Советские тайны Каспия

            Начну с истории, которую мне рассказал в начале 80-х годов один из ветеранов войны, участник встречи советских и американских войск на Эльбе, имеющий доверительные отношения с друзьями, продолжившими после войны военную службу.

            История кратка.

            В 60-х годах прошлого столетия небольшой катер производил осмотр и ремонт установленных в Бакинской бухте бакенов. Один из матросов, недавно призванный на службу, вдруг заметил, как из воды появился человек в водолазном снаряжении. Не разобравшись толком что-к чему, матросик завопил: «Чёрт! Чёрт в воде!».

            Подскочивший к борту старшина только и успел заметить, как голова человека скрывается в воде. Бросившись к рации, старшина незамедлительно сообщил в штаб флотилии о происшедшем. Однако поднятые по тревоге корабли так и не смогли обнаружить в бухте цель. Предположительно это была мини подводная лодка, в которой пловец находился в водолазном снаряжении.

            Это можно было бы принять за абсурд, за полнейший бред!

            Но! То, что я приведу ниже, заставляет серьезно задуматься.
 
            В августе 2005 года в районе Камчатки, в бухте Березовая военный батискаф  запутался в рыбацких сетях, которые в свою очередь, намотались на гидроакустическую антенну.  Событие с приведенным выше  рассказом никак не связанное. Но только на первый взгляд.

            Многократно показанная по всем каналам ТВ и приведенная на страницах периодической печати схема этой аварии, меня лично заставила задуматься. Этой схемы уже нет, ее ликвидировали, но на страницах «Комсомольской правды» осталось подробное описание [1]:

            «Между двумя якорями (бетонные глыбы тонн по 60) горизонтально лежит основной мощный электрокабель - длина его - не более 100 м. К нему вертикально подсоединены другие кабели (их почему-то называют шлангами, но это не полые резиновые трубы, а начиненные проводами и тросами). Каждый шланг (длина от 10 до 16 м) поддерживается специальным буем, что и позволяет шлангу находиться в вертикальном положении.

            На верхнем конце каждого такого шланга находится гидрофон - это гидроакустический звукоприемник. Принятый и преобразованный им сигнал усиливается, идет на берег, где его в береговом акустическом центре и «читают» с помощью спецаппаратуры».

            Дело в том, что летом 1968 года на «трудовом семестре» в ЖБИ-12 аналогичные якоря делали мои однокурсники. 60-ти тонн в этих якорях не было, но тонн на 30 они бы потянули (бетона на их формирование уходило не меньше пяти ЗИЛовских самосвалов). Габариты: одно такое изделие как раз помещалось на железнодорожной платформе.

            Заказ этот был от военных моряков, представители которых постоянно приезжали на завод и контролировали процесс изготовления и отгрузки изделий. Не обращал внимания на их нашивки, но звания у них были весомые. Официально это были якоря для буев или бакенов для фарватера Бакинской бухты.

            Но для бакенов применяются якоря иной формы и  значительно меньших размеров. Самая простая форма – усеченная пирамида. Меньше они и по массе. На сайтах нынешних производителей их «развесовка» составляет 150, 200 и 300 кг.  Идущие  далее якоря имеют массу 2 тонны и 4,5 тонн.

            Кроме того, все якоря имеют петли-проушины для крепления якорной цепи, соединяющей сам якорь с бакеном. На изделиях же ЖБИ-12 были только 4 небольших крюка для подъема – спуска при транспортировке. Которые  проржавели бы в считанные месяцы нахождения в морской воде. Это можно объяснить только тем, что их задача – что-то придавить, прижать к морскому дну, с большой долей вероятности, кабель.

            Это позволяет сделать вывод, что нарушитель в Бакинской бухте все-таки был.  После чего стали приниматься дополнительные меры по защите бухты от возможного проникновения морем (подводным и надводным) каких-либо объектов. Возможно для обнаружения целей была установлена гидроакустической антенны на входе в Бакинскую бухту, для которой и изготавливались бетонные якоря.

