Мнение читателей
г.Апшеронск.
Мнение читателя и краткий анализ прозы
с развёрнутым коментарием прочитанного
у автора книги
«ПРОБУЖДЕНИЕ» В.А. МАКАРЧУКА.
Прежде, чем приступить к изложению своего мнения здесь, перед коллективом творческих и не обделённых необходимым талантом людей в области поэтического и писательского творчества, считаю своим долгом осветить несколько несколько сторон нашей жизни в моей и вашей стране. Первое и непосредственное касательство, затрагивающее нас – это избранный вне интересов населения всей планеты курс на сокращение численности этого самого населения. Как свидетельствуют документальные источники и видео и фотосъёмка, в районе пригорода Вашингтон, лицом, не представившимся нанятым им самим строителям, было предложено соорудить стелу из бетона и выбить на ней текст приблизительно такого содержания: потомкам предлагаются сдедующие задачи по сокращению населения планеты от той численности, имеющей место на сегодня и произвести его сокращие всеми доступными средствами по причине оскудения сырьевых ресурсов планеты и невозможностью прокормить столь значимое число потребителей; оптимальным числом для последующего и комфортного процветания жизни на нашей планете является число в 500 000 000 человек.
Именно эта, а не какая-либо иная цифра представлена (выбита или отлита) на той стеле. Текст на стеле представлен на шести самых крупных и значимых в современной цивилизации народов языках – на английском, испанском, русском, китайском, французском и тайском.
Сегодня на планете проживает немногим более 7 млрд. человек. Поделив это число на 50 млн. получаем следующее – каждый 14-й из ныне живущих, обретает право на существование. Кому-то эти «перспективы» приятны, отрадны. Кто-то возмущается. Кто-то льстит себя мыслью, что такого не может быть никогда, и уж он-то, умный и пронырливый, выживет. Пожелаем ему удачи. Хотя слово «удача» в русской этимологии носит нарицательное значение. Почему так, да потому, что желающих пресмыкаться в стремлении выжить, холуйствуя (точнее, движимых шкурным страхом), было в истории и сегодня столь много, что и числа им не счесть. Сегодня это стало нормой и в этике, и в образе жизни.
Второе, касательно жизни в «сытой» Европе и делах в России. Там, как говорится, всё схвачено, ситуация находится под контролем. Россия в этом плане только-только обозначила свои тенденции в направлении контроля за ситуацией над населением. Перескакивая через целый ряд весьма важных ситуативных положений, и как бы ёрничая над ситуацией, констатировать приходится, что недалёк тот час, когда все мы будем неотвратимо подвергнуты, на вполне вписываемом в Законе положения, через посредство всего великого и всеохватывающего многообразия электронных средств (подозревается в том числе и достохвальная система ГЛОНАС и многие иные, о которых нам просто неположено знать), будем подвергнуты чипизации. Следующим этапом существования человечества, будет создание «электронного правительства» и всех нижестоящих управленческих структур. То есть достучаться простому человеку до высокого начальника будет практически невозможно. Обратная связь лишается всякого смыла. И народу, вроде событий в Египте вчера, уже будет невозможно взять избранного своего президента за штанину, чтоб отряхнуть с него спесь и хамство.
