Неопуританство

СПАСЕНИЕ ГИБНУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ?

    Как известно, в мире сегодня существует около десятка цивилизаций. Или, если угодно, около десятка основных субцивилизаций современной мировой цивилизации.
Северная Америка, Западная Европа, Евразия (Россия, Беларусь, Украина), Латинская Америка, Северная Африка и Средняя Азия (точнее, Мир Ислама, от Марокко до Индонезии), Восточная Азия (Китай, Япония, Корея, Индокитай), Южная Азия (Индия и её восточные неисламские соседи), Африка южнее Сахары. Остальные страны либо примыкают к одной из цивилизаций, независимо от своего географического положения (например, Австралия и Новая Зеландия), либо являются пограничными, маргинальными между двумя цивилизациями (таковы, например, Албания или республики Прибалтики). Мы сказали «около десятка» потому, что вопрос этот – дискуссионный. Некоторые геополитики, допустим, объединяют Северную Америку, Западную Европу и схожие с ними страны в единую Западную цивилизацию. Другие, напротив, считают Китай и Японию двумя разными цивилизациями. Есть и системы, насчитывающие до двух десятков субцивилизаций. Мы здесь не будем вдаваться в эту дискуссию. Нас интересует в том или ином раскладе только одна вещь.
Не всякому, конечно, это понравится, но факт, как говорится, налицо: из перечисленных субцивилизаций в новой и новейшей истории преуспели только две – Западная и Восточно-Азиатская. Остальные влачат довольно жалкое существование. Правда, и в странах Запада одни более, другие менее благополучны. Но даже самые неблагополучные стократ благополучнее основной массы населения земного шара. В  странах Восточной Азии контрасты еще более резки. Сравните Китай и Японию, Северную и Южную Корею, страны Индокитая. Но в обоих случаях ясно, что сюда примешивается социально-политический фактор: страны, ставшие жертвой победившего их социализма (точнее, реализованной антиутопии казарменного коммунизма) оказываются в несравненно менее выгодном положении, нежели подобной участи избежавшие. С другой стороны, в мировом океане отсталости и нищеты имеются процветающие острова – например, Арабские Эмираты. Но всем ясно, что процветают они за счет выгодной продажи нефти странам Запада – и только. Есть и страны-кентавры. Например, наша родная Россия. Фасад – вроде бы Европа. А за фасадом – самая что ни на есть азиатская глубинка. Сто лет назад царскую Россию так и называли: Индия с германской армией. Она и в ХХ веке по сей день осталась такой же.
Но сколько бы сложностей мы ни обнаружили на геополитической карте земного шара, все время приходится возвращаться к вышеупомянутому факту, который неизбежно порождает вопрос: почему такие разные народы, как финны и японцы, абсолютно нищие в смысле природных богатств, тем не менее, процветают  совершенно одинаково, а такие разные совокупности народов, как евразийцы и нигерийцы, баснословно богатые дарами природы, тем не менее, одинаково нищи?
Любая расовая теория в данном отношении сразу дает сбой, поскольку одинаково бедствуют или процветают совершенно разные этносы. Любая географическая или политическая теория – тоже, поскольку процветание и нищета соседствуют на одних и тех же широтах, в одной и той же природной среде, причем уйма стран бедствует при вполне сносном правительстве, а  некоторые процветают , кто бы там ни находился у власти. Приходится искать разгадку этой загадки в иной сфере.
Ситуация проясняется, как только вспомним, «откуда есть пошли» современная Западная и Восточно-Азиатская цивилизация. С современной Западной вообще все яснее ясного. Ведь несколько столетий назад она была неотличима от Евразийской. Полюбуйтесь на картины старых европейских мастеров ХУ1-ХУП вв. – все та же нищета, грязь, пьянство. А к  ХУШ веку разница – как небо от земли, причем прорезываться эта самая разница  начала с Севера Европы – с Англии, Германии, Скандинавии. Юг же оставался неотличимым от Евразии почти до самого ХХ века. Социологи установили: как раз в это время на Севере Европы стала распространяться так называемая «протестантская этика», нравственность первых протестантов-пуритан. Постепенно она охватила почти всю Европу и перекинулась на Северную Америку. Но дальше не пошла. Что же касается Восточной Азии, то там когда-то жили ничуть не лучше, чем, скажем, в ханствах Средней Азии или княжествах Южной. А  Япония была неотличима от них аж до второй половины Х1Х века. Откуда же взялись сначала империалистическая, затем современная Япония, плюс четыре знаменитых «Тигра» – Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур? Социологи дают примерно тот же ответ: эти очень разные страны объединяет в общем и целом одна и та же идеология – конфуцианство. Оно и есть источник всех антибед этого региона.
