Два взгляда на мозг

Возможны два подхода к пониманию роли мозга, смотря какой позиции придерживаться.
Если исходить из идеалистических воззрений, то мозг можно интерпретировать как точку соприкосновения материи с духом (субстанциональным сознанием). Причем, это - единственная точка соприкосновения между ними (если не считать Абсолюта, который тоже соприкасается с обоими началами). При повреждении мозга прерывается связь тела с духом-сознанием, что внешне проявляется как потеря сознания или искажение восприятия. Через эту точку соприкосновения происходит и материализация духа-сознания, воплощение наших проектов, мыслей и идей в дела и вещи.

Если же исходить из того, что ничего не существует, кроме материи, то мозг - просто часть физического тела, так сказать, мыслящая железа.

Однако в материалистической позиции есть одна очень серьезная трудность: несмотря на все попытки, длящиеся уже не одно столетие, так и не удалось понять, каким образом электрические импульсы и химические реакции, протекающие в тканях мозга, связаны с идеями, образами и представлениями, например, с идеей красоты, справедливости и т.п. Причем, очень похоже, что такую связь обнаружить в принципе невозможно.

Материалистический и идеалистический подходы выглядят равноправными: во-первых, оба априорны, во-вторых оба могут приводить в качестве доказательств одни и те же факты (например, потерю сознания при повреждении мозга).

Но разница между этими двумя подходами есть. Она состоит в том, что идеалистическая позиция все-таки объясняет то, чего не может объяснить материалистическая.


Рецензии
Я бы сказал, что идеалистическая позиция дает попытку объяснить. Но насколько ее аргументация способна перевесить аргументацию материалистической.... Впрочем, справедливо и обратное утверждение.

Я считаю, что неспособность с материалистических позиций объяснить возникновение идей уравновешивается неспособностью идеалиста объяснить, как происходит соприкосновение материи с духом.
С уважением

Андрей Загребельный   30.05.2011 00:06     Заявить о нарушении