О книге прозы пробуждение и о времени, в котором м
Хочу поблагодарить всех тех, кто в открытую по доброму или негласно воспринимают с потаённым чувством неприятия моё творчество. За искреннюю готовность принять участие в обсуждении книги прозы В.А.Макарчука «ПРОБУЖДЕНИЕ».
По первой программе ежедневно идёт телепередача «Федеральный судья», где суд представлен не только стороной обвинения, какую роль взял на себя АР *10 февраля с.г., когда была опубликована статья Маслова В.К. «Блин комом», но и стороной защиты. В этом качестве пожелал выступить первым со своим положительным отзывом в адрес автора Лещенко А.И. В чём ему было отказано. То есть в моей защите на страницах районной газеты. Со слов Маслова В.К. цензуры не существует. Но она каким-то «неожиданным образом вышла из подполья» и избирательно решила: кому публиковать статью, а кому нет. Поэтому вынужден просить предоставить мне последнее слово. Я хочу быть предельно правильно понятым близкими мне по духу людьми - «Дубравушкой»**. А дело каждого согласиться со мной или нет.
До выхода книги «Пробуждение» Маслов В.К. прочитал предоставленную мной главу из повести «Прыжок в Зазеркалье» «Боль души моей Абхазия». На мой авторский опрос он коротко ответил: «Это беллетристика». А что такое есть беллетристика? Изящная словесность. Но озвученная, она была воспринята автором не как должная оценка поднятой им темы войны- «горячей точки» постсоветского периода. Я однозначно понял, что моим попыткам осветить в форме художественной прозы абхазско-грузинское противостояние, придаётся непонятно почему приниженное значение. Термин «беллетристика» был бы правомерен, если эта глава была бы написана с весёлой интонацией в духе фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Но ведь тема, далеко не оперетточная, поднятая автором – это абхазско-грузинский конфликт, в котором принимали участие и наши соотечественники, воевавшие против грузинской агрессии. Из этой же главы цитирую:
«Абхазия, грохочет долго пулемёт.
Вчера погиб мальчишек русских взвод.
И командир, когда на сванский снег упал
Россия, Мать!- он перед смертью прошептал.
…Да, мне все говорили, что в целом моя проза легко читается, как поэма Твардовского о войне «Василий Тёркин». Но никому не придёт в голову, даже автору статьи «Блин комом» сказать в адрес последней - повесить ярлык легковесного жанра беллетристики только потому, что эта поэма читается «на одном дыхании».
Я был в Абхазии в начале 1996г. Ездил за свой счёт в творческую командировку. В Гаграх и в Сухуми встречался с молодыми абхазскими ополченцами с единственной целью собрать материал об этой кровопролитной войне по переделке границ бывших советских республик. Вот такую «беллетристику» - сделать исторический срез смутного времени развала Советского союза и перехода от него к демократии я попытался донести до читателя. Кое-кто лихорадочно беспокоится, каким это образом проза Макарчука «отзовётся» в умах молодых, созидающих новую Россию. 16-ть лет тому назад, когда была опубликована в в районной газете Вестнике предгорий» повесть «Прыжок в Зазеркалье», Маслов В.К. находился в ранге зама главы района. На мой вопрос, как он воспринял мою прозу, он коротко мимоходом обронил: «Это пиар». Сейчас автор статьи «Блин комом» наверняка держит в памяти, несущий в себе едкую сатиру, рассказ «Не надо хлопать ушами» и в обжигающем его чувстве неприятия «ставит всё с ног на голову». Что в книге повесть «Прыжок в Зазеркалье, где мои герои борются с преступным наркобизнесом,- это не что иное, как потаённое желание автора напомнить о существовании наркомафии и её прославлить. Такую чушь пропустить бы мимо ушей… Ведь до меня уже было сказано: «Хвалу и клевету приемля равнодушно, не оспаривай глупца». Но всё же, всё же…
В 70-х прошлого века что- то уже было похожее в судьбе Василия Шукшина. Вышел на экран всенародно любимый фильм «Калина красная». Ведь нашлись «умники кинокритики», которые заявляли, что этим фильмом прославляют советского уголовника. Согласитесь, мягко выражаясь, нелепо звучит в наше время. Также я воспринимаю аналогичные выпады автора статьи «Блин комом». Хочу понять, что именно заставляет людей так себя вести? Скрытое соперничество между собой? Может быть ключ к такому пониманию преподносит цитата, до меня не знаю кем сказанная: «Тот, кто на полшага приближается к своей цели, становится мишенью тех, кто остался у первого позади». Может быть, предполагаю, имеет место в моём случае банальная ситуация «Моцарт и Сальери районного масштаба?! Выходит, что всё, повторяясь, возвращается по спирали только в других лицах и в других событиях…