            Недавно у меня появилось  альтернативное предположение, что неизвестный объект в бухте мог быть «своим». Из засекреченного подразделения боевых пловцов. Но, в своих воспоминаниях В.Пашиц [2] четко называет дату создания части специально назначения ККФ (Краснознаменной Каспийской флотилии) – июль 1969 года. А дата нашего «трудового семестра»  очень точна. Так что, это предположение, скорее всего, неверно.

            Немного о создании спецназа на Каспии.

            Его дислокация  на Каспии была еще одним шагом по усилению морских границ. Немаловажным было и то, что Каспийский морской театр позволял проводить боевую подготовку, а также испытания новых образцов подводных средств круглогодично.

            Расположенный первоначально в районе Баилова каспийский спецназ к лету 1970 года перебазировался к новому постоянному месту дислокации части на Зых, в район Каспийского высшего военно-морского училища им. С.М. Кирова (военный городок № 9-а). Это была часть поселка, расположенная на берегу моря. Строился поселок в 1934 году как однодневный Дом отдыха нефтяников, затем в годы войны там располагалась Школа юнг ККФ, непосредственно перед спецназом - Дивизион химзащиты.

            Инженерным и водолазным полигоном подразделения стал расположенный в 6 километрах от берега остров Вульф.

            Возвращаюсь к началу. Появление среди белого дня неизвестной подводной лодки в Бакинской бухте -  событие, на первый взгляд,  невероятнейшее. Но, как говорят, дыма без огня не бывает. Подтверждением могут служить многочисленные факты перестраховки от подобных инцидентов.

            По воспоминаниям В.Пашица в июле 1976 года спецназ Каспия получает задание обследовать подводную часть Большого острова Кара-Ада, расположенного у входа в порт Бекдаш, на предмет обнаружения подводной базы, которую могли бы использовать сверхмалые подводные лодки, к примеру, Ирана! Кроме того, проверить с этой же целью район побережья от Большого острова Кара-Ада на север до мыса Суэ.

            Поводом для проверки явилось сообщение от пограничников с заставы Гасан-Кули Туркменской ССР, якобы их иранские коллеги на одной из периодических встреч похвастались, что их подводная лодка побывала на Астраханском рейде!

            К этому времени было известно, что Иран давно пытался переправить из Карачи на Каспий купленную у Пакистана сверхмалую подводную лодку 5Х-404 итальянского производства. Видимо поэтому было решено проверить возможность астраханскую версию. На всякий случай.
 
            Но совершить столь дальний переход без дозаправки эта лодка не сможет. Значит, где-то на переходе должна быть база. А порт Бекдаш (на восточном побережья Каспия, рядом с границей Туркмения-Казахстан) находится как-раз посередине 1100 километрового расстояния от Гасан-Кули до Астрахани.

            Расстояние от порта Бекдаш  до острова Наргин, до входа в Бакинскую бухту составляет 260 километров.

            Расстояние от того же Гасан-Кули  до Баку - 490 километров.

            А от астаринской границы до Баку всего 230 километров. Т.е. технические возможности лодки 5Х-404 (или какой-либо иной) позволяли ей добраться в 1967 году до Бакинской бухты именно отсюда.

            Однако вернемся к походу в Бекдаша в 1976 году. В течение суток после получения приказа из того же Бекдаша пришло сообщение, что в районе Малого острова Кара-Ада начальник спасательной станции города заметил инопланетянина, который, обнаружив к себе внимание, обратился в бегство, причем семиаршинными шагами. Сел в лодку типа каноэ, усиленно гребя, направился в сторону Большого острова Кара-Ада. Спасатель бросился за ним на своем «Прогрессе» с двумя подвесными моторами «Вихрь», но не догнал. Эти подробности он уже рассказал В.Пашицу при встрече. Но при встрече спасатель был настолько пьяным, что веры его словам особенно не было.