Фактически – это и есть то, против чего сегодня выступает Греческая и Сербская Православные церкви. Что до Русской Православной епархии, то она занимает позицию индиферентного субъекта. А комментарий Патриарха Кирилла по событиям в Москве и десяткам других годов России с 11 по 19 декабря 2010 года, где произошли волнения народа, не имеющего сегодня этнической идентификации ни у себя дома, ни в ООН, т.е. русских, и «успешно» дезавуированных спец. службами типа ОМОН, показал, что Православная церковь в лице Патриарха, выступает не на стороне чаяний народа. И что дико, Патриарх осудил поведение справедливо возмущённой молодёжи (ребятишек от 13, подростков от 15-16 и молодёжи до 17-18 лет), выступившей с одной стороны в защиту безвинно убиенного футбольного фаната, а с другой, требовала внимания властей к тому, что вытворяют в столице распоясавшиеся кавказские и азиатские диаспоры. Конечно, Патриарх, это ещё не всё Православие. Но именно его клика проталкивает проведение и готовит Всемирный Собор таких церквей, как Православие, Католицизм, Иудаизм, Буддизм, Магометанства и сектантского толка конфессиональных образований, с целью выработки единого религиозного догмата для человечества, с целью упразднения божественности происхождения Иисуса Христа и целого ряда религиозных постулатов в угоду прозападного толка веяниям и философии о божественности самого человека. Полным ходом идёт проработка десяти вопросов этого плана с целью дискредитации Православного догмата, составлявшего до сих пор основы русской государственности. Экуменический меч уже летает над всеми строптивцами в Православии.
Не могу позволить себе комментарий, по возникающим у вас вопросам и резко перехожу к ситуации, формирующейся в Южном регионе Кавказа – Грузии, Армении и Азербайджане. В этих бывших, ещё в нашей памяти покоящихся как братских республиках, витает благостная, как им кажется, идея усиления за счёт вступления в НАТО. Республики Северного Кавказа – от Каспия и до Чёрного морей, спят и видят себя отделёнными от России. И этим планам со стороны Запада готовится полное удовлетворение. Сегодня из всех этих республик напрочь вымыт, сжит со свету или содержится в рабстве, до сих пор являвшийся сдерживающим фактором и балансирущим в отношении антироссийских настроений, русское население и войска. Может ли такое положение вещей не вызвать иронию: а что, Россию намереваются ужать до величины такой маленькой республики как Украина или Белоруссия? или современный мир столь демократизировался, что России следует полагаться на посулы и пустопорожние обещания каких бы то ни было доброхотов? или дипломатия РФ сегодня, в сравнении с бывшей дипломатией царской России и СССР, стала столь бездарна и немощна, что ничего, как сдавая интересы государственности, на большее неспособна?
Последние войны на всей территории Кавказа, террористические акты по всей России, демонстрируют экспансионистские настроения против русской части населения, выстраивая, разрабатывая тактики и прощупывая ситуацию по захвату бывших русских территорий с полным или частичным истреблением русского населения на этих территориях. Сегодня вся русская часть Северного Кавказа является хорошо обустроенной ловушкой для проживающего здесь населения. Над нашей головой выстроены воздушные коридоры для пролёта авиации НАТО в сторону Афганистана, железнодорожные пути и автотрассы для беспрепятственного продвижения и транспортировки военных (и наркотиков!) вне досмотрового таможенного режима. До сведения населения эта информация практически не доводится. В лучшем случае, проскальзывает в опосредствованной форме. Только из того, как сегодня вооружена Грузия при пособничестве в лице США и Израиля (НАТО и прочих восточных военнизированных альянсов) известно только одно: война не за горами!
Напрашивается естественный вопрос: если Россия сегодня проводит политику толерантности смотрит в сторону экуменических преобразований в религиозно-духовной сферах, в образовании, в экономике в демократизации всех жизненных внутренних процессов, а в политике практически демонстрирует тенденции к миру, то на кого будут брошены силы на Кавказе и на Западе со стороны Европы? Думаю, комментариев только из сказанного будет достаточно.
Но вот в нашем районе появилась книга В.А. Макарчука «Пробуждение». Книга получилась в целом по объёму достаточно большой. Что прочитать для души, найти там не сложно, если искать в ней только развлекательную сторону. Есть в ней и серьёзные стороны. Повесть «Прыжок в Зазеркалье» стоит в книге особняком.