В своём рассказе «Мой зять украл машину дров», не от лица своих героев, сам Шукшин В.М. повествует: «… что деньги…жена Соня ухайдокала себе на шубу…» И это принимается современными критиками. А вот у Макарчука, следующего правде жизни, в рассказе «Белка» вульгаризм «целка- недотрога», что идёт не от автора, а сказанное одним из его персонажей в подпитии – это никак не проходит! Как в равной степени в рассказе «Тёплый дождь» во время драки между подростками их предводитель, когда был сбит с ног, теряя сознание, успел выкрикнуть: «Ой, бля!» …Как сказал до нас поэт***: «…белую розу с чёрною жабой я хотел на земле повенчать». Случается, что мои рассказы, при написании которых, не подражая, беру пример с классиков, иной раз не понимают и воспринимают с глухим раздражением. Такие реальные слепки ушедшей юности моих ровесников послужили поводом Маслову В.К. в праведном гневе «ступить на тропу войны». Устроить «охоту за ведьмами»- кричать: «Караул! Сплошной мат пытаются протащить в нашу литературу! Это не проза, как отражение нашей действительности, а болезненная гримаса не творческого, а маниакального воображения!» Тем самым из логики рассуждений моего оппонента следует, что книга «Пробуждение» никуда ни к чёрту не годится, как, к примеру, костюм с оторванной пуговицей, непригодный к носке.
…Противовес этому «набатному» беспокойству я хочу сказать нечто о своём- о личном. После выхода книги «Пробуждение» несколько человек отдельно друг от друга высказали мне свою точку зрения, что как будто сам автор принимал непосредственное участие во всех боевых операциях диверсионно- разведочной группы- семёрки Деда. Хотя я там никогда и близко не был. Что так описывать службу десантников, это надо обязательно отслужить срочную в ВДВ. Что так преподнести и показать, что испытывают во время парашютных прыжков, это надо быть самому по жизни спортсменом парашютистом. Всё это перечисленное ко мне не имеет никакого отношения, так как ничего подобного у меня в жизни не было.
Из моей повести глава «Будем жить»… Она была написана в память рано ушедшего из жизни моего друга юности. Очень немногие, кто побывал в состоянии клинической смерти после того, как прочитали эту главу, отдельно друг от друга, удивляясь, спрашивали меня, откуда я могу знать в деталях, что может быть на том свете? Неутихающая с годами боль потери друга дало озарение , как мне кажется, впервые в жанре художественной прозы показать читателю гибель человека и полтергейст не глазами живущих людей, а как это видит со стороны духовная сущность моего погибшего героя. Видимо, благодаря своему творческому воображению мне удаётся с достоверностью донести до читателя придуманное мной авторское участие в описываемых событиях. Такую оценку от людей, не связанных с литературной деятельностью принимаю, как авторскую удачу. Жаль, что все эти моменты прошли незамеченными для моих оппонентов.
Начало 1996г, когда я впервые в жизни приехал в Абхазию. Шёл третий года, как закончилась война. Но было такое ощущение, как будто это случилось вчера. Я видел в Гаграх, в Сухуми, словно разящие своим видом трофические язвы, полуразрушенные дома, лица людей, несущих в себе боль невосполнимой утраты по погибшим своим близким. И как прикажете после всего этого принимать сказанное человеком, который небрежно прошёлся фразой по главе «Боль души моей Абхазия», что это беллетристика?! Естественно, я это воспринимаю, как циничное глумление над памятью погибших за свободу и независимость Абхазии. Такое мог сказать человек, далёкий от народной боли. Это идёт от спокойствия сытых, в чей команде поддержки предположительно он находится. Иначе я отказываюсь понимать. Как однозначно понимаю , но не принимаю, скрытые мотивы нашей районной газеты, что её побудило дать в публикацию, правда, не целиком, статью «Блин комом». Не потому, что были обнаружено «незнание предмета о парашютном спорте» и на общий взгляд газеты и автора статьи «вопиющие» вульгаризмы. Ещё до издания книги прозы я проводил опрос среди спортсменов- парашютистов и десантников. Они мне и рассказывали, что были случаи безопасного приземления двух человек на одном запасном парашюте, не считая менее значительных фактов, которые, как исключения, имели место в жизни парашютистов.
И вот уже о другом. Я стараюсь писать по правде жизни, не переходя за рамки дозволенного (без ненормативной лексики!), максимально передавая через язык своих персонажей специфику среды, где они обитают. Все эти «несуразности», выявленные Масловым В.К. в диалогах моих персонажей и на парашютную тему, кроме динамического удара при не раскрытии парашюта- это я признаю- имеют место в жизни. …Как и жестокая правда войны: гибель снайперши.
