по происхождению, Ивана Константиновича Айвазовского. С историей не поспорить…

3.
Интересно, как чувствовал  Архип землю своих Крымских предков? Забилось ли сердце будущего гения света  на родине своего многострадального народа?
По всему творческому пути Архипа Куинджи видно, что он достойный ученик Ивана Константиновича Айвазовского. Возвратившись в Мариуполь, Архип нуждался в средствах. Именно  нужда заставила прибыть его в 1860  году в город Таганрог. Где он до 1865 года трудился  ретушёром в фотосалоне  местного фотографа С.С. Исаковича. В Таганроге Куинджи имел неудачную попытку открыть свою собственную фотостудию. Посещая городскую набережную, прогуливаясь по городским улицам, (особенно улицу Греческую, где владельцами домов были преимущественно семьи греков-переселенцев времен Екатерины 11),  Архип формировал представление о провинциальной жизни. Бывая в знаменитом Таганрогском парке, будущий  пейзажист восхищался щедрым цветением абрикос, яблонь, вишен, благоухающей черёмухи. Любовался рябиной, кустами малины, редкими декоративными деревьями. А парк  ведь закладывался  простым жителем  Таганрога, врачом  Пищенковым, как аптекарский сад.  Обязанности первого смотрителя-садовника выполнял местный грек Манойл Ласкараки.  Куинджи  предложил оригинальную форму решётки на ограду территории  зелёных насаждений. Спустя годы его замыслу суждено было сбыться: решётка для ограды городского парка отлита  по задуманному художником проекту на  местном литейном предприятии «Тагмет».
  Дважды Куинджи  А.И. пытался поступить в Академию художеств. Дважды он безуспешно выезжал в  столичный город  Санкт - Петербург. Для  Академии эти годы связаны с разработкой и утверждением  нового  Устава учебного заведения. Великая княгиня Мария Николаевна в 1859 году  организовывает выставку редких художественных произведений из императорских дворцов.  Цель этой выставки – собрать средства на постройку приюта для неимущих художников. Академия принимает успешное участие в международных и всемирных выставках. Назначенный вице-президентом  Академии князь Г.Г. Гагарин подчеркивает необходимость изучения византийского искусства. По его предложению учреждается класс православной иконописи. При учебном заведении открывается музей древнехристианского искусства, в экспонатах которого выставляются старинные намоленные иконы. Осенью 1863 года в конкурсе на большую золотую медаль, дающую право на обучение за границей, должны были принимать участие 14 учеников, имевшие малые золотые медали. Среди них И.Н. Крамской, А.Н. Корзухин, К.Е. Маковский. Отказавшись писать работу на заданную тему из античной мифологии, эти художники  предложили свободно выбирать сюжеты, помимо заданной темы. Их требования не были  удовлетворены, вследствие чего они демонстративно покинули Академию, попросив все же присудить им звание художников. Просьбу опальных учащихся уважили, но за «бунтарями» установили полицейский надзор. Выйдя из стен Академии, они образовали  свободную «художественную артель». Позднее ее переименовали в «Товарищество передвижных художественных выставок». Организация передвижников стала творческим объединением художников, девизом которого стал принцип: «Демократизм, реализм, народность». Инициаторами выступали ведущие живописцы конца шестидесятых годов («шестидесятники», но на сто лет раньше):
И.Н. Крамской,  В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов и многие другие.
  Архип Иванович Куинджи,  выставив, на всеобщее обозрение в 1869 году свою картину в Академическом зале  под названием «Татарская сакля», получил возможность обучения в академических классах. В 1870 году Архип Иванович ещё мало знакомый широкой публике, но признанный среди  художников-товарищей как талантливый, подающий большие надежды пейзажист, обратился в совет Императорской Академии художеств с просьбой о присвоении ему звания неклассного художника. Для решения этого вопроса необходим был документ  городской управы. Куинджи А.И. получил его 22 марта 1870 года, который сквозь десятилетия донёс  из  Мариуполя до наших современников некоторые сведения о мещанине Куинджи: « Ростом он  был  в два аршина шесть вершков  (один метр шестьдесят восемь сантиметров). У него были карие глаза, тёмно-русые брови и волосы. Нос, рот, подбородок - умеренные. Лицо чистое».
4.
