Соль всех морей и океанов

 Жил да был на свете Путешественник. Больше всего на свете он любил Ветер Дальних странствий. Особенно - если это был соленый морской ветер! Путешественнику нравилось слушать, как хлопали на ветру крылья парусов,  видеть, как наклонялся над горизонтом бушприт его яхты, ощущать манящий запах открытий и приключений! А большие и серьезные корабли уносили Путешественника то в жаркие тропические широты, то к ледяным берегам Антарктиды, то в серые туманы Британии... Конечно же, Путешественник с радостью возвращался домой.  Но потом снова Ветер странствий не давал ему покоя и звал за собой в дорогу....

 Однажды Путешественник был в одной из дальних стран. Путешественнику было грустно одному в чужой стране, и он стал искать себе друга. Работа была интересная, но вечером все расходились по домам, соседи на улице были вежливы и обходительны, но Путешественник был не понятен для них... Поэтому после рабочего дня человек, так безгранично и преданно любивший море, сидел один у камина и подолгу смотрел на пляшущие языки пламени...

 И вот, когда Путешественник совсем было отчаялся найти себе подходящего товарища, произошла эта неожиданная встреча. В той далекой стране, где в то время  жил Путешественник, люди стараются раздать, ставшие ненужными, вещи. Так Путешественник встретил Солтика. Солтик был белым фарфоровым котом-солонкой. Он был весь круглый, гладкий и очень печальный. На его голове было семь маленьких дырочек для соли. В тот день Солтик сидел на краю стола и с грустью думал о том, что оказался ненужной вещью. И вдруг чьи-то теплые ладони подхватили его и незнакомый голос сказал:

- Эй, хозяйка, я возьму у тебя этого кота!- Путешественник положил монетку на стол, а Солтика - к себе в карман.

 Солтик был удивлен. Он сквозь ткань куртки слышал, как стучит сердце незнакомого ему человека, чувствовал его тепло всем своим фарфоровым боком. Было любопытно, интересно и удивительно. И совсем не было страшно. В кармане куртки Солтик просидел до вечера, а потом вдруг очутился на каминной полке. Прямо на него смотрели веселые и светлые глаза Путешественника:

- Кот, ты кто?

- Я- Солтик. Я - просто фарфоровая солонка - тихонько прошептал Солтик - Но дырочки в моей голове слишком малы, и соль не высыпается. Поэтому я оказался ненужным...

- А я -Путешественник! - продолжал человек с добрыми глазами.- Мне очень нужен друг, потому что я сейчас так далеко от своей любимой. Ты любишь путешествовать?

- Я не знаю - сказал Солтик - Я никогда раньше не путешествовал.

- Я покажу тебе дальние страны! Я расскажу тебе много интересных историй! - обрадовался Путешественник - Ты увидишь, как солнце опускается прямо за Край Земли, ты услышишь, как шумит прибой у далеких скалистых берегов!

- А ты не будешь насыпать в меня соль и трясти вниз головой? - спросил Солтик.

- Нет! - засмеялся Путешественник.- Ты просто будешь моим другом, который всегда рядом!

 Уже засыпая, Солтик думал о том, как удивительна и не предсказуема жизнь. Еще утром он был совершенно никому не нужен, а теперь у него есть дом и, главное - есть самый настоящий друг!



**********

 Утро было солнечным и сияющим! Оно прямо врывалось в дом сквозь стекла окон и звало за порог! Путешественник сказал:

- У меня сегодня выходной день и мы с тобой отправимся в первое твое путешествие!

 Он положил Солтика в карман и отправился прямо к морю. Краем глаза Солтик видел синий купол неба, зеленые макушки деревьев и слышал, как звонко щебетали птицы. А потом мир распахнулся, словно кто-то открыл настежь окно: впервые в жизни Солтик увидел море!  Солнце уже поднималось над дремлющим городом и рассыпалось, как праздничное конфети, по набегающим волнам сотнями  тысяч солнечных зайчиков! Живя на кухне в шкафу, Солтик даже представить себе не мог, как огромен и прекрасен мир!
 
