О простом и банальном
" Волшебная палочка таланта автора касается нашей мысли легкими неслышными пальцами. Душа начинает вибрировать. Мы поворачиваемся теперь к миру, который открывается перед читателями через искусство выдающегося мастера".
(К.Г. Паустовский. Рождение рассказа).
Можно немного прикинуться... Можно представить себе, что... Можно, наконец , перевоплотиться в... И только потом писАть. Начать сразу писать не так , как было...
Не так, как всегда начинают. Не так, как думают и представляют С Е Б Е все!
... В 1954 году в октябре Великий Хемингуэй не поехал в Стокгольм получать Нобелевскую Премию за книгу "Старик и море ", но написал Нобелевскую Речь, которую зачитал Посол США в Швеции. Вот выдержка из этой Речи:
"...Не всегда в книгах писателя все сразу же становится очевидно, и в этом порой заключается его счастье,но со временем созданные им тексты становятся абсолютно ясными,и вместе с определенной долей алхимии,которой он владеет,обеспечивают ему либо долгую жизнь в литературе, либо скорее забвение… Для истинного писателя каждая книга должна быть НОВЫМ стартом, новой попыткой достичь НЕДОСТИЖИМОЕ. Он всегда должен стремиться сделать то, чего никогда до него никто не делал".
Любой Пишущий должен запомнить эти слова, ибо интересное всегда должно быть подано необыкновенно, рассказано так, как не было известно прежде, как не встречалось в прочитанном Вами. Лучше же всего осмыслить любую ситуацию совсем как-нибудь иначе, чем это принято и тысячи раз встречалось в описаниях.
Большое значение имеет интонация повествования, т.е. выбор слов, выражений и красок, которые вы прежде не встречали. Именно поэтому человек, много читавший, всегда остерегается обычных приемов описания…
"Надо, как говорят инженеры, открыть все шлюзы. И никогда не бояться того чувства опустошения, которое неизбежно придет, когда работа закончена. Вам будет казаться , что вы больше не можете написать ни строчки , что Вы выжаты досуха, как губка. Пройдёт неделя. Снова перед вашим умственным взором зашумит весь мир... А ведь писательство – это призвание ... Слово "призвание " родилось от слова "зов"... Тот не писатель , кто не прибавил к зрению человека немного зоркости". Эти слова К.Г.Паустовского непременно стОит читать чаще, ибо многие у нас преподносят обыденные вещи вновь и вновь, стараясь не раскрашивать текст и не придавать ему Художественного блеска. Без этого скучно и неинтересно прочитать даже несколько строк.
Особенно удивляют старческие Воспоминания об учебе в Институтах и Музыкальных Училищах. Такие воспоминания привлекают только тех, с кем знаком автор. Думается , что немногие наши сокурсники читают Прозу.ру, потому что это Литературный Портал, а не все те, с кем мы учились в разных учебных заведениях, пишут, и об этом надо помнить всегда Мы – Пишущие , а не просто дяди и тети, сидящие на лавочках и вспоминающие. А также мы не девочки и мальчики, говорящие по телефону. Мы те, кто можем описать, КАК мы говорим по телефону, а эти два действия (говорить и описывать , как говорить), совсем не одно и то же !
Хемингуэй говорил своему другу А.Е. Хотчнеру:- Ты знешь, я уже довольно стар, но меня и сейчас , как прежде, поражают внезапность и неожиданность появления цветущих нарциссов и новых сюжетов.
Вот о чем нам необходимо помнить: подождать эту" внезапность" и написать до опустошения,"до выжатой губки". Только тогда нельзя будет прекратить чтение опубликованного материала. Интересна и ещё одна деталь. Необходима некоторая недосказанность в тексте. Опасаться следует только того, что подчас автор не знает, как говорил Хемингуэй, "о чем он пишет,тогда такому рассказу грош цена . И лишь самое важное и хорошо известное писателю,но не включенное им в повествование, способно сделать рассказ ещё сильнее".
Мы уже говорили об этом в работе "О сюжете и подтексте ". Однако, Пишущие на Проза ру, не очень следуют такому правилу и проигрывают.
Иногда сам факт является хорошо известным, но внезапно узнаются какие-то мало значащие,однако новые подробности такого факта , и эти подробности увеличиваются в рассказах авторов обычными средствами…Не привлекает, а вызывает только раздражение, если ЭТО НОВОЕ подано старыми приемами, даже если речь идет о Подвиге или Трагедии…
Именно поэтому так много однообразных произведений , которые не увлекают…
Учиться писать рассказы у Эрнеста Хемингуэя и К.Г. Паустовского просто необходимо, потому что нет Литературных Институтов воообще, а есть отдельные Великие Писатели, которые подают ПРИМЕР. Им невозможно подражать, ибо подражать всё равно НЕ ПОЛУЧИТСЯ!
В заключении хочется вернуться к заголовку Текста . Писать ПРОСТО – это не значит писать БАНАЛЬНО , это означает ХУДОЖЕСТВЕННО писать, ярко и РАЗНЫМИ КРАСКАМИ , а писать банально означает ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТЫСКАТЬ НОВЫЙ смысл, НОВУЮ идею в тексте, а иногда и вовсе не найти ничего НОВОГО, а значит и интересного.
Свидетельство о публикации №211052901411
1. А в чём Вы лично видете величие Хемингуэя?
"Любой Пишущий должен запомнить эти слова, ибо интересное всегда должно быть подано необыкновенно, рассказано так, как не было известно прежде, как не встречалось в прочитанном Вами."