Рассказы по своему содержанию и затрагиваемым вопросом разноплановые. У каждого из них есть своя тональность. Заметны перемены в стиле изложения. Пусть автор не в достаточной степени владеет стилем и слогом, рассказы получились ёмкими, говорящими, запоминающимися и искрящимися своим правдоподобием, незамысловатостью (это если судить на первый взгляд), кажущейся порой анекдотичностью. Полагаю, вы согласитесь со мной в том, что Макарчук - рассказчик незаурядный. Пусть его манера подачи описываемых моментов и прибегание к приёму подробнейшего растолковывания деталей несколько излишняя, то на сюжетной канве рассказов это не сказывается. Язык, следует заметить, колоритен, заимствован из жизни. Используемая автором «терминология» для так называемых чистоплюев в литературе, конечно же, будет неприемлемой и станет вызывать отторжение чувств такого читателя. Что ж, скажем, не читай, никто не неволит! Честно говоря, об этом и говорить-то вряд ли стоит. Тем более, что сегодняшняя эфемерная битва за чистоту русского языка ни к чему не привела. Здесь имеет, видимо, место больше аналогия с первыми известными опусами нашего Великого Русского Поэта. Не всем понятны были все те нововведения ещё юного Пушкина, лихо представившего перед Державиным свои стихи, где сплошь и рядом фигурировала терминология, заимствованная у греков и римлян из их мифологии. Но никто в полной мере тогда не оценил высочайший дар Пушкина в тот день, кроме святителя Филарета (Дроздова). Вспомните полотно Ильи Ефимовича Репина, где он подло и ложно подаёт облик святителя в его якобы злобной зелёности. Хотя, если вспомнить, какого роду-племени был тот Репин, то всё быстро встанет на свои места. А ведь Филарет был ярым противником всякого мусора в русской речи. И наверное не случайно, в последствии, два этих величайших патриота России 19-го века, сносились в письмах и стихах друг к другу, каждый выражая при этом свою точку зрения по-своему и не расходясь друг с другом в сути толкования самых разных вещей, в частности, в вопросах истории, морали, языка, философии и засилия иностранщины, в особенности, в медицине и науке Руси.
В ситуации с нашим местным автором, в литературной агрессии его уличить нельзя уже хотя бы потому, что «терминология» заимствована им из существующего и поныне в речи людей соответствующего круга описываемых Макарчуком героев. Но нельзя забывать, что язык человеческий, это не неколебимая субстанция. Из истории языков известно, что они имеют свойство и мутировать, и «прятаться» во времени и уходить из оброта народов вообще. Экспансионизма в отношении русского разговорного языка не нахожу, потому как и сам могу воспроизвести такой ряд из того, что не является нормативной лексикой, что герои Макарчука будут просто отдыхать. Кстати, здесь автор не пренебрегает нормой и не становится в позу призывающего читателя говорить языком своих героев. И это, читателю, уверен, будет понятно и претендентов, за исключением тех, кто тяготеет к копролалии (говорить и материться на языке понятным только в своём кругу), не будет. Что до дураков, так равняться на них вряд ли стоит. Используя же сленг людей определённого сорта, мне сдаётся, это как литературный и художественный приём. Самое главное, в цинизме автора обвинить было бы преглупейшей напраслиной. Хотя, за один речевой оборот «во славу» сторонников откровенного мата в одном из произведений я нашёл, и был несколько обескуражен такой подвижкой. Хотя избежать того оборота было бы легко. Да, имеют место неверность истолковываемых понятий. Это грех для писателя говорить о том, что сам до конца не уяснил. Но и это было всё исключено, если бы…