Конфуцианство и протестантство – что между ними общего? Сравнительный анализ обеих идеологий показывает: между ними, действительно, нет почти ничего общего. Кроме трех очень важных вещей: отношение к труду, отношение к семье, отношение к закону, точнее, к своему собственному человеческому достоинству.
Разберем эти важные материи по очереди.

ТРУД  КАК  МОЛИТВА.

Судьба забросила меня надолго в студенческое общежитие на окраине Токио (вообще-то, по евразийским меркам, в однокомнатную квартиру со всеми мыслимыми удобствами, до стиральной машины-автомата включительно). И  та же судьба сложилась так, что к вечеру на следующий день предстояло выступать с большим докладом на английском языке, которым владею отнюдь не блестяще. Выступление было незапланированным и, стало быть, предстояло за сутки сделать то, на что обычно требуется неделя. Поэтому шестнадцать часов подряд, как проклятый, просидел  за письменным столом. Разумеется, раза три отлучался на минутку в кухню достать что- нибудь перекусить из холодильника и столько же раз – в уборную. Плюс  время от времени в самом буквальном смысле слова протягивал ноги (под столом) и закрывал глаза, чтобы расслабиться на секунду-другую перед новым рывком на час-полтора.
И в это же самое время какой-то японский рабочий все шестнадцать часов мостил кирпичами тротуар прямо перед моим окном. Мы оба начали и кончили затемно, почти одновременно. Но японец, в отличие от меня, все шестнадцать часов вообще никуда ни на секунду не отлучался, даже не вставал со своих корточек, а только изредка замирал как бы в трансе, видимо, преодолевал понятное изнеможение. Ну, без еды денек можно и обойтись. А вот без прямо противоположных процедур – это уж слишком! И еще целый день, не вставая, на карачках за кирпичом – обратно, за кирпичом – обратно.  Когда наутро вышел из общежития – тротуар был как картинка, без единой щербинки. А главное, к тому времени я уже хорошо знал: японец, в отличие от меня, работал не как проклятый, а как обычно.
Эта картина все время встает у меня в памяти, когда я вижу аналогичные сцены в моей родной стране к северо-западу от Японии. В сходной ситуации над тем же самым объектом трудится около десятка мастеров и подмастерьев, не считая примерно такого же количества начальников-надзирателей, стоящих на обочине с портфелями в руках. Через каждые четверть часа  при такой каторжной работе – законный перекур на полчаса. Плюс завтрак, обед и ужин по часу – это святое. Плюс любой предлог для любопытства или ругани тоже используется на полную катушку. В результате хорошо, если работа, начатая весной, завершается хотя бы осенью. А уж о качестве лучше вообще не поминать. Полюбуйтесь на наши мостовые-тротуары и найдите хоть миллиметр без сучка-задоринки. И правильно: ведь работали-то, как обычно. То есть, как проклятые. А какая еще работа может быть у человека, чувствующего себя проклятым каторжником даже на грядках собственной дачи?
Самое любопытное, что те же самые два десятка человек, окажись они на том же самом тротуаре под градом снарядов или когда все вокруг рушится при землетрясении, начинают вести себя совсем по-иному. Все двадцать костьми лягут, а через минуту тротуар будет готов. Пусть не как картинка, но свой танк вполне пройдет. И пусть прямо на них рухнет дом. Последний оставшийся в живых обязательно вытащит из развалин ребенка. Так воспитала их мачеха-история. Так сложилась их цивилизация.
По роду своей работы мне часто приходится бывать в Финляндии. Что больше всего поражает – вся страна вылизана, как паркет в парадном зале. Случайно увидишь кучку сора на опушке или лужу на обочине – сразу на душе теплеет: чем-то родным повеяло. А ведь всего двести лет назад «приют убогого чухонца», если чем и отличался от самой худой русской избы, то вряд ли в лучшую сторону. Сколько же надо было миллиардов человеко-часов поползать над каждой кочкой, чтобы вот так отдраить целую страну с три наших области величиной!
Теперь вернемся от чухонцев к пошехонцам. Скажем, в родное Подмосковье. На всех террасах с утра до вечера сидят, пьют чай, привычно блудословят. А вокруг – горы мусора, вонь, грязь, не то что непроезжие – непролазные дороги.
Почему такое?
Потому что в античном мире всегда и всюду работал только раб. Свободному человеку стыдно было уподобляться рабу, и он скорее умер бы с тоски, чем унизился до рабского труда. Потому что в средневековье испанский идальго предпочел бы голодную смерть позорищу в глазах окружающих с каким бы то ни было инструментом в руках, кроме шпаги и мушкета. Потому что с незапамятных времен и до наших дней каждый уважающий себя эффенди должен часами восседать в чайхане с пиалой в одной руке и с кальяном в другой, а все работу, если нет раба, должна делать рабыня по имени жена. Полюбуйтесь на наш бывший сильный пол – каждый второй если не идальго, то обязательно эффенди, начиная с малышовой группы детсада.