         Архипа Ивановича приняли в Академию художеств вольнослушателем. Здесь появляется его новое творение  «Осенняя распутица».  Художник постепенно охладевает к занятиям. Всё реже и реже посещает  их. Находит основы преподавания устаревшими и ненужными. В 1872 году Архип Иванович окончательно оставляет Академическое обучение и работает самостоятельно. По творческим  убеждениям сближается с художниками-  передвижниками. Успех и финансовое благополучие художника приходится на 1873 год, когда  знаменитый коллекционер П.М. Третьяков    (Третьяковская галерея официально открыта с 22 мая 1856 года)   приобретает для своего  частного собрания  картину    А.И. Куинджи  «На острове Валаам».  Высказывание П.М. Третьякова: «… мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, поэзия во всём, может быть это дело художника».
   Куинджи рисует обворожительный  « …Валаам». По мнению Репина, именно с  этой картины начинается оригинальная творческая деятельность мастера. В 1873 году в он посещает Германию, Францию, Италию. На Всемирной выставке в Париже (1878 год)  с успехом демонстрируется его знаменитая картина  «Украинская ночь», написанная в 1876 году. Куинджи  неистово работает, ищет  свое выражение  в цветовой гамме, прокладывает художественную правду света в природе. Поэзия луча радует взгляд созерцателя  творения. Через призму природного света художник стремится показать красоту природы. Ясно и конкретно выражает любовь к родному краю, родной земле, родной природе. Картины Куинджи А.И. служат духовным началом в объединении людей разных убеждений, различных профессий. Кистью художника формируется особая притягательная сила к окружающему миру.  Он  совершенствует  своё  художественное мастерство. Архип Иванович испытывает постоянную потребность в постижении новых направлений в искусстве. Стремится избавиться от закостенелых взглядов. И в 1880 году принимает непростое для себя решение о выходе из состава Товарищества передвижных художественных выставок. С 1890 по 1895 годы Архип Иванович работает на Кавказе. Принимает участие в подготовке реформы Академии художеств. А в 1893 году ему присвоено почётное звание академика. В современном Мариуполе с гордостью называют его имя в числе семи академиков – уроженцев города (кроме А.И. Куинджи этого звания удостоены Михаил Авербах, Георгий Челпанов, Николай Семененко, Виктор Баръяхтар, Геннадий Мацука). Заметим, среди академиков – три грека.  В 1898 году  академик Куинджи на свои личные средства организовывает поездку в Европу для своих учеников-художников. Отправляются в поездку  как единая семья. Беспокойный радетель справедливости, Куинджи А.И. добивается того, чтобы при Академии проводились выставки молодых художников. Для поощрения особо талантливых  он выделяет из личных сбережений 100 000 рублей в качестве премии.
     Он  говорил: «… Это что такое? Если я богат, то мне всё возможно: и есть, и пить, и учиться, а вот если денег нет, то значит – будь голоден, болей, и учиться нельзя, как это было со мной. Но я добился своего, а другие погибают…»
 Уже  сорока восьмилетним, зрелым человеком, академик возглавляет мастерскую пейзажной живописи в Академии художеств вместе с  Шишкиным.
 Две пейзажные мастерские располагаются в смежных помещениях нижнего этажа здания с окнами, выходящими на  3-ю линию Васильевского острова.  Опыт и школа преподавания двух  художников выделяются  практикой обучения учащихся. Иван Иванович Шишкин предлагал копировать фотографии лесных  пейзажей, снятые с натуры, в увеличенном виде, для того, чтобы приучить их к передаче формы рисунка деревьев, ибо нельзя же учить зимой с натуры. Такой метод отторгал  учеников, сковывал  развитие их творческих начал, делал занятия скучными и не интересными. Удивительно, но  студенты приходили за советами к преподавателю противоположной мастерской, и находили здесь нужные советы, поддержку и внимание. А в это время в  художественном классе знаменитого грека кипела творческая, молодая поросль рождающихся талантов. Она была полна поиска  результатов своего труда, новых надежд, новых форм освещения окружающей  жизни в кисти и  полноте насыщенности красок. Архип Иванович получил предложение Шишкина о слиянии мастерских в одну, со стремлением  преподавать вдвоем. Даже было  высказано предложение от Ивана Ивановича: «Я, буду учить рисунку, а ты колориту», но Куинджи отказался. Шишкин И.И. не смог мириться с таким положением своей непопулярности и невостребованности, и вынужден был взять отставку из состава профессоров академии. Его лучшие ученики перешли на учебу в класс Куинджи, это были Бубликов, Бондаренко, Вагнер, Борисов, Рущиц, Химона. Студия Куинджи расширилась и стала занимать четыре больших помещения, пополнившись новыми талантливыми учениками.