Что же послужило настоящей причиной публикации статьи «Блин комом»? Только одно: «Апшеронскому рабочему» вместе с автором статьи в период всепобеждающей демократии совершенно не нужно лишний раз напоминать читателю на страницах районной газеты о Макарчуке и о его творчестве, где он выступает в защиту чести и достоинства рабочего человека. Такое противодействие потверждается фактом нежелания редактора АР не то что опубликовать мой ,,рассказ «Поцелуй жизни», написанный два года тому назад сразу после ухода из жизни нашего местного поэта Каменских В.Н., ему посвящённый, а даже поместить в Интернет на сайт газеты.
Его, рядового труженика, создающего материальные блага, как-то забыли - запихнули в чулан истории. И от того, что в моей прозе явно прочитывается несогласие с таким поворотом событий, в припадке классовой неприязни мой оппонент уже на другую тему «сделал их мухи слона». Договорился до того, что герои в повести «Прыжок в Зазеркалье», воевавшие в Абхазии за правое дело (для абхазов эта была война, как для нас, живущих в России, Отечественная война 41-го года), как отпетые уголовники, пошли на конспирацию, имея каждый свои клички. Они же были для них по существу на время войны фронтовыми прозвищами и одновремённо служили им как позывные при выходе по рации в эфир. Договорился до того, что герои повести общаются между собой не иначе как матом. Но такого и близко нет в тексте!
Всё вышесказанное говорит лишь об одном. Оговорить автора книги «Пробуждение», стоящего на гражданских позициях. Задвинуть его подальше в тень, как в Чернобыле в зону отчуждения. Чтобы современная молодёжь не узнала, пробудившись, что кто-то к ней хочет достучаться правдой большинства, вступающей в конфликт со спокойствием сытых.
Маслов В.К. не остановился в своих рассуждениях. В целом прозу Макарчука он рассматривает, как угрозу поколению молодых, как деградацию её самосознания. Может быть эти строки из повести «спровоцировали» такую негативную оценку?! «…Вслед за ним, кроме его разведгруппы, поднялись в атаку люди различных национальностей: абхазы, армяне, греки, адыги, чеченцы, украинцы, русские, которые могли держать оружие, шли на верную смерть, отдавая свои жизни за разрушенный кров, за поруганную честь жён и дочерей, за ни в чём неповинно убитых детей,…за многострадальную землю Абхазии.»
…Что именно вызвало такую агрессию у моего оппонента, убеждающего себя и других, ( известный приём снизить до минимума значимость свершённого), как если бы он заявил, что первый человек побывавший в Космосе Юрий Гагарин не справился со своей задачей по одной причине, что у него при выходе с трапа самолёта развязался шнурок на ботинке? Главное мной видится в другом, о чём не желает говорить автор статьи «Блин комом», обходит молчанием, тем самым тщательно скрывая своё неприятие к тому, ради чего написана повесть «Прыжок в Зазеркалье» .Откуда дословно цитирую: «Мысли, одна горестней другой, проносились в голове Дениса: «Америке понадобилось пройти исторический путь развития длиной двести с лишним лет, чтобы достичь материальных благ , какие она имеет сейчас. А сколько тебе, твоё величество отечественный капитал, надо пройти, чтобы твой безработный в будущем мог, не ущемляя себе в еде, приобрести на своё пособие легковую машину? Если случись, не дай бог, это будут мои дети? Или дети моих детей? Или, может быть, внуки моих внуков, хотел бы я знать сейчас, чёрт тебя возьми?!- обращался мысленно к залу молодой Лихачёв,- Ты, не создающий рабочие места и нисколько не стремящийся внедрить в отечественное производство передовую западную технологию, превращаешься в трупного червя. Именно таким ты вгрызаешься ещё в живую плоть России: вывозишь за кордон в ущерб будущим поколениям сырьё своей страны, продаёшь её задёшево оптом и в розницу. Поэтому эта трапеза для тебя- как реквием на твой предстоящий уход в небытиё».
Через эти «мысли про себя» моего главного героя я выразил боль нашего времени. К сожалению при авторском опросе их постигла участь умолчания как со стороны моих недругов, так и близких мне по духу людей. Это же самое, если я бегал бы в смятении чувств от одного дачника до другого, предупреждая, что через считанное время на крыши их жилых строений обрушится со стороны леса верховой пожар. Но никто бы из них не отозвался на мои призывы, а продолжал бы безучастно трудиться на своих участках.