И вот в двух разных концах земли появились люди, проповедовавшие прямо противоположный образ жизни.
  В Древнем Китае две с половиной тысячи лет назад Конфуций сказал: «Молодые люди должны серьезно и честно относиться к делу». И еще много чего  в том же духе. Казалось бы, ну что тут такого? Обычное занудное резонерство старика. Именно так считают все до единого мои внуки и правнуки, когда пытаюсь донести до них свет конфуцианских истин. А древние китайцы, а за ними японцы и корейцы, мало того, что восприняли эти слова всерьез – еще вдобавок по сей день воплощают их в жизнь с потрясающей скрупулезностью. И, добавим, с потрясающим эффектом.
В Северной Европе менее чем полутысячелетие назад появились пастыри-пасторы, которые, в отличие от погрязших в чревоугодии аббатов, с горящими глазами читали Библию не по латыни, а на понятном прихожанам языке: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу». Казалось бы, что тут такого? Неделя как неделя. А прихожане поняли их чересчур буквально. В смысле: не работающий да не ест. Мало того, в смысле: стыдно здоровому человеку в будни не трудиться. Как видим, мораль – прямо противоположная идальго-эффендиевской. И спустя менее полутысячелетия она принесла потомкам этих прихожан 20000  долларов годового дохода на душу населения против сотни долларов у потомков завсегдатаев чайханы (вариант: очереди у пивного ларька).
Итак, истовый, добросовестный труд всех и каждого как основа благосостояния нации. Это и есть первая заповедь неоконфуцианства или, кому что нравится, нео-пуританства, ведущая в то самое Светлое Будущее, до которого так и не добрались неомарксисты-ленинисты-чучхеисты.
          У нас, как всем хорошо известно, на сей счет имеется несколько иная инструкция: трудом праведным не наживешь палат каменных. Следуя ей, мы продолжаем дивить мир масштабностью, повальностью, тотальностью нашего вселенского воровства. Уж, казалось бы, в стране разворовано все и вся. Ан нет, каждый день слышим о хищениях в особо крупных размерах. А об еще более крупных, разумеется, не сообщают. Но путем грабежа может обогатиться самое большее два-три десятка олигархов. Говорят, чтобы газон был английским, надо сотню-другую лет подстригать его каждый год. Точно так же, чтобы каждому получать в месяц тысячу не рублей, а долларов, необходимо нескольким поколениям всем поголовно работать, как работали английские или германские пуритане.
         Между тем, в сфере труда на нас надвигается монстр, о котором ни конфуцианцы, ни пуритане минувших веков и тысячелетий понятия не имели. Называется он теперь уже привычно: персональный компьютер, только имеет с нашими нынешними компьютерами очень мало общего. Во-первых, габаритами он уподобляется не менее привычному «мобильнику» – портативному телефону в кармане или на поясе. Почти до самого лета 2000 г. было еще неясно, как будут обстоять дела у этой крохи с кей-бордом и монитором. Но вот получен летний номер американского футурологического журнала «Футурист», и с его страниц на нас взирает жуткий одноглазый пират прямо из команды джентльменов удачи капитана Флинта с Острова Сокровищ. С пальцами, увешанными массивными перстнями. При более близком знакомстве с бандитом оказывается, что он вовсе не пират, а научный сотрудник одного из НИИ. И что глаз у него закрыт не повязкой, а черным миниэкраном, который и есть монитор ХХ1 века. И что на всех десяти ногтях рук у него вовсе не перстни, а аналог кейборда. Так что всматривайтесь последний раз в симпатичные добрые лица окружающих. Скоро всем нам судьба стать «пиратами» с черной повязкой на глазу.
Во-вторых, каждый такой «мобильник» будет помощнее всех нынешних компьютеров, вместе взятых. Потому что будет подключен к Общемировой Информационной Системе, из которой каждый сможет черпать любую информацию и быть более осведомленным обо всем на свете, чем все шпионы с древнейших времен до наших дней.
Наконец, в-третьих, опираясь на такую мощную информационную базу, он сможет служить «командным пунктом управления делами» любого предприятия, учреждения, организации. На практике это означает, что одна-единственная девчушка, «одноглазая пиратка», вооруженная подобным компьютером, сможет подменить тысячу-другую рабочих на заводском конвейере, тысячу-другую продавщиц крупного универмага-универсама, тысячу-другую банковских служащих или правительственных чиновников. Иными словами, если сегодня в мире, в среднем, почти каждый третий из трудоспосособных не имеет постоянной работы, а то и вообще работы безо всякой надежды когда-нибудь получить рабочее место, то завтра «одноглазый пират» может довести массовую безработицу до двух третей или даже до четырех пятых трудоспособных. Две трети безработных – это сегодняшние Албания и Чечня. А уж четыре пятых – вообще светопреставление безо всякого Апокалипсиса.