2. Зачем любому пишущему запоминать чьи-то слова? У него должны найтись свои собственные. И зачем оригинальничать? Бунин и Рубина пишут, как дышут, простыми, обыкновенными словами, а получается лучше, чем у многих "стиляг". Зачем жизненное полотно раскрашивать петушками для красивкости?
"Особенно удивляют старческие Воспоминания об учебе в Институтах и Музыкальных Училищах. Такие воспоминания привлекают только тех, с кем знаком автор."
3. А я ценю безыскусственную мемуаристику в 100 раз больше, чем выдумки воспалённого мозга профессионального писаки. Знаете почему? Потому, что в воспоминанях стариков в 100 раз больше правды, чем в обкуренной головушке иного фантазёра, хитроплетущего писателя.
"Необходима некоторая недосказанность в тексте."
4. Многих это раздражает. Всё можно сказать чётко и ясно. Зачем мне его витиеватые недоделки и недодумки? Для интриги? Как раз выдающиеся литераторы этой недоделанности не допускали.
"Учиться писать рассказы у Эрнеста Хемингуэя и К.Г. Паустовского..."
5. А Вы ж пишите, что всё равно даже институт не научит писать. Да любой грамотный человек может, в принципе, написать о прожитой жизни и это может оказаться намного интереснее домыслов писак о том, что там думал Сталин или Гитлер тогда-то и тогда. Или что почувствовала графиня, когда корнет Оболенский подмигнул в ответ на её куры. Так зачем же нам учиться у Хэма или Паустовского? Почему не у Бунина или Рубиной?
Троянда 01.01.2012 04:12 Заявить о нарушении
Что Вы называете " выдумками воспаленного мозга"? Мозг Писателя ,а не просто грамотного человека, всегда несколько воспален и воспарен...
Что значит "НЕДОДЕЛКИ И НЕДОУМКИ"... Я лично ОЧЕНЬ ПРОТИВ именно ЭТОГО...
Зачем учиться у Хема и Паустовского?Потому что прошло сто лет, а эти два остались в памяти , вызывают до сего времени дискуссии , поставляют материал для изучения , интересуют даже их сюжеты , не говоря уж о манере высказываться, как ВПРОЧЕМ и всё , написанное БУНИНЫМ ...Рубина - хорошА, но она в ряду современных Хорошо Пишущих...На вкус ...Она НЕ ПРИДУМАЛА НОВЫХ СТИЛЕЙ И НИЧЕГО ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩЕГО - (для сравнения- "Старик и море" Хема или "Ручьи , где плещется форель" Паустовского).
Конечно НИКОГДА НИЧЕГО "НЕ РАСКРАШИВАТЬ ПЕТУШКАМИ ДЛЯ КРАСИВОСТИ", но и не писать , как ты учился в муз.училище Бобруйска ,ибо оттуда не вышли Люди подлинно гениальные и, что ГЛАВНОЕ,!!! -ПРИНЕСШИЕ НЕЧТО НОВОЕ в жизнь... Спасибо за проникновение в Текст - очень привлекло...Э.Долгопольская
Эстер Долгопольская 01.01.2012 12:01 Заявить о нарушении
Увы! Сейчас многое "обновляют", а получается извращение.
Троянда 01.01.2012 13:40 Заявить о нарушении
Рада, что и Вы любите Паустовского...Тоже открыл совершенную Новую страницу в области стиля и видЕния в русской прозе...Прозе...Э.Д.
Эстер Долгопольская 01.01.2012 13:49 Заявить о нарушении
Вы читали письма Хэма? Его объяснения с бывшим товарищем по этому поводу, описание его скандала по этому поводу? Сейчас под рукой нет литературы (писем и его объяснений), а в интернете вряд ли найду, но обещаю, как только найду, выслать. Конечно, не исключено, что Хэм это высказывал под действием винных паров, как и многие (например, Есенин), но, что у пьяного на языке, то у трезвого в голове. просто вырвалось публичное оскорбление, потом пришлось объясняться. Мне ближе те, у кого никогда ничего не вырывается, даже в алкогольном угаре. То есть те творцы, у которых их творчество неотделимо от их личности.
При всём моём уважении к Тарасу Шевченко, как художнику и поэту, личность его также отражалась на творчестве. Публичному и известному человеку надо сначала думать, потом ляпать, чтобы не пришлось отвечать и мямлить, почему он так сказал, а не иначе.
Троянда 01.01.2012 13:58 Заявить о нарушении
Эстер Долгопольская 01.01.2012 14:08 Заявить о нарушении
Придерживаюсь мнения, что личность и творчество нераздельно связаны.
Троянда 01.01.2012 15:15 Заявить о нарушении
Эстер Долгопольская 01.01.2012 18:23 Заявить о нарушении
Троянда 01.01.2012 19:28 Заявить о нарушении
Троянда 01.01.2012 19:37 Заявить о нарушении
Вспомним Федора Михайловича Достоевского..Алексея Максимовича Горького...Э.Долгопольская
Эстер Долгопольская 01.01.2012 19:51 Заявить о нарушении
Вы имели в виду ПРОСТО , что ОНИ СВЯЗАНЫ?
Эстер Долгопольская 01.01.2012 19:53 Заявить о нарушении
Троянда 01.01.2012 23:46 Заявить о нарушении
Единственное - вот не знаю, донесла ли я до Вас свою мысль: РЕЧЬ ИДЕТ СОВСЕМ НЕ О СЕКСУАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЯХ... Я говорила о плохих свойствах этих личностей, которые конечно же НЕ МЕНЕЕ ГРЕШНЫ, чем все остальные!!!Ещё раз согласна с Вами...Э.Долгопольская
Эстер Долгопольская 02.01.2012 11:00 Заявить о нарушении