...С исторической сцены сошёл лозунг советской эпохи «Слава труду» и появился другой помощи малому бизнесу. Не за двести, а за 20-ть лет существования российской демократии, что же досталось на момент прихода кризиса рядовому труженику? В результате безудержной экспортной распродажи леса, нефти и газа на его плечи взвалили рост числа миллиардеров впереди планеты всей в столице нашей Родины и непомерную тяжесть неуверенности в завтрашнем дне. К тому же ещё до самого низкого предела опустили социальный статус рабочего человека и инженера, учёного, профессионалов , получающих минимум оплаты, нередко влюблённых в своё дело. Странно можно было бы слышать, что в наши дни «умеют делать деньги» успешные учителя, врачи, хлеборобы, шахтёры и металлурги. В отечественных СМИ наоборот, уже менее сдержанно с интонацией умиления, доносят до общественного внимания деятельность и личную жизнь успешных бизнесменов, переходящих в разряд флагманов российского предпринимательства….
При авторском опросе как-то упрекнули меня, что я своей книгой прозы «не уловил настроение общёства». Спрашивается, какого общества?! Не того, что в личных самолётах летает отдыхать в тропики? Но, если наши верхи до сих пор стесняются озвучить результат 20- летней демократизации, то низы, живущие от зарплаты до зарплаты, давно осознали, что мы ещё не дотянули до общества социальной справедливости. Что до него, как пешком до луны. И потому Маслов В.К., кажется, недавно в своём стихотворении на сайте АР решил «поиграть» в либерализм: «лягнул копытом»- совершил наскок на сильных мира сего. Но к этому я отнёсся с такой же степенью недоверия к искренности сказанного, как когда- то к «желанию» Жириновского В.В.**** заставить российских олигархов подметать его двор. Ну да ладно. Разговор не об этом.
Здесь считаю уместным процитировать не полностью план Аллена Даллесса, бывшего руководителя ЦРУ и руководителя политической разведки США, так называемую его доктрину борьбы против СССР. Пусть затронутая тема никого не смущает, так как она имеет прямое отношение к нашему разговору. Так вот, как нам известно, в результате проведения в жизнь этого плана Советский Союз развалился. Но после создателя разрушающей для нас доктрины пришли другие люди, которые спят и видят, чтобы Россию постигла такая же участь, как это случилось со страной Советов. Чтобы она уместилась в конечном итоге в границах Московской области. А дальше цитирую: «…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорённого на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино- все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства- словом всякую безнравственность. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, национализм и вражду народов- всё это мы будем культивировать в сознании людей. И лишь немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы будем ставить в беспомощное положение, превратим в посмешище, (по этому случаю в мой адрес само за себя говорит название статьи «Блин комом») найдём способ их оболгать, (к примеру выдать желаемое за действительное в упомянутой статье, утверждающей «наличие мата» в прозе Макарчука), не говоря об остальном и объявить отбросами общества. Будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Вот так мы это сделаем.»
Насколько вышесказанное можем соотнести к автору статьи «Блин комом»? Хотя бы в одном, что он со мной находится по разные стороны баррикады и скрытно, хочется верить того не понимая, выступает, как «пятая колонна» предстоящих угроз нашей государственности. Убеждает себя и рядом, кто с ним, что лодка прозы Макарчука, идущей под парусом в лице его героев, бывших десантников, рабочих парней с буровой, вступивших в борьбу с наркомафией, плывёт в направлении «деградации самосознания» поколения молодых. Бред какой-то… Не тот курс, понимаете, по логике оппонента только потому, что на бортах лодки…облезла краска.
Да, я признаю, что моя книга вышла в свет без должной корректуры. В дальнейшем решительно настроен, чтобы это не повторилось, буду более требовательней относится к самому себе и к работе над словом. Но всё равно остаюсь в какой-то смутной неудовлетворённости. Никто в своих отзывах не дал внятную оценку насколько мне удалась попытка в прозе найти положительного героя нашего времени? Печорин, Павка Корчагин и, наконец, мой Денис Лихачёв… Сравнивая с первыми, в каком ряду его можно поставить, как истинного выразителя духа своего времени, выплёскивающего в своих поступках боль и правду трудового большинства? А если вопрос не уместен? Тогда почему?! Все дружеские замечания и пожелания от своих собратьев по перу готов благодарно принимать.
*АР- районная газета «Апшеронский рабочий»
**«Дубравушка»- литературное объединение самодеятельных
поэтов Апшеронского района
***Сергей Есенин
****Жириновский В.В- лидер ЛДПР
ВАСИЛИЙ МАКАРЧУК 17 АПРЕЛЯ 2О11Г. ХАДЫЖЕНСК
Свидетельство о публикации №211052800712