Американский писатель-фантаст Курт Воннегут-младший придумал выход из положения. Он предложил 5% населения поставить на обслуживание компьютеров, а остальных 95% разделить ровно пополам: половина составляет «трудовую армию», которая каждодневно пересыпает из пустого в порожнее, чтобы хоть чем-то занять себя, а вторая половина – жандармерия, которая с винтовками в руках караулит первую
, чтобы люди не взбунтовались от бессмысленного труда. Кончилось, конечно, катастрофой.
А что посоветовал бы в такой ситуации старик Конфуций, будь он жив сегодня?
Наверное, он напомнил бы нам, что негоже оставлять воспитательницу детсада наедине с двумя десятками её питомцев, а учительницу школы – вообще с тремя-четырьмя десятками подрастающих личностей. Что тысячелетиями, даже десятками тысячелетий нормальное воспитание проходило в малых разновозрастных группах с сугубо индивидуальным подходом к каждому воспитуемому. Это означает, что каждый педагог должен опираться на актив из нескольких десятков социальных работников образования, которые помогают ему проводить внеклассные занятия с детьми, которые систематически общаются с ними, чтобы по возможности сузить катастрофический сегодня для общества «разрыв поколений». Пусть полдня в неделю, пусть час в день, но как можно больше взрослых должно быть, как было испокон веков, постоянно с детьми. Под страхом самых нежелательных последствий для общества, кои мы начинаем видеть воочию уже сегодня.
Он припомнил бы также, что в больнице, помимо врача, фельдшера и нянечки-санитарки, обязательно должны быть Сестра и Брат Милосердия – социальные работники сферы здравоохранения, которые порой лечат лучше всякого врача, потому что и подушку во время перевернут, и одеяло подоткнут, и лекарство поднесут, и, главное, по душам поговорят. В совокупности (опять-таки, «полдня в неделю или час в день») это такое же астрономическое число рабочих мест, как и в сфере образования.
Не забыть бы и то, что раньше досуг был в несколько раз короче, притом
ритуальный, т.е. регламентированный вековыми нравами, традициями, обычаями, так что не надо было ломать голову, чем заняться со скуки: занимайся, чем принято-положено, делай как все – и вся недолга. Ныне досуг стал намного более продолжительным, а прежние ритуалы исчезли. В результате бывшее социальное благо все чаще превращается в социальное зло: люди в тоске от безделья буквально на стенку лезут или вперяются в телевизор, что нередко еще хуже. Единственная панацея – клуб по интересам. Это когда несколько десятков людей заняты общим, интересным для них делом – в принципе все равно каким, лишь бы не преступным. Но чтобы они были действительно как следует заняты, на каждые такие несколько десятков требуется несколько организаторов, социальных работников сферы досуга – как общественных, так и профессиональных. Снова миллионы рабочих мест.
Наконец, посмотрите вокруг: что же мы наделали всего за несколько десятилетий с земной поверхностью, с когда-то мирно окружавшей нас природной средой! Теперь миллионам людей десятилетиями придется по камешку, по травинке приводить загаженную природу в чувство. То есть, с земной поверхностью предстоит сделать то, что финны сделали со своей Финляндией, а любая флотская команда – каждодневно со своим кораблем. Для этого потребуется немало техники и обслуживающих её профессионалов. Но еще больше – добрых рук социальных работников в сфере экологии.
И только одно строжайше запрещается при любом уровне массовой безработицы в ХХ1 веке: лечь на диван лицом к стенке и задуматься о близкой кончине человечества. Ибо это тот самый случай, когда мысль мгновенно становится материальной и самые мрачные пророчества тут же сбываются как бы сами собой.
Полноценная жизнь – это прежде всего трудовая жизнь. На благо если не обществу в целом, то хотя бы себе самому. Любая трудовая жизнь, по окончании которой можешь считать себя как бы уже на том свете, даже если по инерции еще коптишь небо на этом.
Такова первая заповедь, первейшая нравственная ценность неопуританства .

СЕМЬЯ   КАК  ТАЙНА  ЖИЗНИ  НА  ЗЕМЛЕ.

Девчонка парикмахершей работала.
Девчонку изнасиловала рота.
Ей в рот портянки грязные совали,
Её ласкали грязными словами …

Не помню всего стихотворения. Не помню имени автора. А строки врезались в память, как самый страшный кадр из модных нынче фильмов ужасов. Как ребенок на рельсах, на которого мчится поезд. Всегда казалось, что ничего страшнее выдумать просто невозможно.