 В  Петербургской  Академии художеств учился  в 1833-1837 годах   учитель  Куинджи А.И., мастер морского пейзажа Иван Константинович Айвазовский.  И вот почти полвека спустя, в 1894 –1898 годах,  открыта и успешно  работает школа его ученика - художника  Архипа Куинджи.  Здесь  получают образование  художники романисты  Константин  Богаевский, Константин Вроблевский, Виктор Зарубин, Николай Химона,  Рерих, Рылов. В мастерской учатся реалисты Прурвит, Евгений Столица, Николай Калмыков. Они  становятся творческими единомышленниками  Архипа Ивановича. Более того, сам Айвазовский приводит на обучение к Куинджи своего внука А.Лампаси. Здесь же   получает образование и его второй внук М.П.Латри.  Великий пейзажист, как истинный педагог, активно поддерживает своих учеников. Он выступает на их стороне против ректора Академии А.С. Томишко, что приводит Архипа Ивановича к отказу  от преподавательской деятельности.
5.
      Особой щедростью отличались и близкие родственники Архипа Ивановича. В 1878 году шурин Архипа Куинджи (брат жены) Василий Шаповалов на свои средства построил в Мариуполе первое в пределах области стационарное культурное учреждение – театр. Здание театра располагалось на Екатерининской улице (сейчас на этом месте расположен дом по проспекту Ленина,32).  К сожалению, театр уничтожен пожаром в военном 1943 году.
6.
Творения  А.И  Куинджи обретают широкую известность в обществе. Многие специалисты восхищаются его работами. Так, например, Д.И. Менделеев  о картине «Лунная ночь на Днепре» высказывается так:
«.. При виде этой картины задумается мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе родятся новые понятия – всякому она даст своё…». 
        Архип Иванович как могучий исполин, он глубоко индивидуален. Обстоятельность  Куинджи  сопровождается некоторой неспешностью и неповоротливостью в быту и в повседневной жизни. История сохранила свидетельства Ильи Репина, который вспоминает:
  « Однажды они (художники Макаров, Кившенко и Куинджи), пробирались на лодке по отмелям Петровского острова. Куинджи отличался физической силой, но был с ленцой. Лодка села на мель. Макаров и Кившенко выбивались из сил, чтобы сдвинуть лодку. Наконец ленивый пацюк Куинджи, призываемый товарищами, встал и пошёл к борту, взял весло, упёрся в берег и так двинул лодку с досады, что Кириллыч ( Макаров)  опрокинулся навзничь чрез борт лодки в воду».
А в статье « Архип Иванович Куинджи как художник» Илья Репин дает нам  словесный портрет  Куинджи:
« Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка, он был красив, как Ассур, дух ассирийцев».
 А.И. Куинджи становится собственником жилых строений в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. Он ведёт активную спонсорскую деятельность. Его мастерская имеет выход на крышу здания. И ровно в полуденный час, после пушечного залпа  Петропавловской крепости, он кормит  слетающихся к нему голубей и воробьев, ворон и галок, синиц и ласточек… Птицы не боятся Архипа Ивановича. Они чувствуют его доброту: садятся ему на плечи, голову, даются в руки. Присутствующего рядом  Рериха он восторженно приглашает:
 « Подойди ближе, я скажу им, чтобы они тебя не боялись…»
 Один из  его учеников  изображает Архипа Ивановича  в окружении голубей.
      Друзья подмечают увлечения Архипа Ивановича, его доброту. Они рисуют дружеские шаржи. Так А.И. Лебедев в 1879 году публикует шарж на Куинджи в журнале «Стрекоза». Рисунок отображает  работу художника над знаменитой картиной «Берёзовая роща» в окружении друзей и «помощников»: Солнца, растительных красок и  Луны,  которая смешивает их на палитре. Известен и рисунок П.Г. Щербакова, на котором нарисован Куинджи,  оказывающий  «медицинскую помощь»  травмированному ворону.
7.
