Балаклавцы

 (по материалам исследований автора)




               
       В  бывшем Советском Союзе, несмотря на репрессии 1937-1938 годов, все народы были преданы молодому Советскому государству. И это они  доказали своим беспримерным мужеством в боях по защите Отчизны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. За  короткий промежуток времени захватническая армия  немцев оккупировала всю Европу. Чуть ли не строевым шагом гитлеровцы прошли  по Прибалтике, захватили Молдавию, Белоруссию. Осень нависла тяжелой угрозой над столицей нашей Родины Москвой. Но Крымом фашисты молниеносно овладеть не смогли. На защиту древней земли встали моряки Черноморского Флота, пограничники, войска НКВД,  поднялся весь народ. Фашисты подошли к Ялте, оборонявшие город войска и население получили приказ на отступление в Севастополь и Балаклаву. Балаклава заняла круговую оборону, которую немцы прорвать не смогли. Балаклавская гавань нужна была Советскому флоту, и ее обороняли. В кровопролитных боях пал Севастополь. К эвакуации готовились раненные солдаты и боеспособные войска, они размещались на подводных лодках, катерах,  гражданских судах и под покровом ночи уходили в Новороссийск.  Все что представляло собой ценность и техническую пригодность на берегу, было взорвано и сожжено, а  население способное держать в руках оружие ушло в партизаны. Саперы заминировали городские склады. Немцы, войдя в город, свою технику расположили вдоль стен складских помещений и на территории подворья. Глубокой ночью произошел большой мощности взрыв, от которого содрогнулась вся Балаклава и окрестные горы, обломки взорванных складов накрыли немецкую технику и ее обслугу. Балаклава была оставлена, но немцы  каждый день ждали возмездия от греков партизанского отряда. Обосновав в горах продовольственные и оружейные базы, партизаны наносили неожиданные и ощутимые удары по оккупантам. Отрядом разведки руководил грек по фамилии Попандопуло. Он сумел наладить тесную связь с местным населением окрестных сел, регулярно получал и умело использовал секретные сведения, держал связь с большой землей, обеспечивал постоянное снабжение партизан продуктами и трофейным оружием, боеприпасами.
     В партизанском движении активное участие принимали болгары, армяне, молдаване, грузины, белорусы, русские, украинцы, греки и даже немцы (коренные жители Крыма).
   А вот татары заняли противоположные позиции.
  В 1941 году из призванных в ряды 51 армии 20 000 крымских татар, дезертировали  все 20 000 татар.
   Грабежом партизанских продовольственных баз занимались жители татарских деревень: Баксан, Тау-Кипчак, Мечеть-Али, Вейрат, Конрат, Еуртлук, Ени-Сала,  Молбай, Камышлык, Аргин, Улу-Узень, Казанлы, Корбек, Коуш, Биюк Узенбаш. Затем татарское население начало прислуживать немцам.
26 ноября 1942 года бывший начальник 5-го партизанского района  В.В. Красников писал секретарю Крымского обкома ВКП(б) В.С. Булатову:
«С первых же дней своего прихода немцы, опираясь на татарских националистов, играя на национальных чувствах татар, не грабя их имущество открыто, так как они поступали с русскими, старались обеспечить хорошее отношение к себе местного населения».

Гитлеровский фельдмаршал Эрих фон Манштейн писал об этом так:
«… большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам даже удалось сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападения скрывавшихся в горах Яйлы партизан».

     Татары проводили карательные операции против партизан. На уничтожение защитников Родины работали сформированные татарские националистические карательные батальоны. Сыграли национальные изменнические настроения татар.
Прошли годы, столетия с незапамятных времен существования Крымского ханства, но очевидно национальная ненависть мусульман к христианам сохранилась в поколениях. Она почему-то приобрела изуверскую тенденцию физического уничтожения православных.
  Так было и в двадцатые годы двадцатого столетия.
Следует  привести некоторые цифры:

по данным на 1917 год в Крыму проживало:
- русских и украинцев – 399785 человек;
- татар и турок             -   216968 человек;
- греков                -   20124 человек;
- армян                -   16907 человек.
А весь состав жителей Крымского населения состоял  из  808903 человек.