Но вот открываю в метро очередной кроссворд (это способ психологической защиты от «чернухи» и «порнухи», которой нас травят печатно и экранно с утра до вечера), и в глаза бросается маленькая заметка с портретом какой-то юной блондинки. Оказывается, некая эстонская шеверюшка семнадцати лет от роду вознамерилась воплотить только что изложенное стихами в прозу. Добровольно, чтобы побить мировой рекорд, она решила пропустить в себя за шестьсот минут без перерыва ровно триста двуногих скотов, по две минуты на каждого, справляющего на ней свою нужду, среднюю между большой и малой. Правда, выдержала не до конца и обещала попытать счастья еще раз. И разве она одна такая? Пройдите вечером по любому парку – свальный грех в молодежных, даже подростковых, компаниях на каждом углу. С теми же самыми грязными словами и вонючими портянками-подстилками.

ДОН ГУАН
      Её совсем не видно.
Под этим вдовьим черным покрывалом,
Чуть узенькую пятку я заметил.
ЛЕПОРЕЛЛО
Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует  остальное …

Это перечитываемый в тысячный раз Пушкин. «Каменный гость». Строки, в которых автор, сам того не ведая, поведал нам великую тайну жизни на земле.
А на обороте газетной страницы с кроссвордом, о котором только что шла речь, - очередная фотография совершенно голой девицы почти во весь рост. С именем и фамилией, с местом работы или учебы. Видимо, в каждом номере. Как каталог борделя. Думаете, эта девица не знает, что совсем недавно её назвали бы шлюхой? Думаете, редактор и фотограф не знают, что совсем недавно их назвали бы подонками? Знают, конечно. Но где вы видели сегодня журнал без голого или, в крайнем случае, полуголого женского мяса на обложке? В данном случае, это просто – очередная мормышка – приманка публики для увеличения тиража издания. Только и всего. И неведомо ни новоявленной шлюхе, ни совратившим её подонкам, что они, в прямую противоположность Пушкину, приоткрывают своими злодеяниями тайну грядущей гибели рода гомо сапиенс.
В минувшие века и тысячелетия не только конфуцианцы и пуритане, но каждый неграмотный крестьянин знал, что нельзя не то, что обнажать, но даже хоть чуть при-открывать женское тело на глазах мужчин, особенно молодых мужчин и стократ особенно – подростков. Не потому, что это неприлично (хотя и поэтому, конечно, тоже), а главным образом потому, что мужчины и особенно будущие мужчины, привыкшие к виду обнаженного женского тела, почти наверняка опозорятся в первую брачную ночь так называемой ложной (внезапной, со временем проходящей) импотенцией..
Сегодня женское тело в Западной и Евразийской цивилизации перестало быть тайной. На улице, на пляжах, на страницах, на экране, на сцене – как в женской бане. Результат: сексологи рапортуют, что число скандалов, разрывов, разводов, связанных с помянутой ложной импотенцией возрастает лавинообразно. В подтверждение этого все последние страницы газет заполнены объявлениями с предложениями платных услуг в деле восстановления потенции не только у стариков – у молодежи в цвете лет. И попробуй, пикни. Сразу же начинается гвалт: ты что же, в паранджу  всех хочешь одеть! В чадру!! Как говорится, и грех, и смех. Чтобы истребить комаров, инсектологи выпускают в их тучи предварительно стерилизованных самцов. Самки, естественно, полагают, что это полноценные мужчины. Начинаются сейшн, секс, кайф – словом, все, чем занимается с утра до вечера современная молодежь. И поголовье комаров резко сокращается. Существа, хвастливо называющие себя Человек разумный (ах, если бы!) проделывают над собой все в точности тоже самое безо всякого содействия инсектологов.
Это еще не все.
Общеизвестно, что проститутки очень редко оказываются в интересном положении, даже если не предохраняются. Сексологи называют три главных причины проститучьей бездетности. Во-первых, многие поначалу делают аборт, иногда не один, а каждый аборт – огромный риск остаться бездетной. Во-вторых, при беспорядочных половых связях почти каждый рано или поздно наверняка подхватывает какую-нибудь гадость, передающуюся половым путем. Не обязательно СПИД, сифилис, шанкр, гонорею. Существуют десятки видов бактерий, которые вызывают лишь неприятное чувство в половых органах мужчины и женщины, – а порой годами вообще не дают о себе знать – но при наличии которых тот или иной секспартнер оказывается как бы стерилизованным. Вы только подумайте, сколько юных и не особенно юных донжуанов и донжуаних ежедневно обмениваются друг с другом, как замусоленными долларами, разными бактериями, и как стремительно нарастает процент неспособных оплодотворить или забеременеть! Наконец, при зачатии очень важно психологическое состояние партнера. У проститутки оно почти всегда таково, что изначально исключает  возможность забеременеть. Спрашивается, чем отличается психология спарившихся в очередной случайной случке особей от состояния проститутки? Ровно ничем. И результаты, понятно, - те же.