Дальнейший разговор касается корректуры написанного (орфографию во внимание брать даже не хочется, т.к. всё это остаётся на совести корректора издательства, «слупившего» деньгу с автора и при том не ударив палец о палец, запустил в свет со всеми подлежавшими корректуре огрехами), то литературного корректирования, автор, на сколько мне известно, так и не нашёл. Да и нашёлся бы таковой в нашем захолустьи? Уверен, ни один из учителей литературы в школе не взялся бы за это в общем-то трудное и неблагодаоное дело. О том, кто и как обучают в ВУЗах последней четверти века вроде майкопских или краснодарских, думаю рассказывать не надо. Тем более, какие могут быть претензии к самодеятельному автору?! В ВУЗах не обучался, литературного опыта только зачаток имеется. Но ведь талант к писательству явный. Для меня Макарчук – это самородок. Да, ему требуется квалифицированная помощь. А ещё у меня есть предложение к тем, кто приметего. Суть его в том, что бы впредь, состороны читающей публики небыло неудовольствий, нареканий или обидных критических, нетоварищеских выпадов, думаю, следует вменить в обязанность, что ли, для всех членов данного литературного объединения, перед подачей к изданию чего бы то ни было, дать возмжность ознакомиться с написанным своим товарищам. Свои мнения излагать в письменном виде, с предложениями и своим частным критическим видением. Обсуждение проводить только после ознакомления всех и вся. Но право издать в том виде, как оно предствляется автору, думаю, надо оставить в его приоритете. И только потом можно критиковать так, как то сочтётся кому нужным. Думаю, критика «братье» по объединению, будет и полезной и плодотворной. Здесь можно выражать всё своё понимание вещей. Но только после публикации можно позволить себе сказать для всех и вслух то, мимо чего прошёл автор.
Есть желание и ебспокойство о судьбе своей книги. Вышедшая книга – это его первый ребёнок. Получился он, надо отдать должное его отцу, нормальным, здоровым и звонкоголосым. Первенца надо ещё холить, пестовать и где-то находить друзей среди продвинутой в русском языке учёной массы. Самому себя научать - дело гиблое, особенно в ситуации, когда трёп о свободе выбора и доступности знаний в эпоху канувшего в небытие СССР, много, да попробуй только дёрнись!.. С работы слетишь! А уж работая вахтовым методом, об учёбе и мечтать не стоит, не тот случай!
Пару слов о повести. Повесть как форма состоялась! За вычетом уже оговоренных недостатков, она животрепещуща, завораживающа, увлекающая в своей бызыскусности. Тот, кто начнёт чтение, вряд ли закроет, недочитав. В повести есть замечательные места, когда автор увлекает действием живо и безоглядно. Думаю, в писательстве это очень важная черта. Что касается «длиннот» в повести и пространных толкований о малозначительном или комментирование уже понятого читателем, то, считаю, это всё поправимо, даже после издания книги. К месту будет вспомнить работу Л.Н.Толстого, по несколько раз переписывавшего свои книги и потом их переиздавая. Значимость его, как писателя, от такого рода «переработки», умалена не была.
Несколько слов о том, за что автор взялся и, уверен, не зря. Тема войны, особенно такой, какая она имеет место у нас под боком, может пестрить многообразием вариаций на тему о том, на сколько правдоподобно живописуется автором происходящее. Главное автор ухватил – ребята, добровольно решившие встать на защиту попираемых сегодня рубежей громадного государства под названием Россия – конечно же, герои. Их миссия оправдана и Богом, и людьми, и исторически. Скрежет зубов негодяев, провоцирующих конфликты в подсбрюшье России, есть реакция на правое дело, на которое способны только истинные сыны своей Родины. Внутренний враг в лице местных мафиози и подонков в лице олигархата, сегодня диктующих нам правила о том, как следует жить нам, русским на своей земле и людям вообще. Когда правоохранительная система и власть коррумпированы до немыслимого предела, за которым стоит откровенное попрание интересов государства, предательство в худших его формах и выдаваемых за добродетели цинизм и подлость, рвачество и откровенный грабёж населения посредством всё возрастающей дороговизны жизни. Похоже, всматриваясь в те, ещё только обозначаемые в повести контуры грядущего на наши русские головы, приходишь к выводу о том, что России уже сегодня уготована участь Древней Греции, Рима и Византии, когда цивилизации гибли, отнюдь, не в силу пресловутых демографических причин, но в силу того, что государство разрешило безнаказанно грызть себя изнутри посредством двух-трёх элементов: хождению чужих валют и двойных гражданств, попрания прав простого человека в угоду воспожелавших обогатиться, с одной стороны, за счёт природных ресурсов страны и олигархата, парализовавшего волю государства к управлению всеми процессами, бесхребетностью внутренней и внешней политики, с другой стороны.
