Есть повод жить

                ЕСТЬ   ПОВОД   ЖИТЬ

     Не так давно мне посчастливилось услышать по-настоящему умные слова: когда садишь сад – есть повод жить. С тех пор, каждый раз, когда подхожу к калитке своего сада, мысленно повторяю их. Может кто-то и не поверит мне, но я точно убедилась в том, что умное слово бодрит, приумножает силу. Появляется смысл. А если знаешь: ради чего живёшь, то ни силы, ни времени не жалко. Пусть кто-то сильный и уверенный в себе пытается весь мир переменить. Бог ему в помощь, если его затея во благо. Моих же сил едва-едва хватает на мои шесть соток. Что-то мне удаётся, а бывают случаи, когда опускаются руки. «Ну, не растёт у меня редька! Проживу и без неё…» - думала я и принималась за новую, неотложную работу. Вся моя садовая эпопея – это полигон проб и ошибок, плюс ещё тридцать три случайности.
     Я выросла на Украине и имею представление о том, что такое настоящий сад. Вполне естественно, что, на своём клочке земли, пытаюсь воссоздать нечто подобное. В моём саду уже растут несколько сортов вишни и даже черешня. Яблони трёх сортов, три сорта слив, малина, смородина, ирга, ежевика и даже куст жасмина, отличаясь от прочего растительного мира нежно-зелёной нестареющей листвой. Одни деревья посажены саженцами, другие от маминого корня выросли. Не привиты. Просто унаследовавшие родовое качество. Вишни из косточек растут. Яблоне, выросшей возле высокой лестницы к дому, дало жизнь случайно обронённое семечко. Маленькое деревце. Ещё трудно предугадать: к какому сорту принадлежит. Выкопать и пересадить её – невозможно. Корни глубоко под каменными плитами растут. Вроде бы яблонька эта – ни к месту тут. Два года к ряду срезала её под корень. А она, упрямая, растёт. Одним словом: переупрямила меня. Я даже зауважала её за такую жизнеутверждающую силу. Да, что она? Тут, на какое растение не посмотри – у каждого своя судьба, своя история.
     О моих деревьях и кустах, конечно же, знаю, как о тех деревьях, которые растут по другую сторону забора. Интересная судьба у абрикосового дерева, растущего рядом, но уже на огороде Раисы Семёновны. Его ещё покойный муж соседки, Николай, из косточки вырастил. Большое дерево сформировалось, но тайну плодов своих открывать не спешило. Наконец, в этом году впервые расцвело. Робко так. По всему дереву цветиков десятка два. На сладкий нектар слетелись пчёлы. Раиса Семёновна с недоверием посматривала на дерево. Даже несколько раз намеревалась спилить его. После долгих уговоров, уломала таки её – подождать до осени.
     Август выдался холодным, дождливым и ветреным. Земля разбухла, как намоченный сухарь. Веснушчатые абрикосины слегка пожелтели и, не удержались на ветках. Легли на мокрую землю. Соседка не заметила случившегося. А у меня совесть не позволила промолчать. Но не больно-то хотелось Семёновне ползать на четвереньках под роняющем капли росы деревом. И всё же пересилила себя, собрала свой первый урожай. И… молчок. Много лет к ряду делились мы тем, что у кого уродило. «Ладно Бог тебе судья», - подумала я и, тоже промолчала. Но, уже на следующий день, Раиса стала извиняться. Дескать, многие плоды были подпорчены. Однако она что-то там сумела сварить. «Хоть запахом абрикосового варенья надышалась», - поделилась впечатлением счастливая женщина. При этом обещала, что уже на следующий год, когда урожай побольше будет, то обязательно меня угостит. Я согласно кивала головой, не растить же мне обиду в душе из-за нескольких абрикосин. Благодарению Бога детство моё было плодово-ягодным.
     Но, то, что случилось на моём огороде, потрясло нас обоих. Теперь без слёз вспомнить не могу.
     Мокрое лето сказалось на урожае. Яблони гнулись под тяжестью плодов. Я с сыном, Гришей, ставили подпорки и с надеждой поглядывали на очищающееся от туч небо. Яблочкам, до полной зрелости, ещё не меньше месяца на дереве висеть. Вес ещё увеличится, но уже и так видно – тяжело яблоне. Особенно меня беспокоила молодая яблонька. Яблоки на ней не по-сибирски большие, а силёнок дерево не накопило.
     Беды нагрянули одна за другой. Сперва отломилась нижняя ветка у молодой яблони. Потом большая ветка от старой яблони упала на куст смородины. Срочно нужно было освободить от тяжести смородину, но эта работа не по моим силам. Через пару дней приехал сын. Яблоневую ветку мы распилили на мелкие части и перенесли на освободившуюся от урожая гороховую грядку. Захватив ведро, поспешила к растерзанному кусту смородины. Нужно было собрать перезрелые ягоды. Собираю и прислушиваюсь. Никак не пойму: что за потрескивание и пощёлкивание? Потом вроде бы привыкла к этим звукам. Работы много. Недосуг оглядываться по сторонам. И, вдруг, старая яблоня, огромная, ветвистая, развалилась, подобно карточному домику. Ветки легли по кругу. Я еле успела отскочить в сторону. Меня буквально трясло от испугу. А за забором причитала, как по покойнику Раиса Семёновна: «Кормилица ты наша!..»
     «И в самом деле, эта яблоня кормила две семьи», - с грустью подумала я и, тыльной стороной ладони вытерла слёзы. Так хозяйки плачут по павшей корове, да ещё по яблоне. Нет, когда дерево постепенно сохнет, тогда другое дело. Но, такую смерть, пускай даже безмолвного дерева, видеть тяжело. Проходивший по дороге старик-сосед, снял соломенную шляпу и со вздохом сказал: «Погибла при исполнении…»
     Непривычно пусто теперь в том углу огорода. Только голубеющее небо, которое всё видит и всё наперёд знает. Хотя и мы, люди, знаем и помним о том, что всему приходит конец. Но, не смотря на это, беда приходит неожиданно.
     Я смотрю на молодые яблони, сливы, вишни. Ещё неокрепшие ветки тянутся к солнцу. «Жить хотят…», - краем сознания тенью проскальзывает мысль, а за нею другая: «Есть повод пожить ещё, чтоб увидеть, какими они вырастут».

                12 августа 2008 года.


Рецензии
Слов нет... такого ещё ни разу не видела.
Спасибо, Анечка за науку. Век живи - век учись.
Тепла и солнышка. Нина

Нина Шарыгина   07.03.2014 04:06     Заявить о нарушении
Дорогая Ниночка! Спасибо за духовную поддержку!
С праздником тебя, дорогой мой человек!!!!!!!!!!

Анна Боднарук   07.03.2014 06:34   Заявить о нарушении
Аннушка, тебя тоже в ответ - с праздником! Тепла, солнышка и улыбок. Нина

Нина Шарыгина   07.03.2014 12:16   Заявить о нарушении
СПАСИБО!!!

Анна Боднарук   07.03.2014 16:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.