И это еще не все.
При традиционном сельском образе жизни в деревнях, малых городах и по окраинам крупных городов (99% населения земного шара в 1900 г. и более 75% в 1950 г.) девять из десяти 20-летних становились матерями и отцами семейств. Кто не успевал – автоматически переходил в категорию презренных «старых дев» и еще более презренных «холостяков» (так на языках многих народов мира именовали кастрированных баранов) – жалких приживалок и бобылей-приживальцев в чужих семьях. Главам семейств приходилось очень трудно. Моя собственная бабушка рожала одиннадцать раз, а до собственной свадьбы дожило только трое. И это было скорее правилом, чем исключением. Другая бабушка (городская) рожала двадцать раз – выжило шестеро. Такой жуткой ценой обеспечивался рост населения на земле.
Сегодня, при стремительно распространяющемся современном образе жизни, ребенок из помощника превращается в обузу, подросток из «заместителя» главы семейства – в лютого ненавистника родителей, а бывший надежный союзник и «живая пенсия» на старости лет – потомство, ставшее взрослым – совершенно чужими людьми  кидающими престарелых родителей на произвол судьбы. Ну, кому такое может понравиться? А «старые девы» и «бобыли» исчезли, как класс. Бывшая трагедия превратилась в милую шутку. Мало того, современные «кастрированные бараны и овцы» сами кокетливо именуют себя «холостяками» и даже «холостячками». В этой категории сегодня пребывают  две трети 25-летних из стран Запада и Евразии, треть – 35-летних. Остальные по инерции все еще вступают в брак. Но число разводов постепенно догоняет число браков. А из тех, кто еще не успел развестись – каждая шестая семья предпочитает обходиться без детей или не может иметь детей. Из остальных почти девять десятых ограничиваются одним ребенком и лишь считанные проценты выходят на второго. Три-четыре и более детей в семье – это сегодня на Западе и в Евразии такая же редкость, как раньше пятнадцать-двадцать доживших до своей свадьбы. В общем и целом можно сказать, что в среднем каждых двух родителей в следующем поколении сменяет только один. Как у вышеупомянутых комаров. Что это означает в реальной жизни на протяжении нескольких следующих поколений или, иными словами, на протяжении первой половины ХХ1 века?
Падение рождаемости идет почти во всех странах мира. Но разными темпами. У русских, как и у многих других народов Европы, смертность вот уже несколько лет превышает рождаемость, и убыль населения идет со скоростью до миллиона человек в год. У некоторых народов из других мировых субцивилизаций рождаемость еще по инерции высока, но быстро уменьшается с каждым годом. А некоторые страны – к счастью для человечества, не особенно крупные – продолжают сохранять высокие темпы роста населения, которое удваивается за считанные десятилетия. Там, где высока рождаемость – огромна безработица (почти каждый третий!). Поэтому миллионы людей из «трудоизбыточных» регионов мира рвутся в пустеющие города Запада и Евразии. Сегодня Лондон, Париж, многие крупные города Германии и других стран Европы почти наполовину заняты выходцами из Африки и Азии. В Москве на 9 млн. населения – более миллиона одних только выходцев с Кавказа, не считая многих сотен тысяч из «дальнего зарубежья». В Подмосковье их еще больше. В США гадают, кто станет президентом страны в 2008 г. – мексиканец или негр? Потому что бывшее «белое большинство» (совсем недавно – 80% населения США) быстро становится меньшинством и еще не знает о своей участи новых «последних могикан» на тех же самых землях.
Иными словами, на выморочном Западе и в столь же выморочной Евразии  в мучительных конвульсиях происходит складывание новых этносов. Совсем как в Древнем Риме накануне его падения. И, кстати сказать, примерно по тем же причинам: разложение цивилизации заживо. Как это конкретно может выглядеть, наглядно показывает пример Косово. В ХХ1 веке этот злосчастный район будет простираться от Сан-Франциско до Владивостока – с запада на восток, разумеется.
Это – первое следствие торжествующего ныне культа насилия, блуда и нарко-кайфа. За ним не преминет воспоследовать и второе. Коль скоро развал семьи и падение рождаемости происходит или начинается почти у всех народов мира – в перспективе грядущих двух-трех веков (если решительно не изменить наметившиеся тенденции!) неизбежно начнется прогрессирующая выморочность, вырождение всего человечества. На глазах уходят в прошлое совсем недавние страхи насчет того, сколько же десятков миллиардов людей сможет прокормить Земля? Все яснее прорезывается перспектива: дойдет до своего логического конца бурно прогрессирующий нынче процесс развала семьи и выморочности поколений – дойдет до своей смертной черты и род людской. Его ждет судьба Содома и Гоморры безо всякого дыма-пламени. За те же в общем и целом грехи.