     В апреле 1918 года: « начинается резня в деревнях Кучук-узень, Алуште, Корбек, Биюк- Ламбате,  селениях Коуш, Улу-Сала и многих других местах расстреливают и истязают десятки трудящихся русских, греков и т.д. В эти дни в Алуштинской больнице была собрана целая коллекция отрезанных ушей, грудей, пальцев.  Резня приостанавливается только тогда, когда   красные отряды  победно наступают».*
------------------------
*Тархан И. Татары и борьба за Советский Крым.
Советов И. Атлас М.Л. Расстрел советского правительства Крымской республики Тавриды.

Остается загадкой истории и тот факт, что греки, над которыми карательным мечом нависали репрессивные меры от  сталинского режима, все, как один поднялись на защиту государства, предпринимавшего к ним, как населению, смертную казнь, ссылки…

По переписи 1939 года в Крыму население составляло численность 1.126.385 человек, из них:
 - русских - 558 481;
- украинцев – 154 120;
- татар – 218 179;
- немцев – 51 299;
- греков – 20 652.


Партизаны первыми  с боем ворвались в родную Балаклаву, выбив из города фашистов, и их татарских прихвостней. Народ ликовал: Победа!  Пусть даже малая победа, но это победа геройского народа с оружием в руках защищавшего свою землю, землю своих героических предков.
           Радость была недолгой, пришел грозный приказ: всех партизан греческой национальности разоружить, на сборы два часа: разрешили взять с собой два пуда личных вещей  и необходимых продуктов. Погрузить их в машины и отправить в Симферополь. Выполнить этот приказ поручен пограничным войскам и морякам. Воины были в шоке от этого дикого приказа. Кого разоружать?  Кого выселять? – патриотов Крыма, среди которых не было ни одного предателя.
    После страшных событий, которые произошли с жителями греческой деревни Лаки (судьба жителей которой сравнима с Белорусской деревней Хатынь):
   «Жители греческой деревни Лаки оказывали всяческую помощь партизанам,  их дома были  полностью сожжены татарами и немцами. Население угнано в Бахчисарай, где большинство из жителей были расстреляны…» - из докладной записки заместителя начальника особого отдела центрального штаба партизанского движения Е.Н. Попова на имя Г.Т. Каранадзе от 25 июня 1942 года.
  Арестовывать геройских защитников полуострова. Пограничники и моряки не выполнили приказ, посчитав его провокацией. Тогда за это берутся войска НКВД, поручив трагическую работу солдатам -выходцам из азиатских республик.
  Но греков-партизан не так просто было взять. По примеру Маршала Советского Союза  С.М. Буденного, когда он  при попытке  к его необоснованному аресту, открыл огонь  из хранившегося у него дома пулемета «Максим», бывшие партизаны заняли круговую оборону.
Как вспоминал один из участников этой вынужденного противостояния,  греки отстреливались геройски, имея на вооружении по два автомата, у пояса гранаты. Завязался бой. Но бой непонятный: окруженные вели огонь на недопущение наступающих  (щадя их), а  атакующие стреляли на поражение. Геройство оборонявшихся поражало даже видавших виды фронтовиков. А отражавшие атаки своих же братьев-славян, со слезами на глазах, стреляли в «молоко». Правительственные войска вынуждены были  отступить, запросив перемирие. Командование связалось с Москвой, лично с Л.Берией: что делать? Партизан-греков без кровопролитья не взять, они погибнут, но разоружить себя не позволят. И Берия посоветовал пойти на хитрость: надо объяснить им, что никто не собирается греков выселять из Крыма, это вынужденная мера, для придания Балаклаве  статуса закрытой военно-морской базы. Присутствие гражданского населения здесь недопустимо. Все шаги предпринимаются во имя укрепления могущества нашей Родины. Каждой греческой семье выделяется одна-две машины для переезда (в зависимости от состава семей).  Все переселенцы будут распределены для проживания в одном из поселений на берегу Черного моря, им будут выделены дома взамен утраченного жилища. Выслушав такие заверения, повстанцы дали свое согласие, но предварительно запросили на сборы не два, а три дня. Такую просьбу мотивировали  необходимостью дополнительного  времени  для прощания с землей своих предков… Сдачу оружия провести только после означенных мероприятий. Руководство  НКВД дало согласие.
