Манифест 1861

Свою работу я хотел бы начать с определения слово «Манифест»:

Особый акт главы государства или органа государственной власти, обращенный к населению.  Принимается в связи каким-то важным политическим событием, торжественной датой.

Разработка Манифеста об отмене крепостного права была возложена на Самарина и Милютина. Юрий Федорович Самарин, один из талантливейших представителей славянофильства, ученик Хомякова, доказывавший, что в православии сливаются отсутствующее в католицизме единство свободы и отсутствующее в протестантизме единство общности. При этом высоко ценил достижения западной цивилизации и мог найти золотую середину, в частности, и в крестьянском вопросе. Его сверстник Николай Алексеевич Милютин был также и его единомышленником. Так что, выбор этих двух деятелей реформы в качестве создателей Манифеста был сделан царем не случайно.
Новый 1861 год владыка Филарет снова встречал не вполне здоровым. «Простуженная рука мешает писать, тогда как это всего нужнее». А работу ему предстояло сделать немалую и высочайшей государственной важности: прислали написанный Самариным и Милютиным текст манифеста с просьбой отредактировать его по своему усмотрению.
Император оказывал владыке полное доверие и намеревался опубликовать сей документ только после его редактуры.
Панин сопроводил текст манифеста собственным письмом, в коем с благоговением обращался к святителю Филарету: «Государь полагается совершенно на высокий дар красноречия вашего высокопреосвященства и на ревностное усердие ваше к делу, столь важному для Отечества, столь близкому к сердцу первого пастыря нашей Церкви. Руководимый сими чувствами и сим доверием, государь представляет вашему высокопреосвященству сделать все те изменения или прибавления, кои бы вы признали соответствующими чувствам его величества и собственно вашим, для лучшего успеха в достижении положенной цели».
Весь конец января в Троицком подворье Филарет работал над окончательным вариантом манифеста. Перечитывал, обдумывал. Разделил на три части и в течение трех суток полностью все переписал. После чего 5 февраля отправил текст манифеста государю в Петербург, приписав, что «в исполнение поручения его ввело верноподданническое повиновение, а не сознание удовлетворить требованию».
Грядущая реформа пугала его. Не случайно среди прочих исправлений им были вычеркнуты слова «в сей радостный для нас и для всех верноподданных наших день».
За три дня до подписания Манифеста Филарет с волнением произнес:
— Господи, спаси царя и пощади всех нас.
19 февраля 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал отредактированный Филаретом Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшее из семнадцати законодательных актов. Наступило 5 марта 1861 г., Прощеное воскресенье. После совершения литургии в Успенском соборе Кремля Манифест был объявлен народу. В тот же день — в других городах Российской империи.
Свое отношение к происшедшему сам Филарет выразил в возвышенной приветственной речи царю 18 мая 1861 г.:
— Благочестивейший Государь! Приветствуем тебя в седьмое лето твоего царствования. У древнего народа Божия седьмое лето было летом законного отпущения из рабства (Исх. XXI. 2). У нас не было рабства, в полном значении сего слова: была, однако, крепкая наследственная зависимость части народа от частных владельцев. С наступлением твоего седьмого лета ты изрек отпущение.
Обыкновеннее сильные земли любят искать удовольствия и славы в том, чтобы покорить, и наложить иго. Твое желание и утешение — облегчить твоему народу древние бремена, и возвысить меру свободы, огражденной законом.

Герцен в Лондоне зазвонил в свой «Колокол»: «О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской!.. как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским синодом и немецким царем... Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их — и совершенно прав; но веришь еще в царя и архиерея... не верь им. Царь с ними, и они его. Его ты видишь теперь, ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе... Твои пастыри — темные как ты, бедные как ты... Таков был пострадавший за тебя в Казани иной Антоний (не епископ Антоний, а Антон безднинский)… Тела твоих святителей не сделают сорока восьми чудес, молитва к ним не вылечит от зубной боли; но живая память об них может совершить одно чудо — твое освобождение».
Герцен критиковал всё, что происходило в России. Да и немудрено, ведь существовал он на деньги Ротшильда, имел дома и поместья в Англии, Швейцарии, на Лазурном берегу, в Италии.

21 мая 1861 г. митрополиту Филарету всемилостивейше пожалована золотая медаль, установленная за труды по крестьянскому делу. На аверсе этой награды изображен профиль Александра II, над ним надпись «Благодарю», под ним число «19 февраля 1861 г.», на реверсе надпись «За труды по освобождению крестьян». Носилась она на Александровской ленте, золотых медалей было отчеканено две с половиной сотни, серебряных — полторы тысячи, но награжденных было меньше, чем медалей. До конца своей жизни святитель Филарет внимательнейшим образом следил за всеми историческими событиями, современником которых ему довелось быть.
Митрополит Филарет не стеснялся и не боялся прослыть реакционером, ибо, в иных случаях, реакция есть здоровый ответ организма на болезнь. Он, как видим, вполне законно опасался, что резкие перемены в России сверху могут привести к ещё большему разгулу вредного свободомыслия.


Рецензии