Это – сегодня. А завтра, в перспективе ближайших лет? Завтра, если верить футурологам, нас ждут сильнодействующие синтетические наркотики, пострашнее ЛСД и героина, вместе взятых. Наркотики, которые можно будет приготовить в любой кухне из подручного сырья проще и дешевле, чем нынче стакан чая. А ведь четверо из пяти, «севших» на наркотик до двадцати лет, погибают в страшных мучениях до тридцати, обычно не оставляя потомства. А если и оставляют, то таких уродов и дебилов, что лучше бы их родителям не родиться. Справедливости ради надо добавить, что та же судьба ждет четверых из каждых пяти алкоголиков с 30-летним стажем аккурат к полувековому юбилею их бренного существования на сей земле. А четверых из каждых пяти заядлых курильщиков с таким же стажем  – аккурат к выходу на пенсию в 60 лет.
Кроме того, нам грозят активным вторжением в деятельность мозга и центральной нервной системы человека. Вплоть до прямого психического воздействия на телезрителя или искусственного оргазма хоть 24 часа в сутки безо всякого секс-партнера. Представляете, что начнется спустя всего несколько лет, если ничего не  изменить?Избежим ли предреченного в Апокалипсисе? Сумеем ли перевести зловещее пророчество из мира реального в мир виртуальный? Оглядываясь в поисках выхода из смертоносного тупика, вновь видим конструктивный опыт конфуцианства и пуританства.
Древний Китай две тысячи лет назад. Северная Америка и Северная Европа триста лет назад. Какие разные цивилизации и как одинаково мудро решали они трудную задачу своего выживания!
Там и там второй основополагающей ценностью после истового, добро-совестного труда, как лучшей молитвы Господу являлась Семья, как фундаментальная   ячейка общества, как единственная и поныне социальная организация нормального воспроизводства поколений, как главный залог того, что данное общество не сгинет  ни при каких бедствиях, выживет обязательно.
Там и там мальчик был постоянным помощником своего отца, а подросший парень – его «заместителем» по хозяйству или оруженосцем в бою. Такой же помощницей матери была девочка, такой же «заместительницей» – девушка на выданье. Сверстники и сверстницы часто встречались, играя. Но никогда – вперемешку Братья и сестры видели друг друга нагишом, но никогда и не сочетались браком, никогда не плодили детей. А суженая (суженый) всегда оставались в мире грез вплоть до первой брачной ночи и медового месяца. Детям и подросткам это вообще было чуждо, а будущие женихи и невесты общались друг с другом ритуально. Как именно, нам известно по собственному вековому опыту хороводов и празднеств.
Мудрость Господня сделала так, что из всех фундаментальных потребностей человека в самосохранении только потребность в воспроизведении потомства, опосредованная сексуальной потребностью, может сколь угодно долгое время оставаться как бы дремлющей, как бы в состоянии предпотребности. Если, конечно, её не разбудить нарочно завываниями мартовских котов и кошек со всех эстрад и экранов. И в обеих цивилизациях старались не будить в человеке зверя понапрасну. Любого пакостника ждала мгновенная жестокая расправа. Любой блуд карался смертью.
В конфуцианском Китае уличенного в грехе юного развратника тут же отдавали в руки палачей. Собиралась толпа, и, пока совершалась экзекуция, чиновник-мандарин, в назидание иным-прочим, декламировал наизусть соответствующую цитату из Конфуция: «Благородный муж избегает трех вещей: в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех; в зрелом возрасте, когда у него появляются силы, он избегает драк; в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности». И всем все сразу становилось понятно: так, как казнимый, поступать нельзя!  Поэтому 999999 китайцев из 1000000 так и не поступали. И не поступают до сих пор.
            В пуританской Америке ХУП-ХУШ вв. уличенного в прелюбодеянии привязывали к колодезному журавлю, топили  рядом в пруду, пока не захлебнется, потом откачивали и снова топили. А пастор в это время напоминал собравшейся толпе Двенадцать Заповедей, особенно упирая на пункт: «Не прелюбы сотвори!».
И обе жертвы сладострастия считали еще, что им несказанно повезло по сравнению с поистине ужасной участью их секспартнерш. Почему вдруг на таких
разных концах земли столь одинаковая свирепость? Потому что заботились не столько о морали, сколько о выживании народа. Знали, что любое посягательство на крепость семьи, любой шаг к её развалу – шаг к пропасти, шаг в никуда.