 А потом Путешественник посадил Солтика  прямо в корпус от старого компаса, чтобы тот не упал, и аккуратно поставил на палубу. Соленый морской ветер щекотал нос и уши, забирался и шуршал в коробке, ласково гладил по спине. Солтик был вне себя от счастья! Еще бы! Больше никто не трясет его вниз головой, а вокруг такой необъятный и манящий мир! Разве мог фарфоровый кот мечтать о такой жизни?

 Дни мелькали незаметно, одни яркие впечатления сменялись другими, еще более яркими. Путешественник таскал Солтика повсюду - на работу, на прогулку, на деловые встречи. На работе Солтик мирно спал в кармане потертой джинсовой куртки, иногда прислушиваясь к умным разговорам Путешественника и его сослуживцев. На деловых встречах он даже заснуть боялся, чтобы как-нибудь невзначай не помешать решению серьёзных задач. А вот прогулки всегда радовали обоих - и Путешественника, и фарфорового Солтика! Можно было столько всего увидеть, еще больше спросить и кое-что рассказать!

 Однажды Солтик попросил Путешественника не слишком глубоко опускать его в карман, так, чтобы можно было видеть все вокруг по дороге. И жизнь стала еще интереснее!

 Теперь Солтик мог видеть из кармана весь мир вокруг: важных гусей, переходивших дорогу, мчавшиеся по срочным делам машины, обсуждавших последние новости ворон. В тот день Путешественник очень спешил. Он шел быстро, не оглядываясь по сторонам. Солтик же напротив – вертел головой во все стороны. Под развесистым кустом сирени он вдруг увидел знакомый стол,  на котором огромной кучей громоздились какие-то вещи, и где совсем недавно сидел он сам и ощущал себя самым ненужным котом на земле. Легкий холодок пробежал по спине Солтика, и он покрепче прижался к мягкому карману куртки Путешественника.  Солтик  уже было собрался нырнуть в карман с головой, когда в ярких лучах солнца блеснула сияющая фигурка стройной кошечки. Она, так же как и Солтик, сидела на краю стола и растерянно смотрела по сторонам. Но она не хотела быть ненужной вещью, поэтому улыбалась. Ее лучезарная улыбка, как солнечный зайчик, сверкала среди серой груди старого хлама. 

 Солтик изо всех сил вцепился когтями в карман куртки своего друга:

– Постой! Остановись на минутку! Давай возьмем с собой эту чудную кошечку!- Посмотри, как ей плохо там, на столе!

 Путешественник на мгновенье остановился:

– Что ты там увидел, Солтик? Может, завтра зайдем? Смотри – сейчас пойдет дождь, а у меня нет с собой зонта.

- Нет! – почти закричал Солтик. -  Посмотри – ее нельзя оставлять здесь до завтра!

 Путешественник хотел уже возразить, но в тот миг он и сам заметил сверкающую кошечку:

– Ух, ты! Какая красавица! А у тебя, приятель, неплохой вкус, она прямо светится вся!

 Путешественник отдал хозяйке монетку и опустил кошечку в другой карман своей куртки.
Фарфоровое сердечко Солтика бешено колотилось в его фарфоровой груди! Как жаль, что кошечка оказалась в другом кармане! А как ее зовут? А станет ли она дружить со мной? От нетерпения Солтик едва не вывалился из кармана.

- Потерпи немного – усмехнулся Путешественник - уже почти пришли!

 И тут большие тяжелые капли забарабанили по крышам домов, зашелестели по листьям деревьев. А высоко в небе, сквозь тучи, словно играя в прятки, выглядывало солнце! Прямо над домом Путешественника всеми красками лета и жизни засияла радуга!

 Путешественник, стряхивая с куртки дождевые капли, поставил на каминную полку Солтика и прекрасную незнакомку.  Кошечка была маленькая, изящная и сияющая! Сделана она была из какого-то медного сплава - с остренькими ушками, изгибающимся хвостиком и обворожительной улыбкой. Вся ее стройная фигурка была черной, лишь кончик хвоста, ушки и мордочка - солнечно-золотыми!

