Наука в СССР

  (Продолжение)

Несмотря на то, что в 30-годы ХХ века практически всех здравомысялящих и талантливых учёных засадили в тюрьмы, наука в Советском Союзе процветала. Денег на неё выделялось с лихвой. Правда, возникает подозрение, что процветали только те отрасли, которые так или иначе работали на военно-промышленный комплекс. Такие же отрасли,  которые прямо на него не работали (биология, генетика, психология, языкознание) были очень скромны в своих достижениях.

Советская наука отличалась фундаментальностью и, вместе с тем, была очень неповоротливой, так как руководство страны, не считало нужным уделять должного внимания прикладному характеру науки. Наука не считалась с затратами; экономический же эффект от изобретений и разработок часто был минимальным. В стране было огромное количество НИИ, многие из которых фактически ничего ценного не производили. В среднем конструкторском бюро на 1 толкового инженера приходилось с десяток людей, «далёких от темы», а то и больше. Также советская наука была очень материалоёмкой (материал в данном случае – не только деньги, но и люди). Потребляла она много – давала меньше.

Поскольку множество блестящих учёных было выслано из страны или уничтожено, их место заняли люди посредственные, но «с правильной установкой». Поэтому и достижения советской науки были посредственными. Наряду с несомненными достижениями в освоении космоса, энергетике, самолётостроении, всерьёз рассматривались и такие сомнительные (если не сказать больше) проекты, как поворот сибирских рек, выведение морозостойкой пшеницы, эксперименты с торсионными полями и т. д.В то же время такие перспективные отрасли как генетика и кибернетика были объявлены лженауками.

Сейчас принято ругать Китай, который вместо того, чтобы создавать своё, копирует чужое, но Советский Союз тоже отличался подобными замашками. Легковые автомобили так или иначе копировались с американских и западноевропейских образцов. Первая ракета появилсь в Союзе благодаря разработкам немецких инженеров, первый танк – благодаря американцам. Даже если просто подумать… Россия, составившая ядро СССР, была до 1917 года аграрной страной; откуда взяться новейшим техническим разработкам буквально за 20 лет – да ещё и при условии, что многие талантливые умы оказались за границей или в тюрьмах? Поначалу на многие технические разработки других стран СССР покупал лицензии, но, окрепнув, страна поняла, что можно обойтись и без этого.

Обидно всё-таки то, что таланты в СССР были, могли работать и продуцировать ценные идеи самостоятельно, но руководство страной, осуществлявшее планирование научных достижений «в ручном режиме», не давало свободы таким коллективам, очень часто предпочитая копировать устаревшую американскую (немецкую, японскую) модель, нежели создавать с нуля своё, «непроверенное». Самым ярким примером здесь служит судьба советских компьютеров, которые разрабатывались в течение десятков лет на оригинальной основе, но в 60-х годах руководство страной приняло решение свернуть все отечественные разработки и создавать компьютеры по единому образцу на базе американской модели (5).

Неповоротливость и теоретическая перегруженность советской науки отражалась на советских учебниках. Мало того, что в предисловии к любому учебнику обязательно упоминалась руководящая роль КПСС, сами учебники, за редким исключением, были написаны таким «тяжёлым» языком, что учиться по ним было сущей мукой. Этот недостаток частично компенсировался тем, что наука в СССР активно популяризировалась среди населения. Выпускалось множество научно-популярных журналов и книг, которые могли частично удовлетворить запросы мыслящего человека.

То, что в науке, как правило, больший вес имел тот, кто был идеологически крепок, а не тот, кто был достаточно умён, и то, что зачастую талантливым учёным негде было развернуться, ибо в стране не поощрялся «полёт творческой мысли»,  и то, что частенько в СССР возникали и укреплялись бредовые научные теории с целью борьбы за власть, и то, что СССР был закрытой страной, и наука находилась полностью на содержании у государства, не заботясь об экономическом эффекте своих разработок,имело не самые лучшие последствия для страны

До сих пор мы расхлёбываем дела горе-языковедов, которые без необходимости «дополнили» лексику украинского языка русскими словами и массово внедряли в сознание граждан кальки с русских фразеологизмов. (Тем самым они добились того, что украинский язык в советской Украине воспринимался как «вторичный» и «второсортный» по отношению к русскому – многие так до сих пор его и воспринимают).

До сих пор мы не знаем правды о Голодоморе и Великой Отечественной войне, и даже не можем назвать точную цифру погибших – таковы «достижения» советской истории.

До сих пор мы догоняем западные страны в сфере общественных наук: психологии, философии, социологии и т. д., ибо марксизм-ленинизм был единственной правильной теорией в СССР на многие годы.

До сих пор наша промышленность, ориентированная на материалоёмкое и энергозатратное производство, не может «выйти из пике», модернизироваться и выдать что-то конкурентноспособное. Мы живём продажей нефти и металла.

В то время как западные страны двигались по пути насыщения товарами внутреннего рынка, наша наука работала на военный «престиж» страны. Удобные «мелочи» для населения инженерной мыслью вообще не рассматривались – всякие необходимые приспособления для быта человеку нужно было изобретать самому. Возможно, именно тот факт, что наука в СССР была «завязана» на тяжёлую промышленность, а не на лёгкую, привело в конце концов к экономическому кризису и краху СССР.

  (продолжение следует)

* * *

Советую прочитать:

1) Александр БОЛОНКИН «Особенности советской и американской науки» http://n-t.ru/tp/br/osan.htm

2) Юрий Райхель «Черные времена советской биологии»
3) Гаташ В. «Как отличить науку от лженауки»
4) «СССР - страна клонов»  http://germanych.livejournal.com/133607.html ,

http://germanych.livejournal.com/133907.html?thread=6321171

5) Владимир Сосновский, Антон Орлов «Советские компьютеры: преданные и забытые» http://forum.comchatka.ru/showthread.php?t=15411


Рецензии