Несомненно,  Архип  Иванович  исключительно одарённый художник, выходец из глубины народных масс. Заслуги его перед развитием отечественного и мирового искусства вызывают интерес у искусствоведов. Его современники оставили целый ряд портретов, дающих представление о внешнем облике замечательного мариупольского грека. В 1869 году художник В.М. Васнецов подарил прямой, изучающий взгляд Архипа Ивановича. В 1877 году И.Н. Крамской «пишет»  неизменную тёмную, густую шевелюру Куинджи. Устремлённый изучающий взгляд. Задумчивое  одухотворённое лицо. Картина передаёт характер жёсткого, волевого человека, знающего себе цену. Это полотно занимает достойное место в Государственной Третьяковской галерее. Черты лица Архипа Куинджи изобразил известный  русский художник  Илья Ефимович Репин. Художник Крамской  охарактеризовал этот портрет  в письме  Репину:
« Сказать вам, что портрет этот хорош – мало, сказать, что удивительный – не совсем верно, так как я, зная вас хорошо, не буду удивлен, что бы вы не сделали…Этот портрет  с первого же раза говорит, что он принадлежит к далеко поднявшимся за уровень. Глаза удивительно живы; мало того, они произвели во мне впечатление ужаса, они щурятся, шевелятся и страшно, поразительно пронизывают зрителя. Потом рот чудесный, верный, пронизывающий вместе с глазами; лоб написан и вылеплен, как редко вообще, но - между нами  только. Словом, вся физиономия – живая и похожая. Кроме того, фигура – прелестная: это пальто, эта неуклюжая посадка, все, словом, замечательно передаёт восточного человека». Портрет представлен в Русском музее.
     В 1907 году И.И. Бродский выполнил  прижизненный  портрет А.И. Куинджи, незадолго до его кончины. Один из учеников великого художника  Аркадий Александрович Рылов, оставил замечательные воспоминания о Куинджи,  о первой встрече с великими людьми на вступительных экзаменах в Академию художеств.
« К моему мольберту, - вспоминал Рылов, - подошел И.Е. Репин, затем Д.И. Менделеев, В.Е. Маковский. Наконец, стуча каблуками, закутанный пледом, показался коренастый, невысокого роста, плечистый, с высокой грудью и орлиным носом Куинджи».
     В феврале 1910 года открывается общество имени Куинджи.  Разработан  Устав общества. Все взаимоотношения внутри  Общества планируется строить исключительно на демократической основе. Свои картины  Архип Иванович завещает Обществу. Ему же он передаёт и свои финансовые сбережения. В собственность  Общества отписывается  и 225 десятин его Крымской земли. Его называют «глубокомысленным Греком». И было за что.. Его имя привлекало к себе одаренных людей. Великий пейзажист увлекался игрой на скрипке, а его жена  Вера Леонтьевна играла на фортепиано. Архип. Куинджи увлеченно играл в шахматы с  великим русским ученым Дмитрием Ивановичем  Менделеевым.  24 июля (11 июля по старому стилю) 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Перестало биться сердце выдающегося грека, великого художника-пейзажиста, патриота России. В Крыму он заболел воспалением лёгких. У постели умирающего дежурили его товарищи Рерих, Химона, Богаевский, Зарубин….  Жена перевезла тело усопшего в Санкт-Петербург. Прах  Архипа Ивановича  Куинджи покоится в  Александро-Невской лавре,  за сотни километров от  Мариупольской земли. В мастерской художника осталось более 500 его этюдов. Его знаменитые картины стали достоянием государства.
 Наиболее известные картины:
    «Ладожское озеро».    1873 год;
    «Север».                1879 год;
    «На острове Валаам».    1873 год;
    «Осенняя распутица».   1872 год;
    «Украинская ночь».       1876 год;
    «После дождя».              1879 год;
    «Берёзовая роща».         1879 год;
    «Вечер на Украине».     1878 года;
    «Лунная ночь на Днепре».  1880 год;
  « Полдень.Стадо в степи».   1890-1895 годы;
   «Море.Крым».                1890-1908 годы;
   «Снежные вершины.Кавказ». 1890-1895 годы;
 «Эльбрус.Лунная ночь».     1890-1895 годы;
  «Радуга».                1900-1905 годы;
  «Дубы».                1900-1905 годы;
 «Эффект заката».             1885-1890 годы;
 «Эльбрус вечером».         1898-1908 годы;
 «Ночное».                1905-1908 годы.
     На  малой родине художника стало традицией  проводить  международные фестивали искусств имени А.И. Куинджи. В Мариупольском Городском центре современного искусства и культуры имени знаменитого художника  проводится Всеукраинская выставка пейзажей. В этой экспозиции  представлены  сотни работ молодых художников. Начало таким мероприятиям положено в 1973 году. Причём художники, принимающие в них участие, подарили свои работы  Мариупольскому краеведческому  музею. Сложилась традиция в проведении мероприятия. Начинается оно  как правило,  с  проведения митинга у памятника художнику. Для участников звучат песни на  греческом,  русском  и украинском языках. Победителям выставки вручаются памятные медали участников. После презентации на брифинге для журналистов обсуждаются  вопросы  о роли А.И.Куинджи в современном искусстве. В рамках фестиваля  в Городском саду выступают фольклорные украинские и греческие коллективы. Он  служит фундаментом приобщения молодых талантов  к  великой  культуре


Рецензии