- Как тебя зовут? - спросил Путешественник.

 Кошечка посмотрела на него своими сказочно красивыми глазами и ничего не ответила.

- Наверное, у тебя нет имени, - продолжал Путешественник. - Если ты не возражаешь, то я буду называть тебя Светик. Ты вся светишься, как солнечный лучик.

 Кошечка улыбнулась:

- Хорошо, мне нравится.

 Путешественник взял в прихожей зонт и сказал:

- Я тороплюсь, а вам надо познакомиться! Правда, Солтик? - и он вышел на улицу, плотно закрыв за собой дверь.

 Солтик, не отрывая глаз, смотрел на прекрасную незнакомку, которая теперь получила имя

- Светик. Кошечка потянулась, расправила лапки и подошла к Солтику - - Ты здесь живешь? А твой хозяин - он кто?

 И Солтик стал рассказывать о том, что его хозяин - Путешественник, о том, как здорово иметь такого друга, о том, что и сам Солтик попал в этот дом со стола под кустом сирени....

- Так ты - фарфоровая солонка? - удивилась Светик - А я все время думала - отчего ты такой смешной?

 Солтик смутился:

- У меня дырочки маленькие, соль не проходит сквозь них....

- Все равно, смешной! - настаивала Светик - Белый, круглый! А я жила просто на книжной полке. У меня нет никаких дырочек,  да и имени никогда не было, я стояла там для красоты. Я думаю, что меня убрали оттуда по ошибке - ведь я же по-прежнему красива! И поверь мне, белый фарфоровый кот, однажды я буду украшать каминную полку самой Королевы!

- Меня зовут Солтик - грустно вздохнул белый фарфоровый кот, так и не ставший настоящей солонкой. - Ты очень красива, и ты обязательно будешь жить у самой Королевы... А пока давай будем дружить. Я не такой уж плохой и смешной, я уже много успел увидеть и много могу рассказать тебе...

 Светик снисходительно согласилась.



*********

 А потом была весна! Было солнце, небо, цветы и радуга! И море. Бесконечно синее, радостно золотистое и всегда манящее в свои объятия. Светик усаживалась на капитанском мостике и улыбалась Путешественнику. Каждое утро он ей говорил:

- Здравствуй, моя красавица!

 А Светик щурилась на солнце и смотрела, как бесстрашно стоял на палубе Солтик, подставляя всем ветрам свой круглый белый бок. А вечерами он рассказывал своей подружке сказки. О Вечерней Звезде, которая так любила Первый Солнечный Лучик, о маленькой Песчинке, что стала Прекрасной Жемчужиной, о смелой Чайке, которая не испугалась Черной Бури... Светик слушала, слушала и засыпала, слушая эти сказки... А Солтик знал их тысячи! А которых не знал - придумывал на ходу, лишь бы Светик улыбалась ему своей солнечной улыбкой.

 Однажды вечером Путешественник сказал:

- Друзья мои, собирайтесь! Завтра утром мы едем в аэропорт и самолет унесет нас в Дальнюю страну, где в Порту нас будет ждать большой пароход, на котором мы отправимся к берегам далекой Гренландии.

- Ура! Приключения! - обрадовался Солтик. - Светик! Мы увидим Северный Ледовитый океан!

 Светик ничего не сказала, она продолжала улыбаться.

 В аэропорт Солтик и Светик ехали в рюкзаке. Зато в самолете Путешественник поставил их обоих перед иллюминатором. Под крылом самолета громоздились, словно гигантский кремовый торт, нежно-розовые облака. "Как необыкновенно красиво!" - с восторгом думал Солтик. - "Ах, как здорово и неотразимо улыбается сейчас Светик! Как ей идет такая сказочная красота!" "Какое все воздушное там, за стеклом иллюминатора!" - думала Светик - "Ах, как бы здорово я смотрелась бы на фоне этих облаков! И все самые достойные королевские коты  не сводили бы с меня глаз!"