В этом отношении я очень хотел бы упрекнуть автора за то, что он подал, мне, своему читателю, зауженную картину той жизни, в которой все мы сегодня обретаемся. Очень хотелось бы, чтоб автор не прибегая к мистическим силам, покаравшей в повести отпетых негодяев, нашёл реальные образы по реальному и заслуживающему праведного наказания развращённым Золотым Тельцом, Молохом-всепожирателем и вседозволенностью, возомнивших из себя «благоделями» жизни, хотя, на самом деле, чужими руками загребающих в свой карман блага, на которые они, по-справедливости, не имеют никакого права. Но, упрекая автора, я вполне отдаю себе отчёт в том, что вдумчивый читатель прочтёт-таки между строк то, что узнал сам по своей жизни и хотел бы видеть непосредственно.
Конечно, уважаемый автор, будет тебе и скрежет зубовный, и критика от чистогана и чистоплюев. И особенно бойся критики тех кто, не соизволив прочесть твою книгу, станет, с видом прочитавшего, выговаривать тебе её недостатки. Эти коварны вдвойне! Одно будет греть твою душу: ругают тебя, значит, ждали от тебя чего-то ещё большего. И эта книга пусть будет у тебя не последней. А к последующим своим опусам относись уже много серьёзней и ответственней. Совершенствуй своё перо! – таково пожелание автору. И да сопутствует В.А. Макарчуку успех и признание!
(приложение)
P.S.
Впечатления после первого часа прочтения…
Рассказы: - безыскусны, просты в изложении и понятны в своём содержании (сюжетах); переживания героев – переживания обычных людей; сюжеты, не закрученные в детективные дебри, легки, воздушны, проникнуты внятным пониманием переживаний героя; картины, фон, диалоги, голосовое интонации читающему понятны и слышны так, будто ты сам присутствуешь в данном действии. …
- Не будучи критиком –рецензентом обращают на себя внимание недостатки в стиле изложения (стиль, как я понимаю – это то, что в музыке называют тональностью; изменить её внутри музыкального текста без оправдывающей то необходимости, значит, нарушить мелодическую канву, разорвав её, значит, обрушить на слушателя какофонический поток непонятного содержания); особенности разговорной речи героев, авторские комментарии, пояснения и т.п., не заметить нельзя.
- в рассказах ключом бъёт юмор, гротеск, весёлость, исполненны житейских коллизий.
- разговорная речь героев исполнена просторечивых выражений. Говорить о высокой художественности не стоит. Но дно верно, автор стремится к высокому. И это есть та вершина, к которой ему стоит идти.
- некоторые рассказы вызывают-таки чувства приятия, вне стилевого контекста…
- автор умеет чувствовать и пересказывать переживания и чувствования своих героев…
- рассказы В.А.М. словно ручейки стекаются в одну большую реку, под названием народ. На той реке проживают наши современники , работают, приходят и уходят, рождаются и умирают. Всё это есть жизнь человеческая с её тяготением к теплу, к солнцу, что ли. И плывёт этот народ - кто по течению, кто против, а направление указывают берега. Выбраться на любой из берегов, суждено не всем да и не просто всё это. И в этом, видимо, вся соль жизни.
- вспоминаются рассказы В.М. Шукшина: в них так же много не договорённостей и незавершённостей – это моё мнение – но они в целом блистательны и восхитительны только т тех недостатков…
- иллюстрации (художественные полотна Бориса Исаковича Тарасенко из г.Хадыженска) – только иногда способны отобразить содержание и настрой рассказов и повести; авторских рисунков лучше бы небыло.Несовершенны!
Свидетельство о публикации №211052800701