Тебя я услышу за тысячу верст
Мы, многочисленные внуки, просто обожали приезжать к бабуле на дачу. Вечерами усаживались вокруг нее и часами могли слушать увлекательные бабушкины рассказы о прошлом. У этой женщины особый дар: она умеет так заинтересовать слушателя, что тот забывает обо всем. Картины прежней жизни встают перед глазами, как живые, словно смотришь старое кино.
А еще у бабульки есть удивительный фотоальбом. Громадный, в синем картонном переплете с коричневым коленкором по корешку. Сверху наклеена картина Перова «Охотники на привале». Как ей удалось сохранить эту драгоценность — ума не приложу! Ведь где только жизнь не носила! В детстве я обожала переворачивать тяжелые страницы, переложенные пожелтевшей папиросной бумагой. Вот небольшой дом Катиных родителей, все семейство уселось на лавке перед забором, женщины в платочках, повязанных под шеей, мужички — в картузах, рядом детишки выстроились. Смотрят в объектив напряженно, видно в первый раз фотографа увидели. А вот какой-то неизвестный мне родственник в форме царского офицера. А вот две барышни, лица чистые свежие, волосы уложены волнами и заколоты на модный тогда манер. Левая - моя бабуля. Ну надо же... Какая красивая! А вот тоже она, но совсем еще малышка, в чепчике с оборочками... А вот бабушкин отец. Строгий вид, костюм, галстук, белая сорочка... А вот бабуля с дедулей рядышком... Но тут им уже под сорок. А общих фотографий, где они молодые, увы, нет. Ведь дедушку долго нельзя было уговорить сфотографироваться, и на то у него были свои причины...
Недавно бабушке Кате исполнилось восемьдесят шесть лет. И хоть мы уже стали совсем взрослыми, в трудные минуты все равно обращаемся к ней за помощью, советом, поддержкой. Ведь наша добрая волшебница все знает и все может. А уж как умеет любить! Преданно, терпеливо...
Во время войны еще совсем юная тогда Катенька познакомилась с синеглазым темноволосым красавцем Федором, который стал ее единственной любовью. Сначала молодые люди просто дружили, но потом дружба переросла в горячее чувство. Они были в одном партизанском отряде, ходили вместе на задания. Прошли огонь и воду, в прямом и переносном смысле. Приходилось и через густой лес пробираться, и по болотным кочкам прыгать, и речки вброд переходить, и темной ночью мимо фашистских дозоров незамеченными проскальзывать, и под пулями немецкими в атаку идти. Трудности сближают людей, а уж влюбленных парня и девушку — тем более. Именно тогда и поклялись Катерина и Федор друг другу в верности и решили никогда не разлучаться.
Но недаром говорится — на войне как на войне. Когда вокруг гремят взрывы и полыхают пожары, никто не знает, что может с ним случиться завтра. Обстоятельства разлучили влюбленных. Долгое время Катя ничего не знала о Федоре, а он о ней. Но несмотря ни на что, девушка верила, что ее любимый жив.
Она стала санитаркой, очень многие обязаны ей жизнью. Но хвастаться своими заслугами бабушка не любит. Подробно и с восхищением рассказывает о других, а о себе говорит лишь: «Я делала то, что должна была, вот и весь сказ». О ее героизме и самоотверженности, о том, как бесстрашно вела себя юная Катенька, спасая раненых во время тяжелых кровопролитных боев, как вытаскивала на своих хрупких плечах здоровенных мужиков, мы смогли узнать только из воспоминаний бабушкиных боевых товарищей и их детей и внуков.
Отгремели победные салюты, люди стали отстраивать разрушенные города и села. Женщины ждали возвращения мужей и любимых с войны. И бабушка ждала своего суженого. А он как в воду канул. «Где же мой родной Феденька... — Думала девушка. — Может, плохо ему, помощь нужна...» Она не сидела, сложа руки, а искала сердечного друга по всей стране, в том числе и через Красный Крест. Куда-то сама ездила, куда-то писала письма. Но безуспешно. Пыталась найти его семью, друзей, чтобы хоть как-то выйти на след Федора. Но близкие парня погибли во время войны, а из друзей-товарищей в живых остались немногие. Одного из них Катерина все-таки отыскала. Семен вместе с Федей вырывался из окружения, видел, как парня ранило, а потом еще и дотащил его на себе до своих. Они пробирались через минное поле впятером, но в живых осталось только двое.