 Вечером Путешественник взял своих друзей на прогулку. Небо над старым туманным Лондоном в тот вечер было ясным, и солнце так и сверкало своими лучами на шпилях башен и солнечными зайчиками пробегало по мордочке маленькой изящной кошечки, выглядывавшей из кармана куртки Путешественника.

- Скажи, Путешественник, - спросила Светик, указывая на огромное, величественное здание, - Не это ли дворец самой Королевы?

- Ах, какая ты у нас умница! - улыбнулся Путешественник. - Это в самом деле королевский дворец.

 Светик долго не могла уснуть. Она представляла себе роскошные королевские покои, где по лакированному и начищенному до зеркального блеска, полу прогуливались важные королевские коты и кошки. Светик совсем не хотела отправляться в какую-то Гренландию, когда вот оно, счастье, совсем рядом! В ту ночь она твердо решила не садиться в самолет с Путешественником и Солтиком - пусть они одни плывут к берегам холодной Гренландии, а ей, такой красавице, там делать нечего.

 В аэропорту было суетно и многолюдно. Механический женский голос то и дело объявлял прибытие и отправление самолетов. Путешественник подошел к стойке и остановился в ожидании регистрации на свой самолет. Он снял куртку и аккуратно положил ее на рюкзак. Светик тихонечко выскользнула из открывшегося кармана - сначала на стол, а потом на пол. Из другого кармана куртки на нее с ужасом и мольбой смотрел Солтик:

- Куда ты, Светик?

- Прощай, белый фарфоровый кот! - лучезарно улыбнулась Светик - Спасибо, что вы подобрали меня со стола ненужных вещей, но сейчас я хочу, чтобы моя жизнь изменилась!

- А как же я? - безнадежно спросил Солтик - Я же очень люблю тебя и буду безмерно скучать без твоей улыбки?

- Ничего! - хмыкнула Светик - У тебя есть друг, ты любишь путешествовать - привыкнешь обходиться без меня!

 Солтик смотрел, как уходила Светик. она легко скользила по кафельному полу, пробиралась между скамейками и, наконец, совсем пропала из виду. Солтик молчал. Ему хотелось кричать, сказать Путешественнику, чтобы тот вернул маленькую стройную кошечку, но не мог

- Светик сама решила уйти, значит ей не нужен белый фарфоровый кот по имени Солтик...



*******

 Когда уже в каюте корабля Путешественник поставил Солтика на стол и обнаружил, что Светик исчезла, он стал перетряхивать куртку и заглядывать во все карманы рюкзака. Солтик тихонько сказал:

- Не ищи ее, она ушла...

 Путешественник удивленно взглянул на своего друга:

- Как ушла? Куда? И почему?

 Тогда Солтик рассказал, что Светик всегда хотела жить в королевском дворце среди придворных кавалеров и теперь решила попытать в этом счастья. Путешественник молча выслушал, вздохнул и сказал:

- Что ж, каждый сам определяет, что для него важнее... Ты не грусти, потому что у тебя есть я. А я точно не брошу тебя - ты мой друг!

 Солтик промолчал. Он смотрел в иллюминатор на тяжелые свинцовые волны круглыми фарфоровыми, но почему-то влажными, глазами .....

 Путешественник много работал тогда, а Солтик во всем ему помогал - держал навигационные карты, чтобы они не скатывались со стола, проверял, все ли в порядке в сложных расчетах, заглядывая в тетрадь Путешественника, контролировал записи в бортовом журнале. В общем, дел было так много, что они притупили  боль потери и разбавили горечь разлуки. Солтик опомнился только тогда, когда снова очутился дома, на каминной полке... Все было по-прежнему: сосны за окном, огонь в камине, ходики на стене, назойливый будильник на тумбочке у кровати... Только маленький уголочек у зеркала, где так любила красоваться Светик, был пуст...

- Ничего - бодро сказал Путешественник - Мы вдвоем, а это - много! Мы с тобой будем отдыхать!

- Я не устал - тихонько проговорил Солтик - Мне просто грустно.

