Экипаж, вольно!

               

        Приливы и отливы в Баренцевом море – явление периодическое. Вода при этом «двигается» по его акватории то вверх, то вниз. Возникает постоянная необходимость учитывать состояние глубины, вести замеры и расчеты. Не сделав этого, будешь иметь неприятности. При подходе корабля к берегу можно оказаться на осушке. Если прозеваешь крепление своего борта к неподвижному, стационарному причалу (вовремя не ослабишь швартовные концы), можешь «повиснуть» на канатах. А если с борта корабля на берег установлен трап, нужно предусмотреть его скольжение.
   Утро. До подъема Военно-Морского Флага осталось пять минут. Рассыльный докладывает:
-Товарищ командир! До подъема Военно-Морского Флага  осталось пять минут!
 За долгие годы службы  выработалась привычка ориентации во времени. Командир уже готов. Под воротом шинели – белое кашне. Фуражку -- на два пальца выше бровей, чуть наискось, проверка центра по крабу. Контрольный взгляд в зеркало. Все в порядке. Иду. Дверь, комингс*, палуба... Сегодня прохладно. Северный сумрак. Пушистые мокрые снежинки на щеках. Прошла информация, что на подъем флага ожидается прибытие командира соединения. А вот и строй. Родные до боли лица. Моя вторая семья. Ну что, сынки? (это я про себя). Чеканит шаг по сверкающей палубе старший помощник:
       - Товарищ командир! Личный состав корабля на подъем Военно-Морского Флага построен!
  Строевым шагом следуем к центру строя. Вот они, мои орлы! Приветствие. Секундная стрелка чеканит по циферблату. По причалу следует адмирал. Командирский взгляд оценивает  расстояние,  которое надо пройти адмиралу,  и время  до подъема флага... Вот адмирал... четко все выверил... опыт – великое дело.
Команда:
-Равняйсь! Смирно! Равнение направо!
Более восьмидесяти человек держат равнение на встречу начальника. Адмирал идет с достоинством к трапу. Первый шаг сопровождается подъемом руки к козырьку адмиральской фуражки. Бодрая, моложавая походка. Отличная выправка.
Но...
Что это?...
Трап  двигается, скользит к кромке причала, уходит  из-под адмиральских ног.
Тело теряет свою устойчивость.
Вот оно, Баренцево море.
Вот оно: холодное погружение во весь рост.
Только без паники!...
Трап зависает под водой на натянутых швартовных концах.
Скрывается под водой и адмирал. Погружается полностью, с головой. Расходящаяся кругами морская поверхность скрывает его бренное тело. Одиноко раскачивается на волнах адмиральская фуражка с «дубами» и золотистым «крабом» во всю тулью.
Шокирующая сцена.
Не хватает только венок возложить.
Строй непоколебим в выполнении команды «Смирно!».
Непроизвольный сочувственный выдох  раздается над ним.
Минута молчания.
Дежурной службой делаются попытки поддержать страховочный конец трапа.
Командирское:
 - Кто?....
Дежурный?.... Где?...
По корабельной трансляции  на верхнюю палубу, по всему заливу звучит:
  -  Человек за бортом!
 Почти мгновенно в точку «катастрофы» -- два спасательных круга.
 Волны...
Легкий морской бриз.
А вот и адмиральская голова. Мокрые седые волосы. Ладонь у виска...
Командный адмиральский бас продолжает  ритуал парадной встречи, продолжая командовать с поверхности Кольского залива (очень своеобразно: тело под водой, голова на поверхности, правая рука ладонью у виска - как того требует Устав):
 - Экипаж, вольно!
 И добавляет непарламентское выражение: « ....!»
Лицо адмирала невозмутимо. Хоть сейчас в бой.
Сигнал 8.00.
Сигнальщик:
-Товарищ командир! Время вышло!
Командир....
Ритуал подъема флага по вышеописанной причине сорван.
Но Военно-Морской Флаг поднят строго по последнему «пику» хронометра.
Главное радует:
адмирал спасен.
Даже не заболел...
Люблю флот.
Люблю со всеми приливами и отливами, походами и качками.
Люблю флот за его веселую неразбериху.
Люблю флот за повседневное присутствие чувства юмора.
Без него, без юмора, мы бы не выжили:
ни командующие,
ни командиры,
ни замполиты,
ни офицеры,
ни мичманы,
ни старшины,
ни матросы!


Рецензии