Пророческое напутствие Питирима Сорокина

Профессору Питириму Сорокину было тридцать три года, когда он покидал Советскую Россию. Спустя месяц после скромного празднования в 1922 году своего дня рождения молодой, но уже известный учёный Питирим Сорокин выступил с речью на собрании, посвящённом 103-ей годовщине Петербургского университета. Его выступление стало своеобразным пророческим напутствием российской интеллигенции на долгие годы построения социалистического общества. Он как будто предчувствовал, что вскоре навсегда покинет Россию и, обращаясь к присутствующим в зале, сказал, что на их плечи падает «бесконечно трудная» задача возрождения России и можно не выдержать экзамен истории: «Отцы Ваши не могут помочь вам – они сами оказались банкротами…  »

За четыре года до своего последнего напутствия россиянам, названного пророчески «Отправляясь в дорогу», ему чудом удалось избежать смерти в разгул красного террора, когда был лидером правых эсеров, победивших на выборах в Учредительное собрание. Питирим Сорокин успел до его разгона выступить с критикой большевиков.
Бывшие студенты не раз спасали жизнь своему слишком смелому профессору, а в марте 1921 года, в разгар Кронштадтского мятежа, сама судьба оказалась милосердной к чете Сорокиных, вытащив их из пропасти смерти от воспаления лёгких.

В зимний торжественный день Питирим Сорокин посоветовал студентам  «взять с собой», чтобы поскорее «выбраться на широкий путь истории» прежде всего  - знания, чистую науку, точную, как «компас, безошибочно указывающую, где Истина и где Заблуждение". Но как разобраться среди разного рода фальсификаций? «Опыт и логика – вот те реактивы, которые помогут вам отличить одно от другого. Всегда помнить завет Карлейля: «Истина! Хотя бы небеса раздавили меня за неё! Ни малейшей фальши! Хотя бы за отступничество сулили все блаженства рая!»

«Во-вторых – любовь и волю к производительному труду… История не терпит, да не терпела и в прошлом праздных тунеядцев…  Дорога предстоит бесконечно тяжёлая. Только знание и труд, вместе взятые, могут преодолеть её. Запастись необходимо и другими ценностями…»

«Мир - не только мастерская, но и величайший храм, где всякое существо и прежде всего всякий человек – луч божественного, неприкосновенная святыня. Человек человеку – бог (а не волк) – вот, что должно служить нашим девизом. Его замена «противоположным заветом, заветом зверской борьбы, волчьей грызни друг с другом, заветом злобы, ненависти и насилия не проходило никогда даром ни для победителя, ни для побеждённых…

Что выиграло человечество от войны? Что пожинаем мы от своей ненависти и кровавого пира? Ничего, кроме жатвы смерти, горя и океана страданий.

Распиная других, мы распинаем себя...».

«Пора усвоить и другое: одно насилие никогда не ускоряет движение к далёким вершинам идеального. Вместо ускорения оно лишь замедляет его… То же случилось и с нами: поспешив, мы очутились не в 22 столетии, а в 18 веке…

Словом, хорошо и прочно строится лишь то, что строится исподволь и постепенно, а не «по щучьему велению», не путём конвульсивных и смелых разрушений старого дочиста. Подобно французскому народу в прошлом столетии, мы забывали эту истину. И платились и платимся за её забвение… много хорошего было и в Московском государстве, и в России, попираемой ботфортами Петра. Немало его было и в более близком прошлом. Пора оценить это ценное, заботливо поднять его семена и оживить силою мысли и напряжённого труда. Выполнение этой задачи означает восстановление, сохранение и улучшение нашего национального лица».

Такие наставления Питирима Сорокина советской молодёжи звучали в переполненном зале Петроградского университета…

Каждое слово профессора Питирима Сорокина актуально и в наше время, время деморализации общества после распада Советской империи, алчного ограбления страны правящей партией и активизации радикалов, насаждающих идеи насилия и фашизации, ведущие к враждебности, разрушению и расколу. Но, вернёмся к напутствию Питирима Сорокина: немало было ценного в нашем недавнем советском прошлом, и давно пора оценить его, «заботливо поднять семена, оживить силою мысли и напряжённого труда. Только восстановив, сохранив и улучшив наше национальное лицо, мы сможем двигаться дальше в построении демократического, социально ориентированного общества.