- Знаешь, - не унывал Путешественник - Завтра выходной день. И мы с тобой уплывем на нашей яхте в море и будем просто загорать на палубе, слушать, как поет ветер, запутавшись в вантах, споем колыбельную солнцу...

 Солтик просто кивнул своей белой фарфоровой головой в знак согласия.



********

 А Светик тем временем, выбравшись из здания аэропорта на площадь, стала прислушиваться к тому, что говорят вокруг. Забраться в автобус она не могла - слишком высоко были ступеньки, да и как узнать, на каком автобусе можно доехать до королевского дворца? Задача не из легких. Так, в размышлениях,  она добралась до стоянки такси. Люди называл маршрут и садились в машины. Светик остановилась у фонарного столба. На стоянку пришел маленький круглый человечек со своей спутницей. Он открыл дверцу такси и обратился к водителю:

- Эй, парень, мы здесь проездом, у нас очень мало времени, а моя жена хочет видеть королевский дворец!

 Таксист утвердительно кивнул, вышел из машины и открыл багажник, чтобы положить туда вещи пассажиров. Светик, не долго думая, шмыгнула в карман дорожной сумки ! Уже в пути она думала о том, а что если пассажиры посмотрят дворец и вернутся обратно в аэропорт?

 Через некоторое время она услышала голос пассажира такси - Спасибо, дальше мы пойдем пешком! Такси остановилось, водитель отдал сумку хозяину и уехал. Светик осторожно выглянула из кармана сумки: она узнала величественное здание королевского дворца и парковые аллеи, по которым недавно гуляла с Путешественником и Солтиком. Что-то мимолетное шевельнулось у нее внутри, но также быстро исчезло. Надо было спешить. Светик совсем незаметно выскользнула из кармана сумки в высокую зеленую траву. Когда все ушли, она оглянулась по сторонам и пошла прямо в направлении высокой белой колоннады.

 Светик двигалась осторожно, боясь попадаться кому бы то ни было на глаза. "Ах, мне бы только до Королевского дворца добраться! А там уж я себя покажу!" - думала она. Как вдруг чья-то рука подхватила ее и подняла вверх! Светик встретилась глазами с пухлым мальчиком лет десяти. Он вертел ее в руках и с любопытством разглядывал. А рядом суетилась трехлетняя девчушка, смешно подпрыгивала, пытаясь дотянуться до руки брата:

- Ну, покажи! Ну, покажи!

 Так Светик попала в дом к королевскому повару и очутилась на каминной полке. На другом ее конце сидел толстый фарфоровый кот. Он был весь в розовых цветочках, а на спине красовалась прорезь для монет. Кот был копилкой. До конца дня кот разглядывал свою неожиданную соседку нарисованными глазами. Вечером, когда все уснули, кот спросил:

- Ты теперь будешь здесь жить? Тогда тебе придется быть моей подружкой!

- Почему? - спросила Светик.

- Потому, что я здесь самый красивый, - удовлетворенно мурлыкнул кот - И потом, у тебя все равно, нет выбора! К тому же, я очень богат!

 Светик ничего не ответила, но подумала, что Солтик ей бы никогда такого не сказал....

- Но ты особо не обольщайся, - продолжал кот - Я ни монетки не намерен на тебя тратить!

- А зачем тебе столько денег? - спросила Светик.

- Как зачем? - изумился кот - Для престижа! Я же - копилка!

 Дни потекли друг за другом, однообразные и скучные. Светик стояла на каминной полке и целыми днями слушала пустую болтовню толстого кота... Разве об этом она мечтала? И вот однажды дети, играя, уронили ее на пол. Светик даже обрадовалась. Она выскользнула за порог и очутилась на широкой мраморной лестнице. Вокруг все сверкало позолотой, пестрело нарядными картинами и витражами. Светик замерла от такой роскоши! Глаза ее заблестели, сердечко готово было выпрыгнуть из груди - вот это праздник!

 А потом вдруг чьи-то маленькие ладошки подхватили ее и подняли вверх!