            Складывается ощущение, что после  большой нахлобучки (возможной после случая  с лодкой в Бакинской бухте) морское командование и иное руководство впали  чуть ли не в массовый психоз с истеричной, излишней перестраховкой. Вероятно и для  остальных военных, имеющих какое-либо отношение к морю, информация о лодке не была особенной тайной.

            Ведь незадолго до исследования в Бекдаше В.Пашиц по заданию правоохранительных органов проверял доклад одного яхтенного капитана, принявшего у западного побережья Каспия небольшую скалу за подводную лодку.

            И достаточно было только непроверенной информации иранских пограничников, чтобы организовать экспедицию спецназа в Бекдаш.

            Как и следовало ожидать, проверка в районе Бекдаша также не выявила никаких баз подводных лодок.

            А  в августе 1976 года руководством ККФ были внезапно собраны все командиры, их заместители по политчасти, начальники штабов и соединений флотилии, которым в конференц-зале был представлен представитель Академии наук СССР, офицер запаса Ажажу В.

            Сообщение Ажажи было для всех сенсационным! Начал он его с зачитки сообщения «Белого ТАССа». «Белый ТАСС» - это последние, самые свежие сообщения корреспондентов ТАСС в том первозданном виде, в каком они стекались в Москву со всего света. Они не просеивались через сито редакторского и цензорского отбора, а сразу рассылались по особым спискам – для осведомления высокопоставленных номенклатурных работников.

            Там сообщалось, «что премьер-министр Ирана, обращаясь к Председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину, просил разъяснить непредвиденный случай, происшедший на одном из военных аэродромов близ Тегерана, когда возвращавшиеся после полетов летчики-истребители обнаружили аппарат, похожий на тарелку, а возле него трех огромного роста людей, якобы одетых в высотные костюмы. Они поспешно поднялись по трапу в тарелку, а еще через мгновение тарелка без звука взмыла с огромной скоростью ввысь. Поднятые по тревоге истребители пытались безуспешно приблизиться к тарелке и, поняв, что это из-за разности скоростей невозможно, произвели пуски ракет воздух-воздух. Однако к изумлению пилотов ракеты при подлете к цели сворачивали и продолжали полет по прямой. Затем тарелка, позабавившись с истребителями, на невероятной скорости скрылась».

            Ко всему сказанному остается добавить еще одно свидетельство из воспоминаний В.Пашица.

            «Где-то около 23.00, когда мы подходили к острову Жилой, меня вызвал на мостик командир КСВ мичман Иван Петрович Соловей, здесь же были еще офицеры, мичманы, старшины и матросы. Командир обратил мое внимание на яркую точку, которая из глубин Вселенной приближалась к нам, причем все, находившиеся на мостике, почувствовали какое-то угнетенное состояние по мере ее приближения.

            Через какое-то мгновение она резко изменила направление и исчезла. Рулевой обратил внимание на то, что магнитный компас все это время будоражило, картушка вела себя явно беспокойно, но с исчезновением точки успокоилась, позже мы проверяли поправки компаса, они не отличались от табличных. Гирокомпас вел себя нормально. Откровенно, я и сам почувствовал какой-то дискомфорт, наблюдая за точкой, но с ее исчезновением все встало на свои места, и мы благополучно прибыли в Бегдаш.

            Водолазы-разведчики, бывшие на мостике в тот злополучный момент, рассказали мне, что подобное они периодически наблюдают, стоя на вахте, на наружных постах в части на севере небосклона, но не придают значение, хотя и испытывают угнетаюшее чувство».