     На улицах города были разосланы ковры, на которых появились изысканные вина, редкой для того времени едой, сладостями. Зазвучала музыка, послышались греческие песни. Греки пели, ели, вспоминали дни недавней партизанской борьбы. Они прощались с землей.
    Балаклавской землей, на которую еще недавно поселились воины греческого батальона, сформированного в Таганроге,  выполняя волю Екатерины Великой. Землей, которую пытались в Крымскую войну 1854 года, захватить английский и французский экспедиционный корпуса. Землей, которую греческий гарнизон численностью в триста человек, под командой подполковника Манто, защищал, отражая десятитысячное войско захватчиков. И вот теперь…
Каждый грек завязывал  в памятный узелок горсть древней греческой земли с именем  Крым. Прощальная тризна носила характер исключительно национальный. Так продолжалось два дня, на третий день они сдали оружие и погрузились в предназначенные для этого случая грузовики. Колонна двинулась в путь.
   Однако, не доезжая Симферополя, машины замедлили свое движение и …
   оказались в кольце автоматчиков одетых в форму НКВД. час на сборы, с собою взять самое необходимое, строиться и в пеший путь, никаких возмущений, шаг влево-вправо - стреляем без предупреждений. Вот так защитники Родины оказались ее заложниками. Колонна, состоящая из малолетних детей, стариков, женщин с котомками за плечами, под бдительным конвоем прибыла на железнодорожную станцию Симферополь. А дальше все прошло по накатанному сценарию известных репрессий – погрузка в товарные вагоны, неведомый многодневный путь в неизвестную даль. Многие немощные не выдерживали дорожных нагрузок и умирали, Их хоронили прямо у железнодорожной насыпи на временных остановках. Смерть наступала и от недостатка воды и пищи. Состав прибыл в Башкирскую Уфу. Местные жители встретили переселенцев с огромным радушием, помогали, чем могли. По весне переселенцам отвели место для строительства убогих лачужек, бараков. И что интересно, каждая семья еще в Крыму нашла в себе силы сделать запасы семян новой жизни: огурцов, помидоров, перца, редьки, табака… семена посажены и к осени собран урожай.  Башкирцы удивлялись трудолюбию греков.
Так происходила адаптация на новом месте.*


--------------------------
* Использованы материалы собранные по истории Балаклавских партизан  исследователем  Ал.Холиным.


О завершенном переселении, скупо сказано в документе, хранящемся ныне в архиве:
«№ 693/б  4 июля 1944 года.
Государственный Комитет Обороны
Тов. Сталину
НКВД СССР докладывает, что выселение из Крыма спецпереселенцев – татар, болгар, греков, армян – закончено. Всего выселено 225 009 человек, в том числе:
- татар – 183 155;
- болгар – 12 422;
- греков – 15 040;
- армян -  9621.
Нарком Внутренних Дел Л.Берия»*
--------------------------
 *ГАРФ Ф.Р. 9401. оп. 2 д.65. л. 275.

В числе этих статистических цифр  есть и население героической греческой Балаклавы, славных  партизан Тавриды, отстаивавших землю своих предков от ненавистного фашизма.

«Подвиг»  палачей оценен по достоинству – Серов, Круглов, Меркулов, Абакумов (начальник СМЕРШа) награждены орденами Суворова 1 степени, а 714 работников НКВД, НГБД удостоены других боевых наград.


Рецензии