- Смотри, что я нашла! - маленькая девочка показала кошечку своей гувернантке. Так

 Светик попала в комнату к настоящей принцессе. И с тех пор ее жизнь потекла размеренно, чинно и благородно. Она теперь стояла на золоченой каминной полке, рядом с куклами знаменитых мастеров, и уже совсем забыла, что когда-то была на столе распродаж... Только иногда, когда за окном был ветер, и дождь колотил в окошко своими тонкими пальчиками, Светик вспоминала далекую страну, яхту, над которой раскачивался звездный купол неба, и смешного фарфорового кота по имени Солтик...



********

 Солтик сидел на борту яхты. Он не пошел спать в каюту вместе с Путешественником, и все смотрел и смотрел на волны... Вдруг совсем рядом Солтик услышал всплеск и чье-то дыхание. У самого борта яхты на волнах раскачивалась русалка. Это была совсем еще юная русалочка, из тех, за кем еще присматривают няньки. Ее зеленые волосы растекались по волнам, как водоросли, огромные и очень любопытные газа смотрели на Солтика.

- Здравствуй, фарфоровый кот!- словно тысячи серебряных колокольчиков, прозвучал голосок Русалочки - Я давно наблюдаю за тобой. Отчего ты все время такой печальный?

- Однажды я потерял друга - ответил Солтик.

- Но ведь друг-то не пытается тебя найти? Или это была подружка? - приставала Русалочка.

- Наверное, она нашла, что искала - рассеянно сказал Солтик. - Мне бы только узнать, что у нее все в порядке! А вдруг, ей нужна моя помощь? Может, она тоже вспоминает меня...

 Русалочка долго молчала. А когда заговорила, голос ее звучал совсем не по-детски. Вместо звона серебряных колокольчиков слышен был только рокот прибоя.

- Есть одна очень древняя легенда - говорила она - Мне моя бабушка рассказывала. Если собрать соль всех морей и океанов, то однажды на рассвете в облаках над морем возникнет летучий корабль. Он будет легок и прекрасен, как мечта. Ты можешь полететь на нем, куда только захочешь, в любой конец Земли, и увидишь все, что ни пожелаешь... Только если твоя подружка не вспомнит тебя при встрече, корабль исчезнет, так же, как и возник...

- А как собрать соль всех морей и океанов? - оживился Солтик.

 Русалочка улыбнулась:

- Для тебя это проще простого! Сквозь дырочки, что на твоей макушке, не проходят кристаллы соли, но замечательно пройдет морская вода. А соль останется внутри тебя!

- Верно! - обрадовался Солтик. - Спасибо тебе Русалочка!

- Только помни - как эхо прозвучало с гребня волны - Если корабль исчезнет, ты упадешь с огромной высоты! Не забывай, что ты фарфоровый!

 С тех пор смешной фарфоровый кот по имени Солтик пропускает через себя воду всех морей и океанов, в которых бывает вместе с Путешественником. И внутри его оседают кристаллики соли. Зимними вечерами на каминной полке Солтик перебирает их и думает о том, каким красивым будет летучий корабль. А когда наступает весна, он выходит на берег моря и всматривается вдаль - не мелькнет ли среди облаков над морем его мечта? Однажды Солтик рассказал обо всем Путешественнику. Тот задумался:

- А что, если Светик не вспомнит тебя и корабль исчезнет? Тебе не страшно?

- Если она не вспомнит меня, значит, она счастлива - грустно улыбнулся Солтик - Нет, Путешественник, мне не страшно!



Иллюстрация художника ВЛАДИМИРА ЧЕРЁМИНА (Изображение Солтика и фото Путешественника - настоящие!).


Рецензии
Оля, ну какая же чудесная сказка!!! Так и задумаешься, а сам-то способен любить так по-настоящему как Солтик! И в этом по-моему соль сказки!:) Спасибо, дорогая Сказочница! С Наступающим Новым годом!!! Счастья, здоровья, новых сказочных историй!!!)))

Татьяна Бабина Берестова   29.12.2021 17:27     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Татьяна! Вас тоже с Наступающим! Добра, тепла, света и любви! Будьте здоровы!

Ольга Луценко   29.12.2021 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.