Судьба хранила сына русского мастерового и крестьянки из Коми народа, неистовым трудом пробившегося к профессорскому званию в дореволюционной России. Весной 1922 года Питирим подготовил к публикации книгу «Влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества». Цензура вырезала не только отдельные его высказывания, но и целые главы бесценного материала исследований, проигнорированных советской властью и получившей спустя одиннадцать лет ещё одно испытание голодом…

Каждый день супруги Сорокины ждали ударов от власти, и в августе 1922 года Питирим отправился в Москву к своему другу профессору Кондратьеву. В день его приезда в столице Советской России были арестованы более ста пятидесяти известных профессоров, выдающихся учёных, писателей и кооператоров, в том числе и профессор Кондратьев. Спустя два дня Питирим получил телеграмму от своей жены Елены: «Задержите моего сына в Москве. Дома скарлатина». В этот день и в Петрограде подверглись заключению более ста известных учёных…

Вскоре арестованных выпустили из тюрем, предупредив о высылке и заставив подписать две бумаги: обязательство покинуть страну и предупреждение о немедленной казни, если кто-то захочет без разрешения Советского правительства вернуться в Россию. Питирим Сорокин решил, что высылка – это лучшее, что его ждёт на родине….

Один из своих последних визитов профессор социологии нанёс «старому большевику»  Георгию Пятакову, с которым был дружен в студенческие годы. Питирим хлопотал за учёного, погибавшего в тюрьме, и поинтересовался у бывшего друга, верит ли тот сам, что строит коммунистическое общество. Пятаков признался, что не верит, но оппозиционно настроенных учёных приходится высылать, так как в России «идут два параллельных процесса – восстановление буржуазного общества и приспособление к нему Советского правительства, и, возможно, через два, три года изгнанных из страны профессоров пригласят вернуться обратно.

Больше они уже никогда не увидятся: соратнику Ленина и «старому большевику» советский режим тирании отпустит четырнадцать лет созидательного труда, а затем подарит арест и позор на политическом шоу 1937 года, вошедшем в историю как «Процесс Радека – Пятакова». Питирим Сорокин и его жена Елена (Сорокина-Баратынская) навсегда покинули Советскую Россию роковым хмурым днём 23 сентября, но не на «философском пароходе», как написано в Википедии, а железнодорожным путём: на Московском вокзале собрались отъезжающие, и было много цветов, объятий, слёз, тревоги. Никто из них не надеялся ещё когда-нибудь встретиться - всё решала судьба, и для кого-то она обернулась злодейкой.

На следующий день Сорокины приехали в пограничный пункт, попрощались с красным флагом и впервые за последние пять лет легли спать, не задумываясь, придут ли за ними ночью чекисты…

Питирим Сорокин прожил семьдесят девять лет, основал факультет социологии в Гарварде и написал множество научных трудов, прославивших его как выдающегося учёного. Есть у него интересная работа «Национальный вопрос как проблема социального равенства», весьма актуальная в ХХI веке. Даже, будучи на пенсии, он проводил исследования и опубликовал их в книгах: «Причуды и недостатки современной социологии», «Американская сексуальная революция», «Власть и нравственность».

Он считал, что развитие человеческого общества должно проходить без насилия, без потрясений, без разрушения правовых устоев и выдвинул доктрину конвергенции – постепенного сближения капитализма и социализма. Основы теории конвергенции были представлены  Питиримом Сорокиным в статье «Россия и Соединённые Штаты», написанной в 1944 году, когда СССР и США были союзниками во Второй мировой войне. В работе «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960) и в статье «Главные тенденции нашего времени» (1964) профессор социологии отметил, что, если удастся избежать новой мировой войны, доминирующей станет интегральная форма, сочетающая в себе лучшее из обеих систем, и она будет характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями, не сводимыми ни к «капиталистическим», ни к «социалистическим».

Питирим Сорокин оставил о себе незабвенную память мудростью своих исследований и в последних наставлениях предупредил человечество:

«Процветание и выживание человека сегодня во многом определяет лишь горстка верховных правителей великих ядерных держав. В своих руках они безраздельно сосредоточили контроль над беспрецедентно мощными, несущими смерть вооружениями. От их мудрости или глупости во многом зависит судьба человечества – прочный мир или самоубийственная война…» 


Рецензии