          Мы это знание забыли. Но для природы забывчивость – не отговорка. Нарушаешь её законы – исчезай с земной поверхности! Мы, конечно, не призываем к восстановлению китайско-пуританских казней за прелюбодеяние, за растление физическое и нравственное. Но невредно поучиться у конфуцианцев и пуритан их заботе о крепости семьи. Или, что то же самое, - о крепости общества.
Многому можно поучиться у тех и у других не только по части истовости труда и крепости семьи. Можно, например, напомнить, как те и другие относились к окружающей природной среде. Как к семье. Бережно. Благоговейно. Как решали транспортные проблемы, поистине убийственно головоломные для современного человечества. Как решали назревавшие уже тогда глобальные проблемы современности. Вот только несколько строк из древнекитайского трактата «Дао дэ цзин», которые говорят нам сегодня о нашем спасительном будущем больше, чем вся современная футурология:
«Пусть государство будет маленьким, а население – редким. Если в государстве имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко от своих мест. Если в государстве имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга».
Сегодня аналогичные мысли составляют суть одного из наиболее конструктивных направлений в исследованиях будущего – альтернативистику, теорию желательного перехода к качественно новой цивилизации, альтернативной существующей и способной, в отличие от неё, успешно справиться с проблемами, одолевающими человечество на рубеже тысячелетий.

ЗАКОН КАК СПЛОТИТЕЛЬ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА.

Мы могли бы еще долго говорить о великом наследии конфуцианства и пуританства, об их значении для спасения гибнущего человечества. Но в заключение хотелось бы в двух словах сказать о третьем столпе идеологии обеих преуспевающих ныне цивилизаций: помимо труда и семьи, это – закон, сплачивающий воедино личность и общество, а тем самым придающий цивилизации живительные силы, отсутствующие в тех цивилизациях, где вместо закона царит произвол, где вся жизнь людей подчиняется слишком хорошо известной нам формуле: «я – начальство, ты – дурак, и наоборот».
Конфуцианцы и пуритане подходили к этому столпу своей идеологии с разных сторон. В Древнем Китае личность как бы растворялась в обществе, общине, человек был для государства, а не государство для человека (что очень близко нашему евразийскому менталитету). Но, в отличие от иных-прочих цивилизаций, государство здесь отнюдь не отождествлялось с правителем. Напротив, правитель только тогда и признавался достойным правителем, когда, как и все его подданные, существовал ради интересов государства, общества, а не ради собственных удовольствий. Осново-полагающая догма конфуцианства гласила: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». И, чтобы не было недоразумений, пояснялось: «Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий» и «Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду».
В пуританских общинах Севера Европы и Америки, напротив, на первый план выдвигался человек, личность, индивидуальность. Здесь не он был для государства, а государство – для него. Со временем чрезмерный индивидуализм завел Запад в тупик и сегодня поставил на край гибели. Но пока он не был чрезмерным, он сыграл свою роль в построении правового государства, общества, где царит не пахан, а закон. И любой пуританин мог повторить слова Конфуция: «Благородный муж знает только
Долг, низкий человек знает только выгоду».
Но мы сказали, что остановимся на третьем столпе конфуцианства и пуританства только в двух словах. Это потому, что третий «столп» не менее, если не более сложен, чем предыдущие два. О Законе можно и должно сказать больше, чем о Труде и Семье, вместе взятых. Поэтому отложим этот сюжет до следующей статьи. А в заключение выскажем вот какое предположение.
Наша современная мировая цивилизация, в отличие от Античности и Средневековья, имеет точную дату рождения: это 6 сентября 1620 года, когда из английского порта Плимут отплыл в Америку корабль «Мэйфлауэр»  с пуританами, так называемыми отцами-пилигримами на борту. Именно они, если верить американской историографической традиции, заложили основы процветания существующей доныне «американской цивилизации», крепнувшей век от века и сделавшейся десятилетие назад определяющей мировую цивилизацию. Сегодня есть много оснований подозревать, что эта цивилизация быстро близится к своему концу и вряд ли переживет следующее столетие, может быть, даже первую четверть-треть оного.
Так вот, не время ли подумать над снаряжением еще одного корабля, не обязательно парусного, - скажем, под именем «Мэйфлауэр-2» – для основания новой мировой цивилизации на недалеких теперь уже руинах существующей? Сегодня это не по силам ни одному государству, включая США и Россию, ни одной международной организации, начиная с существующей ООН, ни одной из существующих политических партий, движений, организаций. Для этого необходимо качественно новое духовное движение, сходное с тем, какое создали пуританские отцы-пилигримы.
Или последователи учения Конфуция.
Этот сложнейший вопрос требует особого обсуждения.


Рецензии