            Вот такой калейдоскоп таинственных событий происходил на Каспии в конце 60-70  годах прошлого столетия…


            Upgrade:

            Какова была реакция бакинцев на эту публикацию? Вот  информация от них с бакинского форума:
          

            1.Папа мой дружил с морскими офицерами, педагогами ВМУ, так его знакомый капитан 1 ранга Крачкевич Лев Николаевич, преподавал астрономию штурманам, был на лекции Ажажи и рассказывал он ней. в 76 я был в 10 классе, но помню разговоры взрослых. Семью Пашица папа то же знал. Мне он обещал, что если я не поступлю в институт, то он заберет меня к себе в отряд и сделает настоящим мужчиной. Я занимался подводным плаванием, имел разряд. Книга его очень интересная. Я и не знал о ее существовании. Спасибо Вам за привет из прошлого

 
            2.Здравствуйте. О подводных лодках-малютках я слышала где-то в конце 70-х. Правда, вряд ли мои воспоминания будут так точны, как Ваши. Спортсмены-яхтсмены, тренируясь в море, иногда тайком забрасывали сети- половить рыбу. И как-то раз они ,вытягивая сеть, обнаружили "малютку". От неожиданности и ( чего греха таить)страха они бросили сеть и срочно вернулись на берег. Спустя какое-то время они опять стали выходить в море. но с сетями больше не связывались.

            To, что мы не одни во вселенной такие умные и развитые - факт, не требующий доказательств.

            Да и насчет разведывательной деятельности сопредельных государств на Каспии тоже факт, причем публикации об этом крайне интересны именно для нас, бакинцев.

 
            3.Как то раз, году эдак в 1970, мой приятель, командир(или пониже) одного из эсминцев флотилии каптриранг Мозгунов звал меня в небольшой круиз. Ему нужен был квалифицированный спец по подводной съёмке. Аппаратура у меня была для этого. Предварительно он преподал мне несколько уроков по подводному плаванию с аквалангом. Было очень интересно, уроки я прошел успешно, даже фотография осталась у меня с аквалангом. Но дальше всего этого не пошло - начальство запретило и не дало мне допуск. Хотя я козырял им своим допуском по "форме 2", годным в атомные центры...Но у моряков, видимо, секретность была бОльшая.

            Сейчас я понимаю, что это было связано именно с описываемыми событиями. Интересно было вспомнить!


            4.Насчёт подводных лодок. У меня жена «жилинская», тесть сначала сам строил лодки и плавал, а когда мы познакомились с будущей женой и поженились, он уже не рыбачил. Как то краем уха что-то от  тестя слышал про подводную лодку, но забыл.

            И вот прочитав у тебя, я это перечитал жене пришедшей с работы и она рассказала. Где то в середине 60 годов, отец вечером поставил на лодке сети, а утром часов в пять, перед работой поплыл их снимать, сказав дочери, чтобы она потом перебрала сеть, а рыбу засолила. И вот выбирая сеть, на лодке от берега метрах в 150,он вдруг увидал перископ метрах в 30 от себя.А потом всплыла и лодка.

            Как он потом говорил, по его представлению, подлодка должна быть метров 30 - 50 в длину, а тут всплыла как катерок "Апшеронец".Он сидел не двигаясь, потом она минут через десять зафырчала, как воздух выпускаю фффррр и ушла вглубь.

            Ну а сама жена моя сказала у них на Жилом две батареи  ПВО были, на маяке сухопутные моряки служили, но часто подходили десантные баржи с морпехами, а однажды подошла большая подлодка, но пирс окружили военные моряки и никого не подпускали туда. С ней что то случилось, вот она и всплыла  говорили. Но я думаю, наверное, что-то  секретное перевезли, чтобы меньше глаз видело.





Источники информации:


[1] «Комсомольская правда» (http://kp.ru/daily/23558/43003/)

[2] В.Пашиц, «Подводный спецназ России» (http://www.docme.ru/doc/19711/vitalij-pashic--specnaz-rossii)


Рецензии
Классно
прочитал на вздохе
понравилось
от души - спасибо
с уважением Олег

Олег Устинов   04.06.2015 00:34     Заявить о нарушении
У разведок всегда был повышенный интерес к Баку.
Поэтому принимались соответствующие контрмеры, остающиеся для нас - обывателей незаметными.
Недавно узнал, что наблюдаемые с 50-х годов полеты и посадки на море гидросамолета БЕ-6 являлись отработкой системы против подводных лодок.
Радиогидроакустическая система тех лет так и называлась - «Баку»

Генадий Леонов   04.06.2015 03:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.