— Однажды послали нас на задание. Мы перешли линию фронта и углубились в тыл противника, — рассказывал Федин друг. — Все выполнили удачно и уже возвращались. Как вдруг нас окружили фашисты. Завязался бой. Патронов и гранат было мало — долго не продержишься. Командир группы отдал приказ рассредоточиться и пробиваться поодиночке. Но как, если сзади враг, а впереди большое минное поле? В общем, рванули вперед. Мне свезло больше всех — даже не задело. Да вот Федя еще жив остался. Хотя осколками от взрыва ему до неузнаваемости изуродовало лицо и ранило ногу. Он лежал на земле, весь в крови. Я вытащил друга, слава Богу! Его забрали в госпиталь, а дальше — не знаю. Война развела... Очень надеюсь, что Федор выжил. Крепкий был парень, упертый… А лица жаль, красивый же, как черт! — Завершил Семен повествование.
— Он жив! Я точно знаю! — воскликнула Катя и, приложив руку к груди, добавила. — Вот здесь чувствую, сердце подсказывает. Обязательно найду его, чего бы это ни стоило! И мы опять будем вместе.
Шло время. Родители уговаривали девушку смириться с судьбой и устроить свою жизнь с другим человеком. Тем более, ухажеров хватало, несмотря на то, что мужики после войны пользовались особым спросом. Красивая ведь была наша бабуля, да сердцем щедрая, да нравом легкая, да веселая, да рассказчица... Мужчины таких не пропускают. Но девушка даже слышать ни о ком не хотела. Если сердце отдано другому, то и самый лучший кавалер ни к чему.
После войны бабуля работала в больнице медсестрой. И вот однажды в отделение привезли пациента, который попал в автомобильную аварию. Он был без сознания, получил тяжелые травмы, а вдобавок у него еще и открылись старые, затянувшиеся раны.
— Видно, со времен войны, — заключил врач. — Однако повезло ему... Судя по всему, могло закончиться гораздо хуже.
Когда Катерина склонилась над больным, сердце ее дрогнуло и бешено забилось. В этом искалеченном до неузнаваемости человеке она все-таки разглядела своего суженого. Несмотря на изуродованное лицо и на то, что в документах фигурировала другая фамилия. Каждую свободную минуту девушка проводила у постели больного, опекала его, ухаживала, накладывала влажную повязку на лоб, шептала ласковые слова. И именно ее он увидел первой, когда, наконец, открыл глаза.
— Катя?... — прошептал мужчина. — Ты... Господи, где я? Может, в раю... А ведь все время слышал твой голос, но не верил...
— Да, родной, — просто ответила она. — Я рядом и люблю тебя по-прежнему.
— Боже мой, Катя... Но зачем я тебе такой?! Меня нельзя любить. Поэтому и скрывался, потому и фамилию сменил…
Прошло немало времени, прежде чем парень стал на ноги, начал ходить... Он долго не мог поверить словам Кати. Но преданная терпеливая девушка сумела вернуть ему веру в себя и в любовь.
Они поженились, стали счастливой семейной парой. Всегда понимали друг друга без слов. Дедушка даже шутил: «Мы с Катюшей срослись сердцами». Любовь жены вылечила деда от всех комплексов. Он больше не стесняется своих ран. А бабуля и сегодня не устает повторять: «Шрамы украшают мужчину». Родили двух сыновей и дочку, дождались внуков и правнуков. Бабушка верит, что они покинут этот мир одновременно и по ту сторону тоже будут вместе…
Публикация в журнале «Истории из жизни», июль 2011 год
Свидетельство о публикации №211052901017
Спасибо, Александр!
Машенька-Маруся 01.07.2011 10:34 Заявить о нарушении
Александр Егоровъ 01.07.2011 12:15 Заявить о нарушении